Признаки юридического лица. Создание и прекращение юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 01:41, контрольная работа

Описание работы

В целях регулирования участия коллективных образований в имущественных и связанных с ними неимущественных отношениях гражданское законодательство применяет особую правовую конструкцию - юридическое лицо, которое участвует в гражданском обороте и является субъектом гражданских прав и обязанностей.
Появление и развитие института юридического лица вызваны усложнением экономических и социальных отношений, необходимостью удовлетворения хозяйственных, управленческих и культурных потребностей общества. Для реализации возложенных на них задач организации должны вступать в различные товарные отношения с другими участниками оборота.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..03

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА………….....04


СОЗДАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ……………………………......09


ПРЕКРАЩЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ …………………………13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……....20

Работа содержит 1 файл

Хозяйственное право.doc

— 106.50 Кб (Скачать)
 
 

     Решение вопроса  о создании юридического лица, как  правило, требует мобилизации значительных людских и материальных ресурсов является общественно важным обстоятельством и предполагает соблюдение определённых требований. То же самое можно сказать и о прекращении юридического лица. Поэтому процессы их создания и прекращения постоянно находятся под контролем уполномоченных на то организаций (вышестоящих органов юридических лиц собственников их имущества; расчетно-кредитных учреждений в процессе открытия и закрытия счетов юридических лиц: органов юстиции в процессе регистрации их учредительных документов и т.д.). [3]

       В зависимости от характера  участия государственных органов  в регистрации юридического лица  наука гражданского права традиционно  выделяет следующие способы образования  юридических лиц:

     Распорядительный  порядок характеризуется тем, что  юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации организации не требуется. В странах рыночной экономики место распорядительного порядка заступает, как правило, явочный порядок образования юридических лиц. Для него также характерно отсутствие специальной государственной регистрации организации, которые создаются в качестве юридического лица в силу самого факта волеизъявления учредителей.

     Статья 51 ГК РФ не предусматривает никаких исключений из общего правила о необходимости государственной регистрации юридических лиц, поэтому можно полагать, что распорядительный, а также явочный способы образования организации в настоящее время не применяются. [2]

     Разрешительный  порядок заключается в том, что  вначале все члены организации принимают решение о её образовании; после этого необходимо обратиться к компетентной организации за разрешением на такое образование. Это разрешение дается в каждом необходимом случае, оно является актом применения нормы права и относиться не к группе организаций, а к конкретной организации. Прежде чем дать такое разрешение, соответствующий орган проверяет, во-первых, законность образования юридического лица (не противоречит ли его учредительные документы необходимом случае, оно является актом применения нормы права и относиться не к группе организаций, а к конкретной организации. Действующие законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности, но в принципе сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц. [2]

     В нашей стране, как во многих других странах, в качестве общего правила  действует нормативно-явочный порядок  создания юридических лиц.

     Его суть заключается в следующем: во-первых, при нормативно-явочном порядке для создания юридического лица не требуется разрешения какого-либо государственного или муниципального органа, причём отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается. Этим нормативно-явочный порядок отличается от порядка разрешительного, при котором юридическое лицо может быть создано лишь с санкцией компетентного органа власти.

     Во-вторых, при нормативно-явочном порядке  необходимым этапом создания юридического лица является его государственная  регистрация. В этом состоит коренное отличие данного порядка от порядка распорядительного, в соответствии с которым юридическое лицо считается созданным непосредственно в силу волеизъявления (распоряжения) его учредителя, при этом государственной регистрации не требуется.

     Тот факт, что при нормативно-явочном  способе основная часть контроля за созданием юридического лица осуществляется при его регистрации, дало основание  некоторым авторам назвать этот способ "регистрационным". Регистрация  в органы юстиции является заключительным этапом в создании любого юридического лица.

     Прежде  чем подать заявление о государственной  регистрации юридического лица, учредители должны составить и утвердить  его учредительные документы. Учредительными документами юридических лиц  являются учредительный договор и устав. Некоторые организации действуют на основании обоих документов (общества с ограниченной и с дополнительной ответственностью), другие - только на основании учредительного договора (хозяйственные товарищества), третьи - только устава (акционерные общества, кооперативы, унитарные предприятия, почти все некоммерческие организации, а также общества с ограниченной и с дополнительной ответственности, они создаются одним учредителем). Есть, наконец, организации, которые вообще не имеют учредительных документов и действуют на основании общих положений об организации того или иного вида.

     Учредительный договор - это договор, заключаемый  учредителями, в котором они обязуются  создать юридическое лицо и определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности, условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления юридическим лицом, выхода учредителей из его состава (п.2 ст.52 ГК РФ). Учредительный договор вступает в силу с момента его заключения, если в этом договоре не предусмотрено иное.

     Устав - это локальный акт самой организации, который содержит большинство из тех сведений, которые отражаются в учредительном договоре. В отличии  от последнего, он не заключается, а  утверждается учредителями. Устав вступает в силу с момента регистрации юридического лица.

     В учредительных документах юридического лица должны определятся: наименование юридического лица; место его нахождения; порядок управления деятельностью юридического лица; предмет и цели деятельности юридического лица (только для организаций со специальной правоспособностью); иные сведения предусмотренные законом для конкретных видов юридических лиц.

     Государственная регистрация юридического лица, создаваемого путём учреждения, производится по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации.

     Для регистрации юридического лица, создаваемого путём учреждения, его учредители должны представить в регистрирующей орган следующие документы:

     Заявление о государственной регистрации  юридического лица, подписанное учредителем (учредителями);

     Решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа  в соответствии с законодательством;

     Учредительные документы юридического лица;

     Документ  об уплате государственной пошлины;

     Если  одним из учредителей юридического лица выступает иностранное юридическое  лицо - документ, подтверждающий его  юридический статус.

     Требовать представления иных документов, помимо указанных, регистрирующий орган не вправе.

     Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Моментом государственной  регистрации юридического лица является внесение регистрирующим органом соответствующей записи в реестр юридических лиц. Именно в этот момент юридическое лицо считается созданным и у него возникают гражданские право - и дееспособность.

     Отказ в государственной регистрации  допускается только в случае:

     Непредставления документов, необходимых для государственной  регистрации.

     Представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

     Никакие другие обстоятельства не могут служить  основанием для отказа в государственной  регистрации. 
 
 

     3. ПРЕКРАЩЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 

     Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации  или ликвидации и, как правило, носит  окончательный характер. Однако закон  предусматривает и возможность  временного прекращения, то есть приостановления деятельности ряда организаций.[6]

     Как уже отмечалось, юридическое лицо может быть создано путём учреждения, но и путём реорганизации уже  существующего юридического лица.

     Вообще, реорганизация - это способ создания и (или) прекращения юридических  лиц, вследствие которого происходит преемство в правах и обязанностях между юридическими лицами. Существует пять форм реорганизации:

     1. Слияние. Несколько юридических лиц "сливаются" в одно юридическое лицо. В результате происходит прекращение нескольких организаций и образование одной новой организации, к которой переходят все права и обязанности прекращённых юридических лиц.

     2. Присоединение. К одному юридическому лицу присоединяется другое юридическое лицо или лица. Вследствие этого присоединённые юридические лица прекращаются, все их права и обязанности переходят к присоединившему юридическому лицу, которое продолжает существовать, а новых юридических лиц не возникает. Таким образом, данная форма реорганизации не является способом создания юридических лиц.

     3. Разделение. Одно юридическое лицо разделяется на два или более юридических лиц. В результате разделённое юридическое лицо прекращается, и вместо него возникают новые юридические лица, к которым в соответствии с разделительным балансом переходят все права и обязанности прекратившего своё существование юридического лица.

     4. Выделение. Из состава юридического лица выделяется структурная единица, которая становиться самостоятельным юридическим лицом. Вследствие выделения возникает новая организация, к которой в соответствии с разделительным балансом переходит часть прав и обязанностей выделившей её организации, однако последняя при этом не прекращается. Такая реорганизация не является способом прекращения юридических лиц.

     5. Преобразование. Реорганизация в форме преобразования - это изменение юридическим лицом своей организационно - правовой формы. Например, общество с ограниченной ответственностью может преобразоваться в акционерное общество. В результате ранее существовавшее юридическое лицо прекращается и возникает новое юридическое лицо, к которому переходят все права и обязанности первого.

     Таким образом, выделение является способом создания юридических лиц, присоединение - способом их прекращения, остальные  же формы реорганизации - в одно и  то же время способами и создания, и прекращения юридических лиц.

     Реорганизация, как правило, проводится по решению  участников юридического лица (или  собственника его имущества), то есть добровольно. Однако в отношении  коммерческих организаций закон  предусматривает и такие случаи, когда реорганизация может быть произведена принудительно. [6]

     Причём, если решение суда или компетентного  органа о реорганизации не выполнено  в установленный срок, суд назначает  внешнего управляющего юридическим  лицом, который и осуществляет его реорганизацию (п.2 ст.57 ГК РФ). [2]

     Реорганизация существенно затрагивает интересы кредиторов юридического лица, коль скоро  их должник прекратит своё существование. Поэтому обязательным её условием является предварительное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков (ст.60 ГК РФ). [2]

     Вследствие  реорганизации юридических лиц  происходит правопреемство, то есть преемство  в субъективных правах и обязанностях, которые от одних юридических лиц переходят к другим. Правопреемство оформляется передаточным актом или разделительным балансом. Передаточный акт составляется при реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования; разделительный баланс - при разделении и выделение. Разделительный баланс - это документ, в котором указывается, какие именно права и обязанности реорганизуемого юридического лица, к которому из вновь созданных юридических переходят. Данный документ имеет важное значение для взаимоотношений вновь созданных юридических лиц с должниками и кредиторами реорганизационного юридического лица.

     Реорганизация может быть произведена в добровольном или принудительном порядке. В первом случае решение о реорганизации  принимается участниками или органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами. Принудительно может быть осуществлена реорганизация только в форме разделения или выделения и только в случаях, установленных федеральным законом, например для пресечения монополистической деятельности на товарном рынке.

Информация о работе Признаки юридического лица. Создание и прекращение юридических лиц