Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 22:44, доклад
Якорение - это психологический процесс, при котором происходит внутреннее запечатление с некоторым внешним пусковым механизмом (аналогичным классическим условным рефлексам), так что реакция запечатления может быть вызвана как произвольно, так и естественно. «Якорь» в сознании человека можно поставить с помощью чего угодно: зрительного образа, прикосновения, действия, музыки. Установление «якоря» может происходить как несознательно, так и намеренно(оперативно).
Работу выполнила Каблукова Ю.О.
Группа PR-1111
Принцип «Якорения»
Якорение - это психологический процесс, при котором происходит внутреннее запечатление с некоторым внешним пусковым механизмом (аналогичным классическим условным рефлексам), так что реакция запечатления может быть вызвана как произвольно, так и естественно. «Якорь» в сознании человека можно поставить с помощью чего угодно: зрительного образа, прикосновения, действия, музыки. Установление «якоря» может происходить как несознательно, так и намеренно(оперативно).
Несознательных проявлений якорения случается очень много. Стоит человеку услышать знакомую мелодию, и он тут же вспоминает, при каких обстоятельствах слышал ее в последний раз. Зачастую этот «якорь» встречается среди влюбленных пар, у которых есть «их песня» - песня, которая звучала при их знакомстве, их первом поцелуе и т.д. Вспоминая эту песню, эти люди проворачивают в своем сознании все приятные моменты своих отношений. Однако если влюбленные разошлись, то в последствии эта песня будет вызывать скорее негативные эмоции, которые остались после расставания.
Так же музыка может заякорить и другой спектр эмоций, ассоциаций и воспоминаний. Например колыбельные всегда вызывают теплые воспоминания о детстве и маме. Траурный марш наводит на скорбные мысли. В качестве примера можно привести так же «отбивки» или же любые музыкальные подложки команд КВН. Так как за одно выступление одна и та же «фирменная» перебивка команды повторяется несколько раз, то зритель ее быстро запоминает, и в последствии где бы он не услышал эту мелодию он будет вспоминать об этой команде. При чем нужно учесть: чем лучше выступала команда, тем позитивней настроение возникает у человека. Конечно, если у него нет личной неприязни к кому-либо из участников команды.
Да и впрочем, если какая-то личность вызывает крайнюю неприязнь то все связанное с ней будет вызывать отторжение. В качестве примера можно привести такую ситуацию из личного опыта: у меня была подруга, с которой мы когда-то хорошо дружили и я знала о ней все. Но так случилось, что мы поссорились и больше не общаемся, а если где и пересекаемся, то делаем вид, что друг друга не знаем. И теперь любая ассоциация с ней у меня вызывает бурю отрицательных эмоций, хотя это могут быть вполне привычные вещи (марка одежды, прическа, места в городе, музыка).
Впрочем, есть и такие ситуации, когда определенные действия превращаются в какой-либо рефлекс. Человеку хватает сунуть один раз руку в огонь, чтобы больше никогда этого осознанно не делать. Бывает достаточно один раз быть побитым в темном переулочке, чтобы бояться каждый раз, когда в темное время приходится возвращаться домой. Есть и другие ситуации, часто их в шутку называют «клиническими» - когда доведенное до автоматизма действие начинаешь повторять в ненужных ситуациях. Часто встречаются такие ситуации, что человек каждый день ест что-либо (макароны, картошка, пельмени), при этом обильно поливая все блюдо майонезом. Поставив «якорь» на то, что в пищу нужно добавлять в майонез, с утра этот человек вполне может добавить себе в чай вместо сахара тот самый пресловутый майонез. Или же рабочий человек (или студент) каждый день ездит на метро. Тот, кто часто ездит в метро знает, чтобы пройти турникет, нужно приложить карточку к специальному кружку. И вот, путь в метрополитен уже открыт. И когда этот человек оказывается перед подъездом своего дома, естественным желанием, чтобы открыть дверь (то есть освободить свой путь), становится желание приложить проездной метро к месту для ключа от домофона. Порой проходит достаточно много времени, прежде чем человек осознает, что не так.
Это примеры
несознательного якорения, однако
известны случаи применения
В наше время якорение применяется в рекламе и PR с целью привлечения и удержания аудитории. В качестве примера можно привести известную новогоднюю рекламу Coca-Cola. Уже много лет в эфирах всех телеканалов примерно за полтора месяца до Нового Года появляется ролик с красной праздничной фурой и добродушным Санта Клаусом. Видео- и звуко- ряд из этой рекламы настолько прочно вошел в сознание людей, что теперь как только этот ролик появляется на телевидении, в каждом человеке возникают праздничные эмоции и эйфория в связи с предстоящим праздником. При всем этом Coca-Cola остается в выйгрыше, потому что уже на подсознательном уровне каждый обыватель стремится купить к праздничному столу пару бутылок напитка. Поэтому создается вполне закономерная аналогия Новый Год= Соса-Cola. Наряду с оливье и мандаринами.
Из примеров можно так же привести PR-акции, использующие флешмобы. Особенно популярный флешмоб “Free hugs” («Свободные объятия»), когда по улице ходят люди и предлагают свои объятия другим. Крайне позитивная акция, вызывающая у людей радость и улыбки, надолго запоминается прохожим, которые попали в подобную акцию. А если на участниках флешмоба присутствует логотип или что-то связанное с компанией организацией, то при следующем объятии человек вспомнит о таком хорошем эмоциональном опыте, и вслед за этим воспоминанием «заякорится» и бренд-организатор мероприятия.