Прикладная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:30, реферат

Описание работы

Прикладная психология — общий термин, используемый для обозначения всех тех отраслей психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях, таких как образование (педагогика), промышленность (эргономика), маркетинг, опрос общественного мнения, спорт (психология спорта), кадровая служба (психодиагностика) и т. п. и/или обнаружить базовые принципы, которые могут быть применены таким образом.

Содержание

Введение
І. Прикладная и практическая психология
ІІ. Методы прикладной психологии
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Прикладная психология.docx

— 29.33 Кб (Скачать)

     Утверждения или вопросы, из которых состоит  личностный опросчик, формулируются таким образом, чтобы тестируемый не смог определить, на что, т.е. на измерение какой черт личности, они нацелены. Как правило, утверждения предлагаются в случайном порядке (на отдельных карточках или списком). При обработке (вручную или на компьютере) ответы распределяются по определенным шкалам. На каждую шкалу выпадает достаточно большое количество утверждений, что гарантирует от влияния случайных факторов.

     MMPI- Миннесотский многоаспектный  личностный опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory) - разработан в США в 1940 году. В 1971 году был адаптирован в нашей стране. С помощью MMPI изучаются: уровень тревожности, эмоциональность, контроль над эмоциями, самооценка, общительность, разнообразные эмоциональные отклонения (злопамятность, обидчивость, холодность чувств, бредовая настроенность и др.).

     MMPI- Миннесотский многоаспектный  личностный опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory) - разработан в США в 1940 году. В 1971 году был адаптирован в нашей стране. С помощью MMPI изучаются: уровень тревожности, эмоциональность, контроль над эмоциями, самооценка, общительность, разнообразные эмоциональные отклонения (злопамятность, обидчивость, холодность чувств, бредовая настроенность и др.).

     Личностный  опросник Кэттелла (Sixteen Personality Factor Questionnaire, 16PF) был впервые опубликован в США в 1950году. Содержит 187 утверждений, измеряющих 16 первичных и 4 вторичных черт личности (интеллектуальные, эмоционально-волевые и коммуникативные). В отличие от MMPI этот тест не имеет оценочных шкал, выражающих отношение обследуемого лица к факту его тестирования и предохраняющих от намеренных искажений. По отношению к MMPI тест Кэттелла может выступать как дополнительный.

     Проективные тестовые методики. Основываются на использовании неопределенных, неоднозначных стимулов, которые обследуемый должен интерпретировать, развить, дополнить, объяснить и т.п. При этом предполагается, что каждое высказывание, действие, эмоциональная реакция индивидуума несет на себе отпечаток внутреннего мира личности. В проективных тестах смысл тестирования завуалирован. Остановим на некоторых проективных методиках, применяемых в pa6oте с оперативным составом.

     Тест  Роршаха - проективная методика исследования личности - разработан Г. Роршахом в 1921 году. Стимульный материал теста представляет собой 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными изображениями (так называемые "пятна Роршаха"). Испытуемый должен ответить на вопрос, на что похожи эти пятна. По его ответам можно судить о характере эмоционально-волевой сферы (степени импульсивности, возбудимости, преобладающем настроении, устойчивости к стрессу), а также о самооценке и особенностях интеллекта.

     ТАТ - тематический апперцепционный  тест (Thematic Apperception Test) - создан американскими психологами Х. Морганом и Г. Мюреем в 1935 году. Стимульный материал теста представляет стандартный набор из 31 карточки: 30 черно-белых картинок и одна пустая карточка, на которой испытуемый может вообразить любую сцену. На картинках изображены относительно неопределенные ситуации, допускающие их неоднозначное толкование. В то же время каждый из рисунков обладает особой стимулирующей силой, провоцируя, например, на агрессивные реакции, проявление разнообразных установок.

     В ходе обследования предъявляется в  определенной последовательности серия  из 20 картинок. К каждой испытуемый должен придумать рассказ о том, что привело к ситуации изображенной на ней, что происходит в настоящее  время, о чем думают, что чувствуют  действующие лица, чем эта ситуация закончится. Все рассказы дословно протоколируются.

     Использование теста тематической апперцепции  позволяет выявить большой спектр личностных характеристик.

     Тест  Люшера основан на субъективном предпочтении цветовых стимулов. Стимульный материал состоит из стандартных, разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов со стороной 28 мм. Обычно используется набор из 8 цветных квадратов. Главными цветами считаются синий, зеленый, красный, желтый, а дополнительными - фиолетовый, коричневый черный и серый (нулевой). Испытуемого просят разложить квадраты в порядке предпочтения. По результатам тестирования выявляются разнообразные особенности его эмоционально-волевой сферы.

     Тесты способностей. Эти тесты служат для выявления преимущественно интеллектуальных способностей людей, а также индивидуальных особенностей их памяти, внимания и других психических процессов. Тесты подобного класса могут быть использованы и для психологической диагностики наличного уровня знаний, умений и навыков обследуемого в той или иной области.

     Тест Равена предназначен для измерения уровня интеллектуального развития. Материал теста состоит из 60 матриц или композиций с одним пропущенным элементом. Они разделены на 5 серий по 12 однотипных матриц возрастающей сложности в каждой серии. Испытуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы из 6-8 предложенных вариантов. Каждое верное решение оценивается в один балл. Тест оказался достаточно Валиным при измерении быстроты и логичности мышления, общей умственной работоспособности, сообразительности и находчивости.

     Тест  Амтхауэра - комплексный интеллектуальный тест, который применяется для измерения структуры интеллекта. Включает 9 субътестов, представляющих собой разнообразные задачи, решение которых позволяет судить о способности обследуемого к абстрактному мышлению, языкового чутья, способности к сосредоточению внимания и сохранению в памяти усвоенной информации.

     К преимуществу психологических тестов можно отнести объективность  процедуры обследования, быстроту получения  данных, стандартный вариант презентации  результатов, а также возможность  выразить их в четкой и ясной количественной форме. Вместе с этим результаты тестирования (в данном случае наиболее широко используемые личностные опросники) отражают по преимуществу формально- динамические черты личности такие, как тревожность, агрессивность, впечатлительность, общительность и т.п. Мотивация поведения и деятельности, а также морально-нравственные качества личности остаются, как правило, за пределами тестового обследования.

     При анализе и обработке данных, полученных в ходе тестирования и индивидуального  собеседования, нельзя также забывать о том, что сам факт участия  в обследовании оказывает на обследуемых  лиц такое влияние, что они  очень часто ведут себя именно так, как ожидает психолог.

     При восприятии и оценке результатов  тестирования нужно учитывать склонность людей принимать за чистую монету описания или общие оценки своей  личности (а тем более личности другого человека), если эти оценки преподносятся под научным (магическим или ритуальным) соусом. Указанные  явления в психологии называют эффектами  Хортона и Барнума.

     Эффект  Хоторна состоит в том, что когда на людей обращают специальное влияние, например, приглашают участвовать в эксперименте, то они очень часто ведут себя именно так ожидают от них экспериментаторы.

     Эффект  Барнума назван по имени основателя знаменитого цирка Фианеаса Т. Барнума, утверждавшего, что "каждую минуту на свет рождается простофиля". Спекулируя на психологическом невежестве людей, астрологи, гадатели, маги и волшебники пытаются внушить им желаемые представления.

     Целям психологического изучения профессионально  важных для успешной практической деятельности качеств служит также метод моделирования  профессионально значимых ситуаций, а также учебное деловые игры.

Указанными  выше задачами и методами прикладной психологии, по-видимому, не исчерпываются возможные пути применения положений психологической науки в целях совершенствования конкретной практической деятельности. Немаловажно подчеркнуть, что для обеспечения полноценного "функционирования" прикладной психологии необходимо проведение в этой области знания на систематической основе теоретических и прикладных исследований, соответствующее ее кадровое и материально-техническое оснащение.

     Целенаправленное  и концентрированное использование  возможностей прикладной психологии на всех отмеченных направлениях имеет  перспективу при организации  в системе того или иного ведомства  единой социально-психологической  службы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Горбатенко А.С. Общая и прикладная психология М., Высшее образование, 2002г
  2. www.psihozond.ru
  3. www.psychologos.ru

Информация о работе Прикладная психология