Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 19:58, реферат
Брак - это сложнейший социальный институт, являющийся совокупным результатом взаимодействия факторов социального, природного, индивидуального и общественного, единичного и общего характера. Стабильность как самого брака, так и основанной на нем семьи в значительной мере будет зависеть от содержания и характера мотивов заключения брака. Исследование этих мотивов позволяет выяснить механизм формирования будущих брачно-семейных отношений и спрогнозировать их положительный или отрицательный социальный потенциал.
Брак - это
сложнейший социальный институт, являющийся
совокупным результатом взаимодействия
факторов социального, природного, индивидуального
и общественного, единичного и общего
характера. Стабильность как самого брака,
так и основанной на нем семьи в значительной
мере будет зависеть от содержания и характера
мотивов заключения брака. Исследование
этих мотивов позволяет выяснить механизм
формирования будущих брачно-семейных
отношений и спрогнозировать их положительный
или отрицательный социальный потенциал.
В научной литературе “мотив” принято
рассматривать как побудительную причину
действий и поступков человека. Исходным
побуждением человека к деятельности
являются его потребности. В любой сложной
деятельности всегда выделяется мотив,
играющий ведущую роль /4, 875/. По мнению
А.Н. Леонтьева, “ мотив мы употребляем
не для обозначения переживания потребности,
но как означающий то объективное, в чем
эта потребность конкретизируется в данных
условиях и на что направляется деятельность
как на побуждающее ее” /1, 300/. Р.С. Немов
отмечает, что “мотив – это то, что принадлежит
самому субъекту поведения, является его
устойчивым личностным свойством, изнутри
побуждающим к совершению определенных
действий” /3, 465/.
Л.Б. Шнейдер выделяет три мотива на брак:
1) Мотив “факт брака”. Главная движущая
сила в этом случае – намерение заключить
брак. Порой это происходит под влиянием
других при реализации лозунга “Пора!”.
При этом другой человек является только
средством для исполнения заветного желания
– жениться или выйти замуж. В общем неважно,
какой именно партнер рядом.
2) Мотив “определенный тип брака”. В этих
случаях действуют более уверенные люди,
они ориентируются на такого партнера,
который способен осуществить их мечты
и соответствует некоему представлению
о престижном варианте брачных отношений.
3) Мотив “определенного человека”. Избранник
воспринимается как конкретный реальный
человек, со всеми слабостями и недостатками.
Делается сознательный выбор с установкой
на принятие определенного человека и
с вытекающей отсюда личной ответственностью
за свои чувства /5, 158-159/.
Мотивы вступления в брак можно рассматривать
не как кратковременный душевный порыв,
а как длительный процесс, в результате
которого взгляды, установки и ориентации,
сформировавшиеся в определенной обстановке,
побуждают людей к активизации своей деятельности
в направлении удовлетворения своих социальных
и природных потребностей в браке. В этом
случае представляется естественным,
что чем выше степень зрелости взглядов
и установок на брак, тем выше и социальная
зрелость порождаемых ими мотивов вступления
в брак. Мотивы могут быть как осознаваемыми,
так и неосознаваемыми психологическими
факторами, побуждающими и направляющими
поведение человека. К.Г. Юнг в статье “Брак
как психологическое отношение” пишет
о том, что молодому человеку дана возможность
неполного понимания как других, так и
самого себя, поэтому он не может быть
удовлетворительно осведомлен о мотивах
других людей, в том числе и о своих собственных.
В большинстве случаев он поступает, как
правило, под влиянием бессознательных
мотивов. Бессознательные мотивы по Юнгу
имеют как личностную, так и всеобщую природу.
Прежде всего это мотивы, вызванные родительским
влиянием. В этом смысле для молодого человека
определяющим является отношение к матери,
а для девушки – к отцу. В первую очередь
это степень связанности с родителями,
которая бессознательно влияет на выбор
супруга, поощряя или затрудняя его. Бессознательная
связанность усложняет выбор и вызывает
своеобразные модификации /5, 159/.
Среди мотивов поиска брачного партнера,
по данным Н.Ф. Федотовой и Л.А. Филипповой
(1977), наиболее часто указываются: стремление
к половой близости, желание проявлять
заботу (эти мотивы чаще отмечаются мужчинами),
желание испытывать заботу (чаще отмечаются
женщинами), желание любить и быть любимым
(чаще у женщин), стремление найти подобного
себе человека, желание быть понятым. Мотивация
на организацию семьи сильнее выражена
у женщин, чем у мужчин. З.И. Файнбург (1970)
сводит мотивацию брака к трем основным
причинам: биологической, социально –
культурной и экономической /2, 222/.
Мотивы вступления в брак существенно
зависят от социального положения субъекта,
его пола, возраста, имеющихся ценностей
жизни и других факторов. У большинства
молодых людей главным мотивом выбора
будущего супруга называлась любовь (А.Г.
Харчев, 1979; С.И. Голод, 1984, 1990; Н.Г. Юркевич,
1970). Так, по данным обследования в 2002 –
2003 годах, этот фактор отмечен у 70 % студентов.
Отмечается и роль материального фактора
в выборе супруга, то есть желание быть
материально обеспеченным (“брак по расчету”).
Играет роль и желание связать свою судьбу
со знаменитым, популярным, известным
в обществе человеком (“покупаться в лучах
его славы”), стремление к семейному уюту,
боязнь одиночества, желание иметь детей
и проявлять взаимную заботу (все это чаще
отмечается девушками). С возрастом (от
18 до 30 лет) различия между мотивами вступления
в брак у мужчин и женщин уменьшаются.
Е. Ильин отмечает, что наибольшее сходство
наблюдается в случаях, когда муж несколько
старше жены, а наибольшее расхождение
– когда жена старше мужа /2, 222/.
В то же время, несмотря на, казалось бы,
наиболее приемлемую причину брака –
любовь, она не гарантирует прочности
брака (Д.М Чечота, 1976). Все дело в том, что
под одним и тем же мотивом (“по любви”)
скрываются разные потребности (чувства).
Когда под любовью понимается сексуальное
влечение (“эрос”), то она не является
гарантией прочного брака, если не подкреплена
другими потребностями и мотиваторами
из нравственной сферы человека. Только
в тех случаях, когда любимый воспринимается
как незаменимый по своим индивидуальным
качествам и целью любви является не получение
эгоистического удовлетворения, а испытание
радости через радость другого человека
(такая любовь называлась древними греками
“агапе”), исключается возможность “пресыщения”
партнером и отказа от него /2, 223/.
Известный психолог А.Б. Добрович выделил
группу мотивов, побуждающих человека
вступать в брак, которые чаще всего не
осознаются. К ним он относит: общность
интересов, уязвленное самолюбие, ловушка
неполноценности, интимная удача, взаимная
легкодоступность, жалость, выгода, месть
(“назло обидчику”), боязнь одиночества.
Данные мотивационные модификации могут
быть осознаны, и тогда, при условии, что
люди не лукавят сами с собой, намерения
серьезны, а ответственность за семейную
жизнь принимается в полном объеме, есть
шанс, что брак может оказаться успешным
/5, 160/. За рамками аналитической психологии
исследователи выделяют три большие группы
брачных мотивов. В первую группу входят
эмоционально-этические мотивы, во вторую
– мотивы самореализации, в третью – мотивы
долга и обязанности. Вероятно, принятие
решения о вступлении в брак определяется
всей совокупностью брачных мотивов, просто
один из них становится ведущим. Таким
мотивом повсеместно является любовь
/5, 161/.
Таким образом, можно утв ерждать, что
для вступающих в брак, мотивы, которыми
они при этом руководствуются, являются
фундаментом, на котором затем можно строить
семейные отношения. Формирование мотивов
- это сложный и длительный процесс, в течение
которого в сознании индивида складываются
определенные взгляды по вопросам брака
и семьи. При этом содержание (взглядов)
определяется характером социально-экономических
условий, духовного потенциала общества,
господствующих традиционных установок
и норм поведения.
Известный психолог А.Б. Добрович выделил группу мотивов, побуждающих человека вступать в брак, которые чаще всего не осознаются. К ним он относит:
Проблема
возникает в ситуациях
Гендова. Мотивы брака:
- мотив любви
- проявление себя, взрослости
- выйти из под опеки родителей
- мотив беременности
2. 23-30лет:
- оформление существующих
- желание иметь семью, детей
- соц.престиж
3. 30-40 лет:
- желание создать семью для детей
- избежать одиночество