Причины девиантного поведения в юношеском возрасте. Алкоголизм и наркомания

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 18:06, реферат

Описание работы

Актуальность темы обуславливается тем, что с каждым годом растёт детская безнадзорность, преступность, наркомания, прослеживается тенденция увеличения числа детей с девиантным поведением. Отклонения в поведении ребёнка это результат социально–экономической, политической, экологической нестабильности общества, усиления псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, неблагополучных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемия разводов, существенные недостатки в работе образовательных учреждений.

Содержание

Вступление 3
Причины девиантного поведения 5
Факторы, способствующие формированию алкоголизма у юношей 8
Причины и факторы наркомании среди юношей 11
Вывод 13
Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

Причини девіантної поведінки. Алкоголізм і наркоманія..docx

— 38.42 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

 

Вступление 3

Причины девиантного поведения 5

Факторы, способствующие формированию алкоголизма у юношей 8

Причины и факторы наркомании среди юношей 11

Вывод 13

Список использованной литературы 15

 

 

Вступление

 

Актуальность  темы обуславливается тем, что с каждым годом растёт детская безнадзорность, преступность, наркомания, прослеживается тенденция увеличения числа детей с девиантным поведением. Отклонения в поведении ребёнка это результат социально–экономической, политической, экологической нестабильности общества, усиления псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, неблагополучных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемия разводов, существенные недостатки в работе образовательных учреждений. Для решения всех этих общественно-значимых проблем, прежде всего, необходимо точно знать причины и видеть предпосылки девиантного поведения.

Девиантное  поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.  В этой работе мы рассмотрим такие распространённые формы девиантного поведения, как алкоголизм, наркомания и сектантство. На данный момент, эти проблемы являются особенно актуальными на территории Украины. В 41 стране мира среди школьников был проведён опрос всемирной организацией здравоохранения, на предмет употребления алкоголя. По результатам этого опроса, Украина занимает первое место. 40% украинских школьников употребляют алкоголь, и помимо этого проблема состоит в том, что эти показатели растут. Результаты общественного опроса подтверждают, что пьянство является главной проблемой украинского общества.  Наркомания в Украине увеличивается на 8 % в год, и эта тенденция является одной из самых высоких в мире. 70% наркоманов – люди юношеского возраста. [7]

Цель исследования – определить причины появления девиантного поведения у детей старшего школьного возраста и факторы, которые на появление алкоголизма и наркомании у школьников.

Объект  исследования – девиантное поведение у юношей, природа алкоголизма и наркомании в этом возрасте.

Предмет исследования – причины, предпосылки и факторы возникновения девиантного поведения, алкоголизма и наркомании у юношей.

Задания исследования:

  1. Изучить причины девиантного поведения, его разновидности и характеристику школьника, подходящего под определение девианта.
  2. Изучить причины алкоголизма у юношей.
  3. Изучить причины наркомании среди школьников.

 

Причины девиантного поведения 

 

  Слово «девиантный» имеет латинское  происхождение (deviato – отклонение). Отклоняющееся поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. [2, c. 8]

- Отклоняющееся поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

- Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит ущерб самой личности или окружающим людям.

- Для отклоняющегося поведения характерно то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.

- Рассматриваемое поведение можно характеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

- Для того, чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности.

- Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы.

Выделяют  следующие причины отрицательного поведения:

I. Неправильное  воспитание

Одной из основных причин отрицательного поведения является неправильное воспитание детей в семье.

«Трудный» подросток, как правило, живёт в трудной семье. Он является свидетелем конфликтов между родителями и ощущает невнимание к своему внутреннему миру. [7]

 

К семьям, которые создают условия  «повышенного риска» для отклоняющегося поведения подростков и юношей, относятся неполные семьи, конфликтные семьи, асоциальные семьи, формальные семьи и «алкогольные» семьи.

Было  бы неверным недооценивать при анализе  основных причин отклонений от норм поведения  подростков и юношей роль учебных и внеучебных учреждений. Отношение школьников и студентов к учебной деятельности является ведущим фактором, который способствует формированию личности в определенном направлении в период обучения. Подавляющее большинство подростков и юношей, имеющих отклонения от норм поведения, учатся плохо, не имеют и не выполняют общественных поручений. Отношение таких детей и подростков к учебному заведению, как правило, отрицательное. Неуспеваемость приводит к развитию конфликтов с классом, группой, учителями, родителями. Подростки, юноши постепенно выбывают из сферы общения своего коллектива. [2, c. 33]

 

II. Медико-биологические  факторы

 

Одним из клинико-биологических отрицательных  факторов следует назвать наследственность, снижающую защитные механизмы и  ограничивающую приспособительные  функции личности.

Наряду  с влиянием наследственности, существенное значение имеет и биологическая  неполноценность нервных клеток мозга, обусловленная такими неблагоприятными факторами, как тяжелые заболевания  в первые годы жизни и травмы головного  мозга, которые приводят к своеобразным особенностям темперамента и проявляются в эмоциональной неустойчивости подростков, в слабости защитных и приспособительных механизмов.

 

Особую  роль в возникновении нарушений  поведения играют особенности подросткового  возраста, который характеризуется  бурным ростом организма, началом и  завершением полового созревания, совершенствованием функции органов различных систем организма, в том числе и центральной  нервной системы. Говоря об особенностях подросткового возраста, следует  коснуться такой важной современной  проблемы, как акселерация. Современные условия жизни оказывают на организм ребенка более интенсивное воздействие, чем полвека назад, темп жизни ускорился. Происходит и определенное ускорение физического и полового развития. Вместе с тем у подростков сохраняются детские интересы, эмоциональная неустойчивость, незрелость гражданских понятий и представлений. Возникает диспропорция между физическим развитием и социальной адаптацией. При неустойчивой нервной системе и еще не сформировавшихся жизненных взглядах и убеждениях, подросток оказывается более восприимчивым к воздействию примеров негативного поведения. [7]

Только  на основе учета и анализа основных причин отклонения подростков и юношей от норм поведения определяются содержание, формы и методы воспитательной работы с ними.

Факторы, способствующие формированию алкоголизма у юношей

 

В настоящее  время выделяют три основные группы факторов, способствующих формированию пьянства и алкоголизма у подростков: социальные, психологические и биологические.

Социальные факторы. К ним относят питейные традиции народа, социальное положение, национальную и религиозную принадлежность, обычаи и влияние ближайшего окружения (семья, товарищи, компания). Социальные факторы, способствующие развитию пьянства и алкоголизма, обычно совпадают.

Среди факторов, влияющих на формирование алкоголизма  у подростков, на первом месте стоят  такие, как: 1) условия воспитания в  семье; 2) низкий уровень образования; 3) раннее вступление в самостоятельную  жизнь; 4) раннее употребление алкоголя; 5) влияние неформальной группы сверстников. [1, c. 258]

Особое значение среди факторов, способствующих формированию пьянства у подростков, имеет влияние  окружающей микросреды и в первую очередь семьи. Наибольшее значение в этом плане имеют такие социальные факторы, как алкогольные традиции семьи, низкий культурный уровень и  конфликтные взаимоотношения родителей, негативное отношение к образованию, игнорирование общественных интересов. В семьях алкоголиков, наряду с пьянством, обычно процветают разврат, стяжательство, скандалы. Дети здесь лишены внимания и контроля. Они предоставлены самим себе, часто пропускают школьные занятия, отстают в учебе, рано приобщаются к асоциальным группам. Иногда родители сами приучают детей к пьянству и асоциальному образу жизни. [1, 263]

Важным фактором, способствующим формированию раннего  алкоголизма, является вовлечение подростка  в компанию сверстников, где процветает пьянство.

Подросткам  свойственно почти инстинктивное  влечение к группированию. Однако если такая группа не контролируется взрослыми (а так бывает чаще всего) и ведет  асоциальный образ жизни, то она  может стать основным регулятором  поведения так называемых «трудных подростков», являясь «группой повышенного  риска» формирования пьянства и алкоголизма.

Психологические факторы. К ним, прежде всего, относится опьяняющее свойство алкоголя, сопровождающееся повышением настроения, чувством «удовлетворенности», облегчением межличностных контактов. Состояние опьянения на короткое время снижает общее напряжение, уменьшает волнение, робость, неудовлетворенность собой. Эта иллюзия психического и физического комфорта лежит в основе влечения к алкоголю и является важным психологическим фактором в формировании алкоголизма. Личность неустойчивая, с выраженными отклонениями в характере, трудно приспосабливается к внешней среде и иногда именно поэтому прибегает к алкоголю. Подросток в силу своей психической и социальной незрелости менее защищен от внешних и внутренних вредностей, чем сформировавшийся взрослый человек. Поэтому патологическая зависимость от алкоголя в юном возрасте формируется особенно быстро. [3, c. 95]

В тоже время  изучение личностных особенностей взрослых людей, склонных к злоупотреблению  алкоголем, показало, что очи, так  же как и подростки, отличаются психической  и социальной незрелостью. Одни из них  слишком легковерны, непрактичны, слабовольны, инфантильны; другие излишне самоуверенны, ищут признания, тщеславны, болезненно переживают малейшие жизненные неудачи. Все они плохо приспособлены  к окружающей среде и проявляют  низкую устойчивость к обычным психотравмирующим  ситуациям. Они не способны сопротивляться напряжению, мобилизовать свои внутренние силы и при малейших трудностях прибегают  к «помощи» опьяняющего действия алкоголя.

Биологические факторы.

Наследственные, или генетические, факторы могут  обуславливать предрасположенность  к алкоголизму, однако прямо его  не определяют. К настоящему времени  накопился большой фактический  материал, свидетельствующий о том, что дети, рожденные в семьях алкоголиков, более подвержены алкоголизму, чем  дети здоровых родителей. В 70-х годах был начат эксперимент: 2000 детей, рожденных в семьях алкоголиков, были сразу же после рождения отданы на воспитание в здоровые семьи. Дальнейшие наблюдения показали, что склонность к формированию алкоголизма у этих лиц, достигших подросткового возраста, оказалась более выраженной, чем у детей, родившихся в обычных семьях. [3, c. 102]

 

Причины и факторы наркомании среди юношей

 

Существует  много причин и условий, способствующих приобщению подростка к наркотикам. Ученые выделяют следующие причины и факторы, способствующие развитию наркозависимости у детей и подростков:

    1. Социальные

- неблагополучная семья (алкоголизм или наркомания родителей, низкий жизненный уровень, отсутствие эмоционального контакта, неполная семья);

- широкое распространение злоупотребления психоактивными веществами в данной местности;

- активная пропаганда в средствах массовой информации направлений молодежной субкультуры, связанных с потреблением наркотиков и токсикантов, завуалированная пропаганда легализации наркотиков;

- неадекватная молодежная политика, отсутствие реальной программы досуга, занятости несовершеннолетних;

- проживание в районах с низким имущественным цензом. [4, c. 44]

2) Конституционально-биологические:

- наследственная отягощенность психическими или наркологическими заболеваниями.

3) Индивидуально - психологические:

- подражание старшим и авторитетным сверстникам;

- попытка нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания;

- стремление соответствовать обычаям значимой для подростка группы сверстников;

- аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, повышенная комфортность, неустойчивость характера);

- протестные реакции («назло»), направленные против старших (родителей, педагогов);

- самодеструктивное поведение;

- любопытство;

- подчинение давлению и угрозам. [4, c. 47]

У преобладающего большинства детей и подростков отсутствует превентивная психологическая  защита, ценностный барьер, препятствующий приобщению к психоактивным веществам. Несовершеннолетний, начинающий принимать наркотики, оказывается в сложной социально-психологической ситуации – с одной стороны, мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни, связанного с наркотизацией, новых ощущений в сочетании с доминирующими у подростка мотивами любопытства и подражания, с другой – безучастность или некомпетентность сверстников, педагогов, родителей. [6, c. 83]

Вывод

 

Таким образом, девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков, условия, в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.

Информация о работе Причины девиантного поведения в юношеском возрасте. Алкоголизм и наркомания