Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 18:06, реферат
Актуальность темы обуславливается тем, что с каждым годом растёт детская безнадзорность, преступность, наркомания, прослеживается тенденция увеличения числа детей с девиантным поведением. Отклонения в поведении ребёнка это результат социально–экономической, политической, экологической нестабильности общества, усиления псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, неблагополучных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемия разводов, существенные недостатки в работе образовательных учреждений.
Вступление 3
Причины девиантного поведения 5
Факторы, способствующие формированию алкоголизма у юношей 8
Причины и факторы наркомании среди юношей 11
Вывод 13
Список использованной литературы 15
Содержание
Вступление 3
Причины девиантного поведения 5
Факторы, способствующие формированию алкоголизма у юношей 8
Причины и факторы наркомании среди юношей 11
Вывод 13
Список использованной литературы 15
Актуальность темы обуславливается тем, что с каждым годом растёт детская безнадзорность, преступность, наркомания, прослеживается тенденция увеличения числа детей с девиантным поведением. Отклонения в поведении ребёнка это результат социально–экономической, политической, экологической нестабильности общества, усиления псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, неблагополучных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемия разводов, существенные недостатки в работе образовательных учреждений. Для решения всех этих общественно-значимых проблем, прежде всего, необходимо точно знать причины и видеть предпосылки девиантного поведения.
Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. В этой работе мы рассмотрим такие распространённые формы девиантного поведения, как алкоголизм, наркомания и сектантство. На данный момент, эти проблемы являются особенно актуальными на территории Украины. В 41 стране мира среди школьников был проведён опрос всемирной организацией здравоохранения, на предмет употребления алкоголя. По результатам этого опроса, Украина занимает первое место. 40% украинских школьников употребляют алкоголь, и помимо этого проблема состоит в том, что эти показатели растут. Результаты общественного опроса подтверждают, что пьянство является главной проблемой украинского общества. Наркомания в Украине увеличивается на 8 % в год, и эта тенденция является одной из самых высоких в мире. 70% наркоманов – люди юношеского возраста. [7]
Цель исследования – определить причины появления девиантного поведения у детей старшего школьного возраста и факторы, которые на появление алкоголизма и наркомании у школьников.
Объект исследования – девиантное поведение у юношей, природа алкоголизма и наркомании в этом возрасте.
Предмет исследования – причины, предпосылки и факторы возникновения девиантного поведения, алкоголизма и наркомании у юношей.
Задания исследования:
Слово «девиантный» имеет
- Отклоняющееся поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.
- Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит ущерб самой личности или окружающим людям.
- Для отклоняющегося поведения характерно то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.
- Рассматриваемое поведение можно характеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).
- Для того, чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности.
- Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы.
Выделяют следующие причины отрицательного поведения:
I. Неправильное воспитание
Одной из основных причин отрицательного поведения является неправильное воспитание детей в семье.
«Трудный» подросток, как правило, живёт в трудной семье. Он является свидетелем конфликтов между родителями и ощущает невнимание к своему внутреннему миру. [7]
К семьям, которые создают условия «повышенного риска» для отклоняющегося поведения подростков и юношей, относятся неполные семьи, конфликтные семьи, асоциальные семьи, формальные семьи и «алкогольные» семьи.
Было бы неверным недооценивать при анализе основных причин отклонений от норм поведения подростков и юношей роль учебных и внеучебных учреждений. Отношение школьников и студентов к учебной деятельности является ведущим фактором, который способствует формированию личности в определенном направлении в период обучения. Подавляющее большинство подростков и юношей, имеющих отклонения от норм поведения, учатся плохо, не имеют и не выполняют общественных поручений. Отношение таких детей и подростков к учебному заведению, как правило, отрицательное. Неуспеваемость приводит к развитию конфликтов с классом, группой, учителями, родителями. Подростки, юноши постепенно выбывают из сферы общения своего коллектива. [2, c. 33]
II. Медико-биологические факторы
Одним
из клинико-биологических
Наряду с влиянием наследственности, существенное значение имеет и биологическая неполноценность нервных клеток мозга, обусловленная такими неблагоприятными факторами, как тяжелые заболевания в первые годы жизни и травмы головного мозга, которые приводят к своеобразным особенностям темперамента и проявляются в эмоциональной неустойчивости подростков, в слабости защитных и приспособительных механизмов.
Особую
роль в возникновении нарушений
поведения играют особенности подросткового
возраста, который характеризуется
бурным ростом организма, началом и
завершением полового созревания, совершенствованием
функции органов различных
Только на основе учета и анализа основных причин отклонения подростков и юношей от норм поведения определяются содержание, формы и методы воспитательной работы с ними.
В настоящее
время выделяют три основные группы
факторов, способствующих формированию
пьянства и алкоголизма у подростков:
социальные, психологические и
Социальные факторы. К ним относят питейные традиции народа, социальное положение, национальную и религиозную принадлежность, обычаи и влияние ближайшего окружения (семья, товарищи, компания). Социальные факторы, способствующие развитию пьянства и алкоголизма, обычно совпадают.
Среди факторов, влияющих на формирование алкоголизма у подростков, на первом месте стоят такие, как: 1) условия воспитания в семье; 2) низкий уровень образования; 3) раннее вступление в самостоятельную жизнь; 4) раннее употребление алкоголя; 5) влияние неформальной группы сверстников. [1, c. 258]
Особое значение
среди факторов, способствующих формированию
пьянства у подростков, имеет влияние
окружающей микросреды и в первую
очередь семьи. Наибольшее значение
в этом плане имеют такие социальные
факторы, как алкогольные традиции
семьи, низкий культурный уровень и
конфликтные взаимоотношения
Важным фактором, способствующим формированию раннего алкоголизма, является вовлечение подростка в компанию сверстников, где процветает пьянство.
Подросткам
свойственно почти
Психологические факторы. К ним, прежде всего, относится опьяняющее свойство алкоголя, сопровождающееся повышением настроения, чувством «удовлетворенности», облегчением межличностных контактов. Состояние опьянения на короткое время снижает общее напряжение, уменьшает волнение, робость, неудовлетворенность собой. Эта иллюзия психического и физического комфорта лежит в основе влечения к алкоголю и является важным психологическим фактором в формировании алкоголизма. Личность неустойчивая, с выраженными отклонениями в характере, трудно приспосабливается к внешней среде и иногда именно поэтому прибегает к алкоголю. Подросток в силу своей психической и социальной незрелости менее защищен от внешних и внутренних вредностей, чем сформировавшийся взрослый человек. Поэтому патологическая зависимость от алкоголя в юном возрасте формируется особенно быстро. [3, c. 95]
В тоже время изучение личностных особенностей взрослых людей, склонных к злоупотреблению алкоголем, показало, что очи, так же как и подростки, отличаются психической и социальной незрелостью. Одни из них слишком легковерны, непрактичны, слабовольны, инфантильны; другие излишне самоуверенны, ищут признания, тщеславны, болезненно переживают малейшие жизненные неудачи. Все они плохо приспособлены к окружающей среде и проявляют низкую устойчивость к обычным психотравмирующим ситуациям. Они не способны сопротивляться напряжению, мобилизовать свои внутренние силы и при малейших трудностях прибегают к «помощи» опьяняющего действия алкоголя.
Биологические факторы.
Наследственные,
или генетические, факторы могут
обуславливать
Существует много причин и условий, способствующих приобщению подростка к наркотикам. Ученые выделяют следующие причины и факторы, способствующие развитию наркозависимости у детей и подростков:
- неблагополучная семья (алкоголизм или наркомания родителей, низкий жизненный уровень, отсутствие эмоционального контакта, неполная семья);
- широкое распространение злоупотребления психоактивными веществами в данной местности;
- активная пропаганда в средствах массовой информации направлений молодежной субкультуры, связанных с потреблением наркотиков и токсикантов, завуалированная пропаганда легализации наркотиков;
- неадекватная молодежная политика, отсутствие реальной программы досуга, занятости несовершеннолетних;
- проживание в районах с низким имущественным цензом. [4, c. 44]
2) Конституционально-
- наследственная отягощенность психическими или наркологическими заболеваниями.
3) Индивидуально - психологические:
- подражание старшим и авторитетным сверстникам;
- попытка нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания;
- стремление соответствовать обычаям значимой для подростка группы сверстников;
- аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, повышенная комфортность, неустойчивость характера);
- протестные реакции («назло»), направленные против старших (родителей, педагогов);
- самодеструктивное поведение;
- любопытство;
- подчинение давлению и угрозам. [4, c. 47]
У преобладающего большинства детей и подростков отсутствует превентивная психологическая защита, ценностный барьер, препятствующий приобщению к психоактивным веществам. Несовершеннолетний, начинающий принимать наркотики, оказывается в сложной социально-психологической ситуации – с одной стороны, мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни, связанного с наркотизацией, новых ощущений в сочетании с доминирующими у подростка мотивами любопытства и подражания, с другой – безучастность или некомпетентность сверстников, педагогов, родителей. [6, c. 83]
Таким образом, девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков, условия, в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
Информация о работе Причины девиантного поведения в юношеском возрасте. Алкоголизм и наркомания