Представление и воображение. Фантазия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:25, реферат

Описание работы

Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Это означает только то, что не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они его изменяют и преобразуют.

Содержание

Введение
Воображение и фантазия
2.1 Определение воображения
2.2 Воображение в творчестве
2.3 Условия работы актерского воображения
Заключение

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 36.72 Кб (Скачать)

Этот вид воображения  характерен тем, что процесс мысленного воссоздания чужих чувств и намерений  развертывается в ходе непосредственного  взаимодействия человека с другим лицом. Деятельность воображения в этом случае протекает на основе прямого  восприятия поступков, экспрессии, содержания речей, характера действий другого.

 

2.3 Условия работы  актерского воображения

Можно предположить, что по той же схеме происходит взаимодействие актера с персонажем во время спектакля. Естественно, что для этого требуется  высокий уровень воображения, особая профессиональная культура. Для достижения вершины актерского мастерства необходимы такие условия:

  • во-первых, роль должна быть разработана в таких подробностях, чтобы жить своею, как бы особой жизнью в воображении художника;
  • во-вторых, жизнь персонажа должна вызывать сопереживание самого актера и идентификацию с ролью;
  • в-третьих, актер должен обладать высоким уровнем концентрации внимания, чтобы у него легко возникала творческая доминанта;
  • в-четвертых, важна способность актера переживать предлагаемые обстоятельства, как реально существующие, жизненные. Чувство веры - профессионально важное свойство, которое помогает актеру сделать жизненные обстоятельства персонажа своими собственными.

Сценическое поведение определяется сопереживанием не реальному, как в  жизни, партнеру по общению, а тому опорному образу-персонажу, который родился  в творческом воображении в процессе освоения роли. Действия актера как  эхо повторяют на сцене действия воображаемого лица. «Я» актера и  «я» образа сливаются в этом своеобразном процессе общения в единое целое. Уже в работе воссоздающего воображения, как показали исследования О.И. Никифоровой, огромную роль играют интуитивные процессы. Так, по данным исследователя, при восприятии художественных текстов процесс  воображения протекает, свернуто и  неосознанно Образные представления  связываются воображением с накопленными в опыте впечатлениями. При этом возникает эмоциональное переживание  образов, они воспринимаются как  живые, имеет место предвосхищение дальнейшего и сотворчество с  автором.

Нечто подобное, вероятно, происходит в процессе сценического действия. Общение с образом по ходу спектакля  идет свернуто и неосознанно, оставляя лишь уверенность в правильности рисунка действия. На языке сценического искусства эта интуитивная уверенность  называется «чувством правды». Она  определяет творческое самочувствие, дает ощущение свободы на сценической  площадке, делает возможной импровизацию.

Таким образом, перевоплощение достигается в том случае, когда  актер достаточно полно разрабатывает  предлагаемые обстоятельства роли и  зрительно-двигательные представления  типа «я в предлагаемых обстоятельствах». Тем самым он как бы вспахивает почву, на которой должно взрасти  зерно творческого замысла. Параллельно  воссоздающему воображению работает воображение творческое, создающее  обобщенный образ персонажа. И только во взаимодействии образа «я в предлагаемых обстоятельствах» и образа роли в  процессе сценического действия возникает  новая личность, выражающая определенную художественную идею.

Следовательно, актер «идет  от себя» к образу, но и опорный  образ, развиваясь, обрастая подробностями, становится все более «живым»  в воображении и действиях  на сцене, пока не произойдет слияние  этих двух личностей - воображаемой и  реальной.

 

3. Заключение

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря  воображению человек творит, разумно  планирует свою деятельность и управляет  ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом  воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования  человека как вида. Оно выводит  человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о  прошлом, открывает будущее.

Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время, что не может себе позволить  никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах  памяти, произвольно воскрешаемых усилием  воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного  вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех  случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или  нежелательны.

От восприятия, которое  представляет собой процесс приема и переработки человеком различной  информации, поступающей в мозг через  органы чувств, и которое завершается  формированием образа, воображение  отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в  них есть элементы фантазии и вымысла.

Как надо понимать фантазию и воображение в сценическом  искусстве?

Фантазия — это мысленные  представления, переносящие нас  в исключительные обстоятельства и  условия, которых мы не знали, не переживали и не видели, которых у нас не было и нет в действительности.

Воображение воскрешает то, что было пережито или видено нами, знакомо нам. Воображение может  создать и новое представление, но из обычного, реального жизненного явления.

Как говорил Станиславский: «Воображение необходимо артисту не только для того, чтобы создавать, но и для того, чтобы обновлять уже созданное, истрепанное. Это делается с помощью введения нового вымысла или отдельных частностей, освежающих его». Ведь в театре придется играть каждую роль в спектакле десятки раз, и чтобы она не теряла своей свежести, трепетности — нужен новый вымысел воображения.


Информация о работе Представление и воображение. Фантазия