Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 00:42, статья
Школа психоанализа, представителями которой были З.Фрейд, К.Г. Юнг, Э.Фром возникла на рубеже XIX – XX веков. Представители данного направления занимались изучением индивидуальной, массовой психики, психологией социальных конфликтов и т.д.
В России примерно в это же время вопросами, касающимися поведения человека в социуме, вопросами истинных мотивов человека к преобразовательской деятельности занимались П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский(народники), С. Н. Южаков, С. Н. Кривенко и др. Эти исследователи дали развитие новому направлению в социологии – субъективной школе социологии.
Представители
школы психоанализа
и представители
руссокой субъективной
социологи о роли личности
в истории.
Школа психоанализа, представителями которой были З.Фрейд, К.Г. Юнг, Э.Фром возникла на рубеже XIX – XX веков. Представители данного направления занимались изучением индивидуальной, массовой психики, психологией социальных конфликтов и т.д.
В России примерно в это же время вопросами, касающимися поведения человека в социуме, вопросами истинных мотивов человека к преобразовательской деятельности занимались П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский(народники), С. Н. Южаков, С. Н. Кривенко и др. Эти исследователи дали развитие новому направлению в социологии – субъективной школе социологии.
Согласно
концепции субъективной
К подобному тезису не раз подходили и представители школы психоанализа.
«Двигателем истории» по мнению субъективных социологов, является человек с его потребностями и стремлениями избавиться от того, что он сознает как страдание и из желание приобрести то, что человек сознает как наслаждение.
Представители школы психоанализа пытались объяснить истинные мотивы стремления к власти различных исторических личностей и находили ответы в подсознании, архитипе и т.д. Русские субъективные социологии также ставили в центр исторического процесса личность и ее особенности. Михайловский отмечал, что есть два вида прогресса: прогресс личности и прогресс общества, которые «не всегда совпадают и в сумму цивилизации входят иногда неравномерно1». Люди, которые по развитию опережают время являются «локомотивами истории», стараются вести за собой других к более совершенному уровню. К. Юнг, З.Фрейд и Э. Фром в своих исследованиях много внимания уделяют различным политическим фигурам – Гитлеру, Наполеону, Муссолини. Субъективные социологи также изучают феномен личности в истории.
Для Михайловского (книга «Герои и толпа») выдающаяся личность – является центральной фигурой в истории. ”Герой“ – это просто первый, кто «ломает лед», как говорят французы, делает тот решительный шаг, которого трепетно ждет толпа, чтобы со стремительной силой броситься в ту или другую сторону2”. И важен не сам по себе герой, а лишь вызываемое им массовое движение, однако, многое зависит от характере данного исторического момента, общественного строя, от личных качеств, психического настроения массы и иных элементов.
История нашего государства богата примерами выдающихся людей, которые овладевали массами, «поварачивали» историю, меняли привычный для всех курс.
Это Минин и Пожарский, Петр Первый, Ленин, Сталин и др. Можно привести много фамилий, однако «героем» в понимании Михайловского является не только тот человек, который внес большой вклад в развитие страны, а тот, который в первую очередь, смог повести за собой массы. В данном контексте не играет роли благородные ли цели ставит перед собой «герой», каковы будут последствия политической деятельности, насколько судьбоносными будут его решения. В этом плане интересным является и еще один вопрос - опережали ли выдающиеся личности время, были обладателями каких – то превосходных качеств, или являлись результатом или продуктом объективного исторического процесса. Однозначный ответ на этот вопрос дать невозможно. Невозможно также до конца разобраться в глубинах подсознания человека. Можно ли объяснить поведение тех или иных политических акторов их бессознательными особенностями и мотивами, игнорируя прагматическую необходимость и правила политической игры? - это тоже большой вопрос.
С уверенностью
можно сказать лишь то, что и представители
школы психоанализа, и ученые, занимающиеся
социологией, сделали многое для понимания
широкого круга вопросов в политической
сфере. Исследователи попытались разобраться
в психологии масс, в феномене личности,
а также попытались объяснить общую
схему исторического процесса.