Предпосылки когнитивной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 12:25, творческая работа

Описание работы

Когнитивная психология (сognitio (лат.) — знание, познание) возникла в США в 50-е годы 20-го века. До появления когнитивной психологии в ее современном виде, психологи уже пытались заниматься проблемами познания. Много лет (и даже столетия) назад уже были первые попытки изучать мышление не только философскими, но и научными методами.

Работа содержит 1 файл

Предпосылки когнитивной психологии_.pptx

— 956.25 Кб (Скачать)

«Предпосылки  когнитивной психологии» 

Выполнил        Студент V курса

Сулейманов  Д.С.  

    Древний мудрец сказал,  
    что нет для человека интереснее объекта, чем другой человек, и он, пожалуй, был прав, за тем лишь исключением, что интересен не другой, а вообще человек, как таковой, в том числе и он сам.  
     

    • Именно  этот интерес к  человеку и его  возможностям
    • лежит в основе развития психологии.
    • Этот интерес   очевидно, появился одновременно с  формированием у человека самосознания и с тех пор насыщался преимущественно  субъективными наблюдениями отдельных  мыслителей, наблюдавших за поведением людей и строивших теории об их причинах и следствиях.

Когнитивная психология 

Когнитивная психология (сognitio (лат.) — знание, познание) возникла в США в 50-е годы 20-го века. До появления когнитивной психологии в ее современном виде, психологи уже пытались заниматься проблемами познания. Много лет (и даже столетия) назад уже были первые попытки изучать мышление не только философскими, но и научными методами. 

    • Считается, что  определенную роль в развитии современной  когнитивной психологии сыграли  такие философы как Декарт, Юм и Кант.
    • Декартова идея психической структуры, вылилась в исследовательский метод изучения собственной психики.
    • Эмпирик Юм пытался установить законы ассоциации идей и разработал классификацию психических процессов.
    • У Канта разум — это структура, опыт — факты, заполняющие структуру.
    • Чтобы глубже понять на каких психологических  теориях основывалась и от чего отталкивалась  в своем развитии когнитивная  психология, нужно хорошо разобраться  в предшествующих теориях, которые  появились в начале 20-го века

Предпосылки когнитивной психологии 

    • Всем известно, что дерево, да и вообще любое  растение без почвы не растет, так  и в науке, какие-то предшествующие знания приводят к появлению новых  более углубленных знаний, развиваясь дальше на этой «возделанной почве»
 
    • Почвой для  развития когнитивной психологии стали  работы в области ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИИ

Гештальтпсихология  

    • Гештальт-психология (нем. Gestalt — целостная форма или  структура) — школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1912 году.

Макс Вертгеймер (нем. Max Wertheimer; 15 апреля 1880, Прага — 12 октября 1943, Нью-Йорк) — один из основателей  гештальтпсихологии. 

    • После двух лет  изучения права решил заняться философией. Защитил докторскую диссертацию  в Вюрцбургском университете (1904). В 1910-х работал в Психологическом  институте Франкфуртского университета, где заинтересовался исследованиями восприятия. Вместе с двумя ассистентами, Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой провёл исследования эффекта  движения изображений, предъявляемых  на тахистоскопе, после чего опубликовал  в 1912 свою известную статью «Экспериментальные исследования восприятия движения». С 1916 по 1925 жил и работал в Берлине, после чего вернулся во Франкфурт  на должность профессора.
    • В начале марта 1933 г. Вертгеймер покинул Германию и  уже в Чехословакии получил приглашение  от Элвина Джонсона стать преподавателем Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке[1], где он в течение  десяти лет возглавляет кафедру  психологии, которую затем возглавит  его ученик Соломон Аш.
 
    • Единственное  относительно полное изложение его  теории — книга «Продуктивное  мышление», которая была выпущена им за несколько недель до смерти в 1943 году, после приблизительно двадцати лет подготовки к печати.
    • Христиан фон  Эренфельс (1859—1932), один из предшественников Гештальта, еще в начале прошлого века подчеркивал, что «целое — это некая реальность, отличная от суммы его частей». Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей.
    • Одним из ярких  тому примеров, по Келлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется на другие элементы. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем её. Но если состав её элементов изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую. «Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с суммами. Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых, то мы имеем гештальт»
    • Гештальтпсихология  возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная  тенденция психики к организации  опыта в доступное пониманию  целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.
    • Гештальтпсихология  обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.
    • Все вышеперечисленные  свойства восприятия: константы, фигура, фон — вступают в отношения  между собой и являют новое  свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:
    • Близость. Стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.
    • Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе.
    • Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.
    • Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму.
    • Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.
    • Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.

Константы восприятия 

    • Константность размера: воспринимаемый размер объекта  остается постоянным, вне зависимости  от изменения размера его изображения  на сетчатке глаза. Восприятие простых  вещей может показаться естественным или врожденным. Однако в большинстве  случаев оно формируется через  собственный опыт. Так в 1961 году Колин  Тернбулл отвез пигмея, жившего в густых африканских джунглях, в бескрайнюю африканскую саванну. Пигмей, никогда не видевший объектов на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов как скопища насекомых, пока его не подвезли поближе к животным. Константность формы: заключается в том, что воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на эту страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным. Константность яркости: воспринимаемая яркость объекта постоянна при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона.

Фигура и  фон 

    • Простейшее  формирование восприятия заключается  в разделении зрительных ощущений на объект — фигуру, расположенный  на фоне. Выделение фигуры из фона и  удержание объекта восприятия включает психофизиологические механизмы. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем  при взгляде на фон.(Lamme 1995). Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами.
    • Гештальт-психология считала, что целое не выводится из суммы свойств и функций его частей (свойства целого не равны сумме свойств его частей), а имеет качественно более высокий уровень. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы. Гештальтпсихология наряду с феноменологией и психоанализом легла в основу гештальттерапии Ф. Перлза, который перенес идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до уровня миропонимания в целом.
    • Вильгельм Максимилиан  Вундт (нем. Wilhelm Maximilian Wundt; 16 августа 1832, Некарау, ныне в составе Мангейма — 31 августа 1920, Лейпциг) — немецкий физиолог и психолог. В основном известен как основатель экспериментальной психологии[1]. Менее известен как основная фигура в социальной психологии, однако, последние годы жизни Вундта прошли под знаком психологии народов (нем. Völkerpsychologie), которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.
    • Центральной проблемой  исследований В. Вундта стало разграничение  явлений внимания и сознания. Для  этого он использовал метафору зрительного  поля. Наиболее отчетливо воспринимаемое содержание находится в точке  фиксации зрительного поля (фокусе), менее отчетливо – распределено в обычном поле зрения или на его  периферии. Таким образом, по В. Вундту, внимание представляет собой одну из характеристик или свойств сознания.
 
    • Заслугой В. Вундта является измерение объема сознания: около шести ассоциативно связанных  объектов. Для измерения объема сознания он использовал мелодический ряд, включающий разное количество тактов. Он предлагал  испытуемым прослушать ряд, состоящий  из одного, двух, трех и т.д. тактов.
 
    • Такты могли  быть различной степени сложности: двухдольные (тик-так), трехдольные (ритм вальса: и – раз – два –  три) и т.д. Ряды предъявлялись последовательно. Испытуемые должны были определить, одинаковы  они или нет. При этом испытуемые давали правильные ответы даже для  восьми двухдольных рядов.
 
    • Однако не все  мелодии воспринимались ими ясно и отчетливо. Такт, воспринимаемый в  данный момент, выделялся с большей  отчетливостью, следующий был менее  отчетлив и так вплоть до полного  исчезновения ощущения.
 
    • В. Вундт предположил, что только такт, воспринимаемый в  данный момент, находится в фокусе сознания, а все остальные удерживаются за счет ассоциативных связей с фокусом. Предъявляя испытуемым матрицы со случайным  набором букв или изолированных  звуков, которые им не удавалось  объединить в такты, он определил, что  объем внимания равен шести сложным  элементам.
 
    • Для описания содержания сознания (и внимания) В. Вундт использовал предложенные Г. Лейбницем термины: «перцепция»  и «апперцепция». Перцепцией он называл  вхождение содержания в сознание, апперцепцией – сосредоточение внимания на определенном объекте, т.е. вхождение  его в фокус сознания.
 
    • По мнению В. Вундта, наша способность к осознанию  не является постоянной и зависит  от характера воспринимаемого материала. Если мы воспринимаем набор случайных  элементов, объем сознания и внимания совпадают. Границей сознания становится граница внимания (внимание = сознание).
 
    • Если же перед  нами стимул, который состоит из множества взаимосвязанных элементов, то апперцептируемое (находящееся в фокусе) и перцептируемое (то, что выходит за пределы внимания) сливаются в единое целое. При этом сознание «расширяется» (сознание > внимания), а апперцепция осуществляет связующую функцию между элементами сознания.

Заключение 

    • Конечно, и  в достаточно давние времена предпринимались  попытки приведения психологии к  общему знаменателю, но наиболее обоснованными  и заметными они стали в  конце 20-го века с появлением компьютеров. Возможно, все началось с того, что  компьютеры оказались первыми творениями человека, которые смогли обрабатывать данные. В связи с этим появилась  концепция искусственного интеллекта

Информация о работе Предпосылки когнитивной психологии