Предмет, задачи, методы психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:14, контрольная работа

Описание работы

Проанализировав и изучив разницу между научными и житейскими определениями психологических понятий, представленных в таблице, можно сделать вывод, что различия несут незначительный характер, отличаясь только лишь трактовкой, по сути своей не меняя смысла.

Работа содержит 1 файл

Психология Контрольная.doc

— 40.90 Кб (Скачать)

Во второй половине 1950-60-х гг. Леонтьев формулирует тезис о системном строении психики и вслед за Выготским разрабатывает на новой концептуальной основе принцип исторического развития психических функций. Практическая и "внутренняя" психическая деятельность не только едины, но могут переходить из одной формы в другую. По сути, речь идет о единой деятельности, которая может переходить из внешней, развернутой формы во внутреннюю, свернутую (интериоризация) и наоборот (экстериоризация), может одновременно включать в себя собственно психические и внешние (экстрацеребральные) компоненты.  

В 1959 г. вышла первым изданием книга Леонтьева "Проблемы развития психики", обобщавшая его работы 1930-50-х гг., за которую он был удостоен Ленинской премии. 

В 1960-70-х гг. Леонтьев продолжает разрабатывать "деятельностный подход" или "общепсихологическую теорию деятельности". Аппарат деятельностной теории он применяет для анализа восприятия, мышления, психического отражения в широком смысле слова. Рассмотрение их как активных процессов, имеющих деятельностную природу, позволило продвинуться на новый уровень их понимания. В частности, Леонтьевым была выдвинута и подкреплена эмпирическими данными гипотеза уподобления, гласящая, что для построения чувственных образов необходима встречная активность органов восприятия.  

В конце 1960-х гг. Леонтьев обращается к проблеме личности, рассматривая ее в рамках единой системы с деятельностью и сознанием. 

В 1975 г. выходит книга Леонтьева "Деятельность. Сознание. Личность", в которой он, подводя итоги своим работам 60-70-х гг., излагает философско-методологические основания психологии, стремится "психологически осмыслить категории, наиболее важные для построения целостной системы психологии как конкретной науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредствует жизнь индивидов". Категория деятельности вводится Леонтьевым в этой книге как путь преодоления "постулата непосредственности" воздействия внешних раздражителей на индивидуальную психику, который нашел наиболее завершенное выражение в бихевиористской формуле "стимул - реакция". Деятельность выступает как "молярная, не аддитивная единица жизни телесного, материального субъекта". Ключевым признаком деятельности выступает ее предметность, в понимании которой Леонтьев опирается на идеи Гегеля и раннего Маркса. Сознание есть то, что опосредует и регулирует деятельность субъекта. Оно многомерно. В его структуре выделяются три основных составляющих: чувственная ткань, служащая материалом для построения субъективного образа мира, значение, связывающее индивидуальное сознание с общественным опытом или социальной памятью, и личностный смысл, связывающий сознание с реальной жизнью субъекта. 

Основанием для анализа личности также выступает деятельность, вернее система деятельностей, осуществляющих разнообразные отношения субъекта с миром. Их иерархия, а точнее иерархия мотивов или смыслов, и задает структуру личности человека. В 1970-е гг. Леонтьев вновь обращается к проблемам восприятия и психического отражения, но по-иному. Ключевым для него становится понятие образа мира, за которым стоит прежде всего идея непрерывности воспринимаемой картины действительности и образов отдельных объектов. Невозможно воспринять отдельный объект, не воспринимая его в целостном контексте образа мира. Этот контекст задает перцептивные гипотезы, направляющие процесс восприятия и опознания. Это направление работ не успело получить какого-либо завершения. Леонтьев создал обширную научную школу в психологии, его работы оказали заметное влияние на философов, педагогов, культурологов и представителей других гуманитарных наук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.         3. Действие возникает только тогда, когда ему предшествует мысль. Прежде чем совершить какое-либо действие, человек просчитывает возможные его последствия, оценивая риски, т. е. мы говорим, поступает осмысленно, сознательно. С другой стороны, между мыслью и действием существует несоответствие, совершаемое на уровне подсознания, руководствуясь интуицией, либо вследствие рефлекса.
  2.              Будучи наедине с самим собой человек уравновешен, спокоен, поглащен свободным течением своих мыслей и чувств. Однако, напротив, зная, что его изучают, наблюдают за ним, появляется психологический дискомфорт, чувство беспокойства, растерянности, возможно и страха показаться, не таким, какой он есть. И как следствие этого возможно изменение  его поведения.
  3.  Наблюдение является одним из старейших и наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента.  
    Различают несистематическое и систематическое наблюдение:
  4. - несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях;
  5. - систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды.  
     Различают "сплошное" и выборочное наблюдение:
  6. - в первом случае исследователь фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.
  7. - во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение  
     Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения. 
     Фиксация результатов наблюдения производится в процессе наблюдения либо отсрочено. Особое значение имеет проблема наблюдателя. Поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании индивида, например ребенка, наблюдатель находится в постоянном, естественном общении с ним. 
     В любом случае важнейшую роль играет личность психолога - его профессионально важные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует "особое" отношение к себе. Наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Введение в психологию/ Под общ. ред. А.В. Петровского. – М., 1995, 1997.
  2. Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное./ Собр. соч.: В 6 т. 1982- 1984. Т-1. М., 1982. - С. 132-148.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М., 1988, 1996.
  4. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. - М., 1994, 1995.
  5. Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. – М., 1995.
  6. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. - М., 1997.
  7. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. - М., 1995.

Информация о работе Предмет, задачи, методы психологии