Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 01:32, курсовая работа
Иногда хорошим психологом называют писателя или судью, а то и просто того, кто лучше других разбирается в окружающих людях, в их вкусах, предпочтениях, мотивах их поступков и т. д. В этом случае под психологом подразумевают знатока человеческих душ (независимо от того, читал ли он книги по психологии, обучался ли специальному анализу причин поведения или душевной смуты), т. е. здесь мы имеем дело с житейскими представлениями о психике.
Введение.
1.Происхождение слова "психология" и её история.
2. Явления, изучаемые в психологии.
3. Проблемы психологии.
4. Методы исследования в психологии.
5. Отрасли психологии.
6. Человек как предмет общей психологии.
Заключение.
Попытки определенным образом структурировать признаки, характеризующие психический облик человека, в европейской культуре известны с античных времен.
Не
останавливаясь на исторических перипетиях
идей античности, обратимся к современным
представлениям. При этом вначале - к той
модели, которая может быть построена
на основе анализа общеупотребительного
языка.
6.1. Лингвистическая картина психического облика человека.
В языковой картине человек предстает как существо, противопоставляемое животным, и прежде всего качественно отличное от них по таким признакам (психическим функциям), как мышление. мораль, воля, речь. Бытие человека включает в себя материальную часть (тело) и нематериальную (душу). При этом в семантическом окружении слова "душа" чаще употребляются слова: бесплотная. нематериальная. внутренняя, а в семантическом поле слово "тело" - слова, указывающие на его выделенность в пространстве: длина, ширина, пространство, поверхность, предел, часть. Согласно одному из современных авторов (Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. 1995, №1. С. 37-67). в русской языковой картине мира человек предстает как существо деятельное, динамическое. Его активность выражается в троякого рода действиях (актах): физических (когда наблюдаются внешние, пространственные, перемещения органов тела), умственных (совершаемых в ментальном пространстве) и-речевых.
Наряду с формами активности, инициатором которых выступает сам человек, выделяются формы активности, инициированные внешними воздействиями, - реакции. Этому разграничению соответствует оппозиция "акции - реакции", "импульсы (импульсивность) - стимулы (реактивность)". При этом характер реакций не предопределен всецело внешним стимулом. а опосредствован состоянием, в котором находится человек (в частности, разграничиваются условные и безусловные рефлексы). Все формы активности человека так или иначе локализуются в определенных органах тела (морфологически различимых структурах организма). Они же воспринимают внешние воздействия, приходят или находятся в определенном состоянии, формируют необходимую реакцию. Разграничение стимулов (от лат. stimulus - стрекало, погонялка) и импульсов (внутреннее побуждение, толчок к чему-либо) усиливается употреблением словосочетания "внутренние стимулы", в качестве которых выступают желания, намерения, стремления. Они вырабатываются и реализуются с помощью особого механизма - воли. Воля в языковой картине психического облика человека ассоциируется с твердостью, натиском, агрессией (сильная, железная, непреклонная, непоколебимая, всесокрушающая).
Помимо
силы воля характеризуется
Анализируя лексические оппозиции (например, хвалить - льстить, обещать - сулить, смотреть - подсматривать, слушать - подслушивать, смеяться над кем-либо - глумиться, свидетель - соглядатай, любознательность - любопытство, распоряжаться - помыкать, предупредительный - подобострастный, гордиться - кичиться, критиковать - чернить, добиваться - домогаться, жаловаться - ябедничать), можно выделить и основополагающие этические установки, закрепленные в языковой практике человека. В частности, нехорошо: преследовать узкокорыстные цели (домогаться, льстить, сулить), вторгаться в частную жизнь людей (подсматривать, подслушивать, соглядатай, любопытство), унижать достоинство других людей (помыкать, глумиться), забывать о своих чести и достоинстве (пресмыкаться, подобострастие), преувеличивать свои достоинства и чужие недостатки (хвалиться, рисоваться, кичиться, чернить), рассказывать третьим лицам о том, что нам не нравится в поведении и поступках наших ближних (ябедничать).
При более детальном рассмотрении выделяются 8 систем – ингредиентов психического облика человека. Они соответствуют определенным семантическим полям, элементы которых в ряде случаев могут быть общими. При этом фундаментальной дихотомией является дихотомия "тело - душа". Эти системы следующие:
-сенсорно-перцептивная
-система физиологических
-большая/малая нужда, боль...
-система физиологических
-система физических действий: работать, отдыхать, идти, стоять, рубить, резать, ломать, делать...
-система желаний: хотеть, стремиться, воздерживаться, искушать...
-система интеллектуальных
-система эмоций: бояться, радоваться, сердиться, любить, отчаиваться, чувствовать...
-система речевых действий: говорить, сообщать, просить, требовать, ругать, жаловаться..
Анализ многообразия языковых средств, используемых при описании человека как носителя психической реальности, позволяет выделить определенную систему координат, которая может быть использована для характеристики этой реальности в целом. Поскольку психика человека определенным образом противопоставлена психике животных, поэтому, в частности, характеристика психической реальности должна быть иерархизирована в зависимости от принадлежности феномена соответствующему уровню психической организации. Ликовать и торжествовать могут только люди, радоваться - все высшие животные, опасаются только люди, боятся и животные. Хотеть могут и животные и люди, мечтать, жаждать мщения могут только люди, возмутиться и рассердиться может только человек, разъяриться и разозлиться могут и животные и люди.
Психика существует как целенаправленная, целеориентированная активность. "Сжиться", "адаптироваться", "акклиматизироваться" используются для характеристики биологического процесса приспособления к новым условиям существования, "приноровиться", "приладиться", "примериться" предполагают намеренность усилий. По критерию целенаправленности отличаются: прикидываться (больным), симулировать болезнь в отличие "оказаться больным". Синонимы "посещать", "навещать", "проведать", "наведаться" предполагают тонкую дифференцировку целей. Если цель - знакомство с культурными ценностями (посещать музей), выполнение служебных обязанностей (прием посетителей), использование объекта (посещение столовой), то предпочитается "посещать", если цель - поддержание человеческих контактов (узнать о самочувствии), то "навещать", "проведать", если цель посещения неожиданна или неприятна для тех, к кому приходят - "наведываются". "Пишут картину" с целью создания произведения искусства, "рисуют" для собственного удовольствия, "исполняют" для публики, в официальных условиях, "поют" для себя. "Критикуют" с целью устранения недостатков, "обличают" с целью показать, что объект обличения обладает коренными недостатками, "порочат", следуя неблаговидной цели. Психически регулируемая активность всегда мотивирована. Но при этом, например, "сетуют", когда имеется желание поделиться с кем-либо информацией в надежде на, понимание, но без ожидания конкретного результата. "Сулят" и "хнычут", когда хотят, чтобы нежелательное положение вещей было исправлено. "Хвастаются", когда хотят повысить свою значимость в глазах собеседника, "бахвалятся", будучи не в состоянии сдержать порыв самодовольства.
Отдельный психический процесс, функция всегда так или иначе опосредствованы связью с другими ингредиентами психической реальности, что придает им ту или иную окраску (дополнительный обертон). "Радоваться" может любой человек, а "торжествуют" (по поводу своей правоты) люди, склонные к злорадству. "Восхищаться" может любой, а "восторгаются" люди, склонные к экзальтации, "стыдиться" может любой, "смущаются" и "конфузятся" чаще робкие, застенчивые люди. "Чудится" чаще всего связанное со слухом (чу, слышится топот), а "мерещится", чаще связанное со зрением (привиделось). "Ликование" обычно сопровождается двигательной активностью, "радость" может переживаться тихо, про себя. "Обидеться" можно без всяких (по крайней мере отчетливых) мимических проявлений, "дуться" чаще предполагает надутые губы. "Предупреждение", "предостережение" могут не сопровождаться жестами, "угроза", "мольба" чаще сопровождаются жестикуляцией. "Рассчитывая" и "полагаясь" на кого-либо, мы выступаем как существа рассудочные, "надеясь" или "уповая" - как существа эмоциональные. "Переживание стыда" сопровождается или основывается на рациональной оценке своего поступка, в "смущении" и "конфузе" преобладает непосредственная эмоциональная реакция.
Человеческое поведение всегда личностно ориентировано, содержит в себе (имплицитную) оценку партнера, собеседника, адресата. "Пилить" и "грызть" (в значении ругать) можно только человека, "поносить", "крыть", "критиковать" - людей и социальные институты, "ругать" можно и погоду. "Упрекают" и "выговаривают" за конкретный поступок, "ругают" и "бранят" человека. "Дорожат" объектом в целом, "ценить" можно и за отдельные свойства ("я ценю Ваше упорство"). "Надеются" на обычных людей, стандартные обстоятельства, "уповают" на могущественных людей и высшую силу. "Жалуются" конкретно кому-то с надеждой на что-то, "ропщут", не имея в виду конкретного адресата. "Жалуются" и "плачутся" обычно тем, кого считают находящимися в лучшем положении, "сетовать" можно товарищам по несчастью. "Советовать" можно любому, "консультирует" обычно специалист. "Разлучаются" с близкими, "расходятся" с друзьями, "распрощаться" можно с подчиненными. "Сердятся" обычно на тех. кто занимает более высокое положение в социальной и возрастной иерархии, "отчитывают" подчиненных.
Лексическая
номинация психических
6.2.
Четырехаспектная модель
Иной в сравнении с изложенным
вариант структурирования
Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.
Понятие
"индивид" имеет несколько толкований.
Прежде всего, индивид - это человек
как единичное природное
Человек
как индивид обладает определенными
свойствами (рис.1). Ананьев выделял
первичные и вторичные свойства
индивида. К первичным он относил
свойства, присущие всем людям, такие
как возрастные особенности (соответствие
определенному возрасту) и половой диморфизм
(принадлежность к определенному полу),
а также индивидуально-типические характеристики,
в том числе конституциональные особенности
(особенности сложения тела), нейродинамические
cсвойства мозга, особенности функциональной
геометрии больших полушарий. Совокупность
первичных свойств индивида определяет
его вторичные свойства: динамику психофизиологических
функций и структуру органических потребностей.
В свою очередь, интеграция всех этих свойств
обусловливает особенности темперамента
и задатки человека.
ИНДИВИД
СВОЙСТВА ИНДИВИДА
ПЕРВИЧНЫЕ
ПОЛОВОЙ
ДИМОРФИЗМ
ФУНКЦИЙ
КОНСТИТУЦИОННЫЕ
ОСОБЕННОСТИ
СТРУКТУРА ОРГАНИЧЕСКИХ