Предмет и задачи социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Социальная психология является одной из основных дисциплин в системе высшего профессионального психологического образования. Социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности:
- поведения человека в социальной организации;
- взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности;
- развития нравственно-психологического климата в коллективе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование социальной психологии как
Науки 5
1.1Понятие о социальной психологии как науке. Возникновение и развитие педагогики 5
1.2 Основные этапы развития социальной психологии 7
Глава 2. Предмет и задачи социальной психологии 10
2.2Предмет социальной психологии, основные понятия 10
2.2Задачи социальной психологии 13
Заключение 18
Глоссарий 20
Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

соц пси.docx

— 23.28 Кб (Скачать)

Содержание

 
Введение 3 
Глава 1. Теоретическое исследование социальной психологии как  
Науки 5 
1.1Понятие о социальной психологии как науке. Возникновение и развитие педагогики 5 
1.2 Основные этапы развития социальной психологии 7 
Глава 2. Предмет и задачи социальной психологии 10 
2.2Предмет социальной психологии, основные понятия 10 
2.2Задачи социальной психологии 13 
Заключение 18 
Глоссарий 20 
Список литературы 21 
Приложение 22
 

Введение

Социальная психология является одной из основных дисциплин  в системе высшего профессионального  психологического образования. Социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности:  
- поведения человека в социальной организации;  
- взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности;  
- развития нравственно-психологического климата в коллективе. 
Социальная психология:  
- изучает механизмы сознания и поведения социальных общностей, групп, индивидов, их межличностных отношений, социальную детерминированность и роль этих механизмов в различных сферах общества и разных ситуациях;  
- это область психологии, призвана изучать те психологические явления и законы, которые возникают как результат общения людей друг с другом;  
- это научное исследование поведения человека под влиянием, присутствия, поведения и продуктов деятельности других людей, одного или группы, в прошедшем, настоящем и будущем.  
Обобщая данные определения, можно сказать:  
Социальная психология - это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обусловленные включенностью их в социальные общности, а также психологические особенности этих общностей. Опираясь на это определение, можно утверждать, что предметом социальной психологии являются факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности отдельных личностей и групп, связанные с их включенностью в социальные общности.  
Социальная психология тесно связана с другими отраслями психологии, такими, как: общая психология, возрастная психология, педагогическая психология и т. п. Социальная психология стала независимой отраслью психологической науки отчасти потому, что специалисты различных отраслей знания не в состоянии были решить некоторые свои проблемы, связанные с описанными выше феноменами. 
В концептуальном плане центральной составляющей социальной психологии является ее понятийный аппарат (система основных понятий), определяющий структуру личности, малых групп и психологические состояния массовидных явлений. 
Своеобразие положения социальной психологии в системе наук, сложный характер ее предмета, многообразие направлений и теорий, колоссальные объемы эмпирических данных – все это требует от студентов, изучающих социальную психологию, целенаправленной и систематической самостоятельной работы. Данный комплект тестовых заданий разработан в расчете на то, что он поможет студентам структурировать самостоятельное изучение этой учебной дисциплины. 
Несмотря на то, что социальная педагогика, как наука уже достаточно исследована, вопрос выделения предмета и функций в данной науке до сих пор остается недостаточно систематизирован. Актуальность, недостаточная изученность данного вопроса и определило выбор темы нашего исследования: «Социальная педагогика: предмет, задачи, функции». 
В нашем исследовании перед нами была поставлена цель: рассмотреть социальную психологию как науку и выделить предмет, задачи и функции социальной психологи. 
Задачами исследования стали следующие: 
1. проанализировать научную педагогическую литературу по теме работы и рассмотреть понятие о социальной психологии, как о науке,  
2. выявить этапы возникновения и развития социальной психологии, 
3. охарактеризовать предмет и задачи социальной психологии и основные понятия. 
В ходе выполнения работы мы опирались на научные труды таких исследователей, как Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А., Андриенко Е.В., Майерс Д., Шихирев П.Н. и др.
 

Заключение

Таким образом, мы выяснили, что социальная психология - наука, изучающая как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу. Социальная психология изучает - индивидов, людей, составляющих эти группы - что думает человек о других, как они на него влияют, как он относится к ним. Сюда входит и изучение влияния группы на отдельных людей, а индивида - на группу. Например, рассматривая супружеские отношения, социолог центром своего внимания сделал бы тенденции браков, разводов и т.п., а социальный психолог, в первую очередь, стал бы исследовать то, почему определенные люди привлекают друг друга. Социальная психология - это научное исследование того, о чем люди думают, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу. Социальная психология - дочерняя отрасль социологии и психологии, которая стремится быть более индивидуальной по своему содержанию и более экспериментальной в своих методах, чем другие области социологии. 
Мы определили, что современные представления о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными, т.е., отличающимися друг от друга. Для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой. 
Социальная психология изучает: 
• психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.), наиболее часто изучаются общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.; 
• феномен взаимодействия между людьми, например: супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, психотерапевтического и т.л.; при этом взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым; 
• психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду; наибольший интерес социальных психологов вызывают исследования социально-психологического климата группы я конфликтных отношений (групповых состояний), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сплоченности, сработанности и конфликтности (групповых свойств) и др.; 
Таким образом, социальная психология - наука, изучающая психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия. 
К объектам изучения социальной психологии относят носителей социально-психологических явлений, а именно: 
• личность в группе (системе отношений), 
• взаимодействие в системе «личность -- личность» (родитель -- ребенок, руководитель -- исполнитель, врач -- больной, психолог -- клиент и т. д.), 
• малую группу (семья, школьный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей и т, п.), 
• взаимодействие в системе «личность -- группа» (лидер ведомые, руководитель -- трудовой коллектив, командир -- взвод, новичок -- школьный класс и т. д.), 
• взаимодействие в системе «группа -- группа» (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и т. д.), 
• большую социальную группу (этнос, партия, общественное движение, социальный слои, территориальная, конфессиональная группы и т. п. 
4. Таким образом, в нашем исследовании мы смогли проанализировать научную литературу по теме исследования и рассмотреть понятие о социальной психологии, как о науке, выявить этапы возникновения и развития социальной психологии, охарактеризовать предмет и задачи социальной психологии и основные понятия. Тем самым, были решены задачи исследования и достигнута цель работы.
 

Список  Литературы

1.Андреева Г.М.  Социальная психология. М.: Изд-во  Моск. ун-та, 1996.  
2.Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Аспект Пресс, 2001.  
3.Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов высших учебных зеведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2000.  
4. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций. М., Омега-Л, 2004.  
5. Майерс Д. Социальная психология / Перев. С англ. – СПб.: ПИТЕР, 1996.  
6. Шихирев П.Н. Современная социальная психология – М.: ИП РАН; КСП+; Академический проект, 1999.

Важнейшей характеристикой  жизнедеятельности людей является то, что она протекает в форме  социального взаимодействия. Социальное взаимодействие людей побуждается  индивидуальными, гpупповыми и общественными потpебностями. Эти потребности удовлетвоpяются в pамках основных форм взаимодействия – общения и совместной деятельности. Если брать человеческое общество в целом, то именно благодаря общению и совместной деятельности развиваются и совершенствуются условия жизни и сами индивиды, обеспечивается их взаимопонимание и согласуются отдельные действия, формируются общности – большие и малые социальные группы. Особым типом взаимодействия является противодействие, борьба, социальные конфликты. 
Человек является одновременно и продуктом, и активным участником, субъектом социального взаимодействия. Поэтому процесс осознания самого себя членом общества или какой-либо группы есть, фактически, процесс социального взаимодействия. Человек способен сам себя осудить или похвалить, в зависимости от ситуации заставить изменить свое поведение, побудить к совершению социальных действий – поступков или преступлений. В таком случае индивид является одновременно и субъектом, и объектом взаимодействия, которое принимает форму рефлексии – то есть осознания личностью себя как общественного существа – субъекта социальных отношений и сознательной деятельности. Рефлексия, по сути, это общение человека с самим собой (Гончаров А.И.). 
Процессы социального взаимодействия сопровождаются возникновением особых явлений – различных состояний, свойств и образований, в которых отражаются особенности психики человека, его сознания и бессознательного как продуктов жизни индивида в обществе. Самое распространенное явление – это изменение индивидуальной психики в общении. В одной ситуации человек смел, агрессивен, в другой – труслив или застенчив. Иногда для такого изменения достаточно простого присутствия других, их наблюдения за действиями человека. Психологами было давно замечено, что при взаимодействии с другими людьми человек может выдерживать более сильные неприятные ощущения, например, болевые. Hа глазах у зрителей спортсмены показывают более высокие результаты (эффект “фасилитации” – облегчения).  
Вместе с тем, оказывается, что индивидуальный вклад в совместную деятельность пропорционально уменьшается при увеличении числа участников. Причем, субъективно это может самими участниками и не осознаваться. Группа может заставить своего члена, избегающего конфликтов или позиции “белой вороны” изменить свою точку зрения даже на вполне очевидные вещи (эффект “конформности”). К подобным явлениям, сопровождающим и, что важно отметить, регулирующим социальное взаимодействие, могут быть отнесены: процессы взаимовосприятия, взаимовлияния, взаимоотношения различного типа – симпатия, антипатия, лидерство, слухи, мода, традиции, паника и т.д. Такие явления, сопровождающие человеческую жизнь, интуитивно или осознанно всегда учитывались людьми в целях более успешного общения и совместной деятельности. Эти феномены, возникающие в социальном взаимодействии, и называются социально-психологическими явлениями. 
Социально-психологические явления – это ситуативные проявления личностью тех или иных свойств и качеств (бескорыстия или трусости, авторитарного стиля руководства или социальной пассивности). В этот же круг явлений входят и относительно стабильные, и динамичные особенности малой социальной группы – морально-психологический климат, уровень сплоченности, групповые настроения, традиции и т.п. 
Социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности социально-психологических явлений, то есть особенности психической регуляции поведения, общения и деятельности людей, обусловленные ситуациями их социального взаимодействия, фактом включения индивидов в большие и малые социальные группы. 
Само сочетание слов “социальная психология” указывает на специфическое место, которое она занимает в системе других наук. История формирования социальной психологии тесно связана с потребностью объяснения такого класса фактов, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук. В ходе развития социально-психологической практики происходило уточнение и предмета науки. Его понимание различными авторами исходило из понимания места социальной психологии в системе научного знания, а также круга, решаемых практических задач. Все разнообразие дискуссионных взглядов можно представить в виде следующих позиций: 
социальная психология – часть социологии (основной акцент делается на необходимости изучения массовидных явлений, больших социальных общностей, отдельных сторон общественной психологии – нравов, традиций, обычаев и т.д.); 
социальная психология – часть психологии (главный предмет исследования – личность, ее положение в коллективе, межличностные отношения, система общения); 
социальная психология – это наука на стыке психологии и социологии, причем пограничной областью социальной психологии с социологией является изучение проблем массовой коммуникации, общественного мнения, социологии личности. Относительная граница же социальной психологии с общей психологией затрагивает проблемы детерминации и проявления индивидуально-психологических качеств личности в условиях ее действия в реальных социальных группах. 
Обозначение границ, исследуемых социальной психологией, проблем позволяет выделить отдельные стороны предмета данной науки. Ими являются1: 
1) Социально-психологические характеристики, закономерности, механизмы процессов совместной деятельности и общения людей, особенности обмена информацией, взаимного восприятия и понимания, воздействия людей друг на друга в ситуациях взаимодействия. Под общением понимается обмен информацией между людьми, их взаимодействие. 
Для социально-психологического подхода, в отличие от общепсихологического, характерно отчетливое понимание обусловленности поведения человека, его личностных характеристик конкретной ситуацией взаимодействия: ролями, которые исполняют участники, нормами общения и деятельности, социокультурным, историческим фоном, и даже пространственно-временными параметрами (где и когда происходит взаимодействие). Важнейшими социально-психологическими механизмами возникновения социальности, то есть свойств общности и взаимопонимания людей являются процессы подражания, внушения, заражения, убеждения. 
2) Закономерности социально-психологических явлений на уровне существования больших социальных групп, общества в целом как системы с определенной социальной структурой. 
Это – так называемые “массовидные” социально-психологические явления, то есть психические явления, возникающие в сфере общественной психологии как составной части общественного сознания, а также специфические характеристики каждой из больших социальных групп. К ним относятся, например, классовые и этнопсихологические особенности, нравы, обычаи и привычки различных больших социальных (национальных, классовых, возрастных, профессиональных групп). Особый интерес представляют особенности поведения толпы и неорганизованной массы людей. Соответственно, различаются отдельные предметные области социальной психологии: этнопсихология, психология классов и социальных слоев, психология профессиональных групп, а также – психология политики, религии, искусства и других форм общественного сознания. 
Можно сказать, что социальную психологию интересует то, каким образом в межличностных отношениях людей проявляются отношения общественные и наоборот – как психология людей влияет на общественную жизнь: экономику, политику, межнациональные отношения, искусство и т.д. 
3) Групповые социально-психологические явления. При этом интерес социально-психологического исследования малой группы составляют процессы группообразования, групповой динамики и структуры, образования целей, межличностных отношений, ролей, процессы лидерства и руководства в малой группе. 
4) Социально-психологические особенности личности, механизмы социализации индивида и психической регуляции его социального поведения. 
Предметом социально-психологического анализа при этом становятся структура мотивации социального поведения, социальных установок и ценностных ориентаций личности, действие психологических защитных механизмов в процессе общения. Понимание личности в социальной психологии предполагает рассмотрение человека как субъекта социальных отношений и сознательной деятельности. Это системное качество индивида, определяемое его включенностью в совместную деятельность и общение. Особый интерес представляют относительно устойчивые и ситуативные социально-психологические характеристики личности – ее социально-типичные и индивидуально-своеобразные особенности, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми, – стили общения и различных форм социальной деятельности (например, организационно-управленческой) или ролевого поведения. 
Таким образом, предмет социальной психологии – это структурно-динамические особенности и закономерности психологических явлений, возникающих в процессе общественного взаимодействия, то есть в ситуациях общения и совместной деятельности людей, а также обоснованные способы управления этими явлениями. Эти явления, в форме социально-психологических процессов, состояний и свойств больших и малых групп, а также отдельной личности побуждают, регулируют и отражают социальное взаимодействие. 
Основными задачами социальной психологии являются: 
исследование структуры, механизмов, закономерностей и особенностей социально-психологических явлений: общения и взаимодействия людей, психологических характеристик социальных групп, психологии личности (проблемы социальной установки, социализации и т.п.); 
выявление факторов развития социально-психологических явлений и прогнозирование характера такого развития; 
разработка обоснованных рекомендаций и предложений по оптимизации управления социально-психологическими явлениями; 
непосредственное применение методов социально-психологического воздействия, направленных на повышение социально-психологической компетентности людей и разрешение существующих психологических проблем.

Информация о работе Предмет и задачи социальной психологии