Предмет и задачи психологии менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:18, доклад

Описание работы

Слово «психология» произошло от двух греческих слов: psyche – душа и logos – наука. Иными словами, наука о душе, т. е. о внутреннем мире человека. Это наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Возникнув как раздел философии, психология приобрела в дальнейшем полную самостоятельность. Мало того, из нее выделился ряд отраслей: психофизиология, зоопсихология, сравнительная психология, социальная психология, детская психология, педагогическая психология, возрастная психология, психология труда, психология управления, психология творчества, медицинская психология, патопсихология, нейропсихология, инженерная психология, психолингвистика, этнопсихология и др.

Работа содержит 1 файл

психология менеджмента.docx

— 16.57 Кб (Скачать)

Глава 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ МЕНЕДЖМЕНТА

1. Предмет  психологии менеджмента 

Слово «психология» произошло от двух греческих  слов: psyche – душа и logos – наука. Иными словами, наука о душе, т. е. о внутреннем мире человека. Это наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Возникнув как раздел философии, психология приобрела в дальнейшем полную самостоятельность. Мало того, из нее выделился ряд отраслей: психофизиология, зоопсихология, сравнительная психология, социальная психология, детская психология, педагогическая психология, возрастная психология, психология труда, психология управления, психология творчества, медицинская психология, патопсихология, нейропсихология, инженерная психология, психолингвистика, этнопсихология и др. 

Одно  из важнейших понятий психологии – психика. Она используется в  качестве характеристики специфического для живой системы (животных, человека) сигнального ее взаимодействия с  окружающим. Сущность психики –  это субъективный образ объективного мира, идеальное отражение реальной действительности. Все многообразие форм существования психического обычно объединяют в четыре группы. 

1. Психические процессы человека: познавательные (внимание, восприятие, память, мышление и др.); эмоциональные (чувства); волевые. 

2. Психические  образования человека (знания, умения, навыки, привычки, мировоззрение и  др.). 

3. Психические  свойства человека (направленность, темперамент, характер, способности). 

4. Психические состояния: функциональные (эмоциональные, познавательные и волевые) и общие (настроение, готовность к действиям, уверенность, активность или пассивность и т. д.). 

С точки  зрения влияния на деятельность и  поведение человека выделяют две  взаимосвязанные регулятивные функции  психики: побуждение (мотивационная  сфера психики) и исполнение (деятельностная сфера). К числу других функций относятся: отражение, формирование образа, смыслообразование, функция отношения, накопление опыта, целеполагание и т. д. 

Что касается вопроса о происхождении человеческой психики в онтогенезе, то следует  подчеркнуть: психика человека –  результат его общения с другими  людьми и включения в разнообразные  виды деятельности (игра, учеба, труд, рефлексия, оценка и др.). Особую роль в развитии организма играет вторая сигнальная система – язык и речь как внешняя форма мышления человека. 

Управление  – функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. 

Социальное  управление – целенаправленное воздействие  на какую-либо социальную систему для  ее упорядочения, сохранения, совершенствования  и развития. Управление является одной  из важнейших функций любой организованной системы, без которой она не может  существовать и неизбежно погибает. Социальное управление включает процессы сбора и анализа данных о функционировании и деятельности коллектива, выработки  и реализации решения, процессы контроля выполнения принятых решений и оценки результатов и мотивации труда  сотрудников организации. Все эти  процессы опираются на знания и практический опыт руководителей и реализуются  с помощью мышления, памяти, восприятия, внимания, общения, речи, волевых усилий и т. д. Иными словами, управление представляет собой психический  процесс взаимодействия руководителя и подчиненных по подготовке и  реализации организационных решений. Следовательно, предметом психологии управления является психика людей, причастных к управленческим процессам, а именно руководителей и исполнителей (подчиненных). 

Основные  этапы процесса управления: сбор и  обработка информации; ее анализ, диагноз  состояния объекта управления, прогноз  его дальнейшего изменения (развития); установление цели; выработка решения, направленного на достижение цели; последовательная конкретизация общего решения в виде планирования, проектирования, программирования; выработка конкретных (частных) управленческих решений; организация  деятельности для выполнения решений; контроль за этой деятельностью; сбор и обработка информации о результатах деятельности (далее цикл повторяется). 

В управлении, как известно, огромную роль играет работа с людьми, которыми нужно  успешно руководить, а для этого  необходимо знать их психологию, их возможности, желания, потребности  и т. д. Кроме того, необходимо знать  и собственные возможности, способности  и перспективы собственного развития.

2. Цели, задачи и значение дисциплины 

Основная  цель курса «Психология менеджмента» – формирование у студентов системы  знаний и способов деятельности (умений), необходимых для успешного решения социально-управленческих и психолого-педагогических задач в трудовых коллективах. В результате изучения курса студенты должны знать: 

• социально-психологические  функции и задачи управления; 

• требования к личности и деятельности руководителя; 
 

• методы и стиль руководства; способы  мотивации трудовой активности сотрудников; 

• технологию и психологические особенности  подготовки, принятия и реализации управленческих решений; 

• виды делового общения; требования к устному  выступлению (публичной речи); особенности  беседы, дискуссий, переговоров; способы  обращения с людьми; 

• основные признаки, функции и характеристики трудового коллектива; способы формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе; 

• социально-психологические  аспекты формирования кадрового  потенциала. 
 

Студенты  должны уметь: 

• раскрывать и объяснять теоретические вопросы  психологии управления; 

• составлять социально-психологический портрет  руководителя, менеджера; с помощью  различных методов оценивать  управленческий потенциал специалиста; 

• использовать психолого-педагогические методы воздействия  на сознание и поведение людей; 

• принимать  управленческие решения и организовывать работу людей по их исполнению; 

• вести  деловые беседы, переговоры, дискуссии; выступать публично (без текста); писать деловые письма; 

• изучать  и оценивать состояние социально-психологического климата в коллективе; 

• готовить и проводить занятие (урок) в системе  подготовки рабочих кадров; участвовать  в аттестации кадров. Изучение психологии вообще и, в частности, психологии управления имеет огромное значение для будущего специалиста, поскольку изучение ее проблем и вопросов призвано обеспечить психологическую подготовку менеджеров, управленцев различного звена, сформировать или развить их психологическую управленческую культуру, создать необходимые предпосылки для теоретического понимания и практического применения важнейших проблем сферы управления, к которым следует, отнести: 

• понимание  психологической природы управленческих процессов; 

• знание основ организационной структуры; 

• четкое представление об основных принципах  и стилях управления и руководства, а также способах повышения эффективности  управления; 

• знание информационных процессов и средств  коммуникации, необходимых для управления персоналом; 

• знание эвристических методов решения  управленческих задач; 

• умение устно и письменно выражать свои мысли; 

• компетентность в управлении людьми, подборе и  соответствующей подготовке специалистов, в оптимизации формальных и неформальных взаимоотношений среди работников организации; 

• умение оценивать собственную деятельность, делать адекватные выводы и повышать квалификацию, исходя из требований текущего дня и прогнозируемых изменений; 

• четкое представление о структурных  особенностях организации, мотивах  и механизмах поведения сотрудников. 
 

Психологические знания необходимы менеджерам всех уровней  управления для успешного решения  следующих задач: 

• самопознание, самоанализ и самооценка поведения  и психологических свойств (рефлексивные задачи); 

• изучение, выявление и оценка индивидуально-психологических  особенностей сотрудников в организации; общение и сотрудничество с работниками  с учетом их психологических свойств; 

• совершенствование  коммуникативных качеств; 

• руководство  людьми с использованием современных  методов управления, в том числе  кадровая работа (подбор и расстановка  кадров, их аттестация и повышение  квалификации); 

• мотивация  деятельности сотрудников и самомотивация; 

• выполнение педагогических функций (обучение и  воспитание молодых сотрудников); 

• участие  в общественной работе и решении  социальных вопросов; повышение гражданской  и правовой активности (своей и  подчиненных); 

• самообразование, систематическое повышение квалификации, развитие личностных качеств. 
 

В современных  условиях усложнения информационных, технико-технологических, организационно-управленческих задач во всех сферах человеческой деятельности психологическая грамотность  специалиста становится частью его  профессиональной культуры.

Информация о работе Предмет и задачи психологии менеджмента