Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:18, доклад
Слово «психология» произошло от двух греческих слов: psyche – душа и logos – наука. Иными словами, наука о душе, т. е. о внутреннем мире человека. Это наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Возникнув как раздел философии, психология приобрела в дальнейшем полную самостоятельность. Мало того, из нее выделился ряд отраслей: психофизиология, зоопсихология, сравнительная психология, социальная психология, детская психология, педагогическая психология, возрастная психология, психология труда, психология управления, психология творчества, медицинская психология, патопсихология, нейропсихология, инженерная психология, психолингвистика, этнопсихология и др.
Глава 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ МЕНЕДЖМЕНТА
1. Предмет
психологии менеджмента
Слово
«психология» произошло от двух греческих
слов: psyche – душа и logos – наука. Иными словами,
наука о душе, т. е. о внутреннем мире человека.
Это наука о закономерностях, механизмах
и фактах психической жизни человека и
животных. Возникнув как раздел философии,
психология приобрела в дальнейшем полную
самостоятельность. Мало того, из нее выделился
ряд отраслей: психофизиология, зоопсихология,
сравнительная психология, социальная
психология, детская психология, педагогическая
психология, возрастная психология, психология
труда, психология управления, психология
творчества, медицинская психология, патопсихология,
нейропсихология, инженерная психология,
психолингвистика, этнопсихология и др.
Одно
из важнейших понятий психологии
– психика. Она используется в
качестве характеристики специфического
для живой системы (животных, человека)
сигнального ее взаимодействия с
окружающим. Сущность психики –
это субъективный образ объективного
мира, идеальное отражение реальной
действительности. Все многообразие
форм существования психического обычно
объединяют в четыре группы.
1. Психические
процессы человека: познавательные (внимание,
восприятие, память, мышление и др.); эмоциональные
(чувства); волевые.
2. Психические
образования человека (знания, умения,
навыки, привычки, мировоззрение и
др.).
3. Психические
свойства человека (направленность,
темперамент, характер, способности).
4. Психические
состояния: функциональные (эмоциональные,
познавательные и волевые) и общие (настроение,
готовность к действиям, уверенность,
активность или пассивность и т. д.).
С точки
зрения влияния на деятельность и
поведение человека выделяют две
взаимосвязанные регулятивные функции
психики: побуждение (мотивационная
сфера психики) и исполнение (деятельностная
сфера). К числу других функций относятся:
отражение, формирование образа, смыслообразование,
функция отношения, накопление опыта,
целеполагание и т. д.
Что касается
вопроса о происхождении
Управление
– функция организованных систем
различной природы (биологических,
социальных, технических), обеспечивающая
сохранение их определенной структуры,
поддержание режима деятельности, реализацию
их программ и целей.
Социальное
управление – целенаправленное воздействие
на какую-либо социальную систему для
ее упорядочения, сохранения, совершенствования
и развития. Управление является одной
из важнейших функций любой
Основные
этапы процесса управления: сбор и
обработка информации; ее анализ, диагноз
состояния объекта управления, прогноз
его дальнейшего изменения (развития);
установление цели; выработка решения,
направленного на достижение цели;
последовательная конкретизация общего
решения в виде планирования, проектирования,
программирования; выработка конкретных
(частных) управленческих решений; организация
деятельности для выполнения решений;
контроль за этой деятельностью; сбор
и обработка информации о результатах
деятельности (далее цикл повторяется).
В управлении, как известно, огромную роль играет работа с людьми, которыми нужно успешно руководить, а для этого необходимо знать их психологию, их возможности, желания, потребности и т. д. Кроме того, необходимо знать и собственные возможности, способности и перспективы собственного развития.
2. Цели,
задачи и значение дисциплины
Основная
цель курса «Психология менеджмента»
– формирование у студентов системы
знаний и способов деятельности (умений),
необходимых для успешного решения
социально-управленческих и психолого-педагогических
задач в трудовых коллективах. В результате
изучения курса студенты должны знать:
• социально-психологические
функции и задачи управления;
• требования
к личности и деятельности руководителя;
• методы
и стиль руководства; способы
мотивации трудовой активности сотрудников;
• технологию
и психологические особенности
подготовки, принятия и реализации
управленческих решений;
• виды
делового общения; требования к устному
выступлению (публичной речи); особенности
беседы, дискуссий, переговоров; способы
обращения с людьми;
• основные
признаки, функции и характеристики
трудового коллектива; способы формирования
благоприятного социально-психологического
климата в коллективе;
• социально-психологические
аспекты формирования кадрового
потенциала.
Студенты
должны уметь:
• раскрывать
и объяснять теоретические
• составлять
социально-психологический
• использовать
психолого-педагогические методы воздействия
на сознание и поведение людей;
• принимать
управленческие решения и организовывать
работу людей по их исполнению;
• вести
деловые беседы, переговоры, дискуссии;
выступать публично (без текста);
писать деловые письма;
• изучать
и оценивать состояние
• готовить
и проводить занятие (урок) в системе
подготовки рабочих кадров; участвовать
в аттестации кадров. Изучение психологии
вообще и, в частности, психологии управления
имеет огромное значение для будущего
специалиста, поскольку изучение ее проблем
и вопросов призвано обеспечить психологическую
подготовку менеджеров, управленцев различного
звена, сформировать или развить их психологическую
управленческую культуру, создать необходимые
предпосылки для теоретического понимания
и практического применения важнейших
проблем сферы управления, к которым следует,
отнести:
• понимание
психологической природы
• знание
основ организационной
• четкое
представление об основных принципах
и стилях управления и руководства,
а также способах повышения эффективности
управления;
• знание
информационных процессов и средств
коммуникации, необходимых для управления
персоналом;
• знание
эвристических методов решения
управленческих задач;
• умение
устно и письменно выражать свои
мысли;
• компетентность
в управлении людьми, подборе и
соответствующей подготовке специалистов,
в оптимизации формальных и неформальных
взаимоотношений среди
• умение
оценивать собственную
• четкое
представление о структурных
особенностях организации, мотивах
и механизмах поведения сотрудников.
Психологические
знания необходимы менеджерам всех уровней
управления для успешного решения
следующих задач:
• самопознание,
самоанализ и самооценка поведения
и психологических свойств (рефлексивные
задачи);
• изучение,
выявление и оценка индивидуально-психологических
особенностей сотрудников в организации;
общение и сотрудничество с работниками
с учетом их психологических свойств;
• совершенствование
коммуникативных качеств;
• руководство
людьми с использованием современных
методов управления, в том числе
кадровая работа (подбор и расстановка
кадров, их аттестация и повышение
квалификации);
• мотивация
деятельности сотрудников и самомотивация;
• выполнение
педагогических функций (обучение и
воспитание молодых сотрудников);
• участие
в общественной работе и решении
социальных вопросов; повышение гражданской
и правовой активности (своей и
подчиненных);
• самообразование,
систематическое повышение
В современных условиях усложнения информационных, технико-технологических, организационно-управленческих задач во всех сферах человеческой деятельности психологическая грамотность специалиста становится частью его профессиональной культуры.