Предмет и задачи психологии делового общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 23:31, контрольная работа

Описание работы

В дисциплине «Деловое общение» речь идет не столько об абстрактных общепсихологических категориях и принципах, сколько о профессиональных психологических и в то же время практически ориентированных знаниях, которые могут обеспечить успех той или иной деятельности. Под деловым понимается общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Деловое общение содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе и т.д.

Содержание

Назовите и охарактеризуйте основные проблемы дисциплины «Деловое общение»
Дайте характеристику основным категориям дисциплины «деловое общение».
Тест.

Работа содержит 1 файл

Деловое общение.doc

— 59.00 Кб (Скачать)
 
 

    ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ  ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 
 

   КАФЕДРА МАРКЕТИНГА 
 
 
 
 

   Контрольная работа

   По  дисциплине «Деловое общение»

   На  тему:

   « Предмет и задачи психологии делового общения»

       

   Вариант 1 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Выполнила: ст. III курса гр. День

   Спец.: финансы и кредит

                             Личное дело №06ФФБ02634

   Большакова  О.Ю. 

                Проверил:  Панков Э.В. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Орел, 2009 г

     План  контрольной работы.

  1. Назовите и охарактеризуйте основные проблемы дисциплины «Деловое общение»
  2. Дайте  характеристику основным категориям дисциплины «деловое общение».
  3. Тест.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Назовите и охарактеризуйте основные проблемы дисциплины «Деловое общение».

     Следует с самого начала уяснить, что объект этой дисциплины - идеальная психическая  реальность. Речь идет прежде всего об интеллектуальных, эмоциональных и волевых проявлениях сознания людей, а также о подсознательных проявлениях их психики. А ее предмет - психологическая и нравственная стороны деятельности и общения людей, а также психические процессы, свойства и состояния разного рода рабочих, деловых групп.

      Важнейшими  принципами, которыми руководствуется общая психология и все ее отрасли, являются следующие:

      принцип причинности, детерминизма, т.е. признание взаимосвязи, взаимообусловленности психических явлений как с другими, так и с материальными явлениями;

      принцип системности, т.е. трактовки отдельных психических явлений как элементов целостной психической организации;

      принцип развития, признание преобразования, изменения психических процессов, их динамики, перехода от одного уровня к другому.

     В дисциплине «Деловое общение» речь идет не столько об абстрактных общепсихологических  категориях и принципах, сколько  о профессиональных психологических  и в то же время практически  ориентированных знаниях, которые  могут обеспечить успех той или иной деятельности. Под деловым понимается общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Деловое общение содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами- Оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключают, но, наоборот, предполагают также и достижение лично значимых целей, удовлетворение личных интересов. Причем речь идет об интересах физических и юридических лиц.

      Опираясь  на анализ психологии личности рабочей  группы, норм деловой этики, данная дисциплина решает две основные взаимосвязанные задачи:

      овладение методами психологической  диагностики, приемами описания психологических состояний субъектов производственной деятельности, отдельных работников, руководителей, рабочих групп;

      выработка умений и навыков  изменения психологических  состояний того или иного субъекта путем применения специальных психологических технологий.                     

      На  этой основе обеспечивается, например, поддержание устойчивости, стабильности организаций, рабочих групп, совершенствуются методы подбора и использования персонала, разрешаются внутри- и межгрупповые конфликты, вырабатываются способы оптимизации морально-психологического климата в коллективах, определяются методы стимулирования труда, способы психологической защиты от стрессовых ситуаций и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Дайте характеристику  основным категориям  дисциплины «деловое  общение»

      Основной  категорией данной учебной дисциплины, впрочем как и общей психологии, является категория "психология личности", включающая знания об источниках ее психической и другой активности, индивидуально-психических процессах, свойствах и состояниях, их проявлениях в деловом общении. Без этой фундаментальной психологической категории невозможно овладеть современными методами управления человеческими ресурсами.

      Именно  знания психологии личности помогут предпринимателю, бизнесмену достаточно четко представить себе степень надежности партнера, его способность к соглашению, компромиссу, а также уровень его готовности к групповой работе и т.д. Иначе говоря, эти знания позволят определить, насколько эффективными могут быть деловые отношения с конкретным человеком.

      Но  основные процессы, состояния и свойства личности проявляются в межличностном общении, происходящем по формулам "Я — Ты" "Я — Мы", "Мы — Они". Если, по мнению философов, общение является одной из важнейших предпосылок становления человека, то, по мнению современных теоретиков менеджмента, высокий уровень делового общения — решающее условие успешного предпринимательства.

      Но  для обеспечения высокого уровня делового общения руководитель должен уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях. Так, нужно обязательно учитывать, что в процессе общения между партнерами, коллегами может возникнуть напряженность и даже конфликтная ситуация, скажем, из-за неуважения к чувству собственного достоинства. Или, например, неумелое пользование словом может привести к значительным информационным потерям, а следовательно, к сбоям в выполнении служебных обязанностей. Чтобы этого не случилось, необходимо научиться пользоваться специальными технологиями общения, групповой работы. Психологическая наука располагает целым арсеналом конкретных рекомендаций по обеспечению различных форм общения, таких, как деловой разговор, беседа, обсуждение, спор, переговоры, торги, и т.п. В дальнейшем изложении вы найдете некоторые из этих рекомендаций. Таким образом, еще одной важнейшей категорией рассматриваемой учебной дисциплины является психология общения.

      Важнейшей категорией психологии и этики делового общения является психология рабочей группы, команды или трудового коллектива. Ведь деловая активность невозможна без кооперации, соединения усилий нескольких или даже многих людей. В свою очередь успешная кооперация возможна лишь при условии принятия некоторых правил поведения, общих для всех участников трудового процесса. Поэтому в процессе формирования и жизнедеятельности любой группы реальны такие явления, как групповые цели, потребности, интересы, групповые нормы, групповое сознание, морально-психологический климат, корпоративная мораль, так называемые              "мы-чувства" и т.д. Современный менеджер не только обязан учитывать эти психологические феномены, но и активно участвовать в их формировании, ибо групповая деятельность протекает достаточно эффективно только тогда, когда учитываются некие этические правила и нормы, принимающие характер неписаных законов.

      Нравственная  сторона делового общения имеет  очень большое значение. Как отмечалось, в практике деловой жизни люди стремятся к достижению не только общих, но и некоторых значимых личных целей. Отсюда важно не допустить в деловых отношениях забвения золотого правила морали: не делай другому того, чего не хочешь себе. Существенно важно строить деловые отношения на своего рода нравственных регуляторах, при постоянно включенном внутреннем контроле, препятствующем беспредельному эгоизму в партнерских отношениях, который может не только повредить, но и разрушить их.

      Этика делового общения основывается на таких правилах и нормах поведения партнеров, которые в конечном счете способствуют развитию сотрудничества, т.е. укрепляют сущностную основу деловых отношений- Смысл этих правил и норм -— укрепление взаимного доверия, постоянное информирование партнера о своих намерениях и действиях, исключение обмана и дезориентация партнера. Практика делового общения разработала немало кодексов чести предпринимателя, профессиональных кодексов банкира и т.п.

      Жизнь постепенно убеждает, что бизнес на нравственной основе в конечном счете оказывается более выгодным, чем бизнес безнравственный, аморальный, разрушающий деловые, партнерские отношения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Тест

      Укажите, какое из перечисленных определений  предмета дисциплины «Деловое общение» является верным:

      А) закономерности общения, определяющим содержанием которого выступает совместная деятельность людей, их общее дело, а партнер выступает как личность, значимая для других партнеров;

      Б) закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения  в социальные группы, а также психология самих этих групп;

      В) развитие высших психических функций  личности, межличностных отношений, обусловленных особенностями социализации в разных культурах.

      Ответ обоснуйте.

      Ответ:

      Я считаю, что правильный ответ «А», т.к. под деловым понимается общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Деловое общение содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами- Оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключают, но, наоборот, предполагают также и достижение лично значимых целей, удовлетворение личных интересов. 
 
 
 
 
 
 

      Список  используемой литературы

      1. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/

      Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.. – 326 с.

      2. Психология: Учебник для экономических вузов / Под общ. Ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.

      3. Сведения из Интернета. 

Информация о работе Предмет и задачи психологии делового общения