Предмет и задачи по психологии. Связь психологии с другими дисциплинами

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 02:25, реферат

Описание работы

Психология - и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать их.

Содержание

I. Предмет и задачи психологии……………………………………………..3 – 6
II. Связь психологии с другими дисциплинами……………………………7 - 12
III. Литертура………………

Работа содержит 1 файл

Психология и педагогика.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

     Есть  такие проблемы, при решении которых  сотрудничество психологов и философов  является наиболее плодотворным и уже  дало ощутимые результаты. Это прежде всего проблемы эпистемологии — науки о познании человеком окружающего мира, призванной выяснить принципиальную его постижимость человеком и наметить в самом общем виде методы такого познания. Благодаря многолетним исследованиям, проводимым, например, в созданном по инициативе известного швейцарского психолога Жана Пиаже Международном эпистемологическом центре (Швейцария, г. Женева), удалось многое узнать о природе человеческого интеллекта и его развитии у детей. Над этой проблемой в указанном центре совместно и плодотворно трудятся философы, логики и психологи. 

Психология  и история. 

     «Человеческая натура - это не сумма врожденных, биологически закрепленных побуждений, но и не безжизненный слепок с матрицы  социальных условий; это продукт исторической эволюции в синтезе с определенными врожденными механизмами и законами» (Фромм Э. Бегство от свободы).

     Без знания истории общества трудно понять и психологию отношений людей  в современном мире. Эти отношения  также складывались веками. Философские учения, религиозные верования, обычаи, традиции, ритуалы, многое другое, что характеризует психологию современных народов и наций, есть продукт их длительного исторического развития. Передаваясь из поколения в поколение, достижения человеческой культуры формируют в процессе их усвоения психологию современных людей как личностей и субъектов познания и творческого преобразования мира. Сама сложившаяся система обучения и воспитания — семейного, школьного, социального, интеллектуального, трудового, нравственного, физического и т.п. — также выступает как итог длительной истории.

     Более глубокий союз психологии и истории  образуется в том случае, когда  представителю одной области  знаний необходимо воспользоваться  методами или приемами, заимствованными  из другой науки, для решения собственных  задач. Например, историк, обращаясь  к психологическим методам; может изучить личность какого-либо государственного деятеля или психологию народа для того, чтобы объяснить имевшие место исторические события (проблема роли личности в истории). Психолог в свою очередь может применить метод исторического анализа для проникновения в психологию и поведение людей давно живших поколений.

Есть примеры  еще более глубокого синтеза  истории и психологии в создании общей научной теории. Одним из них является теория культурно-исторического  развития высших психических функций человека, разработанная Л.С.Выготским. В ней автор показал, что главные исторические достижения человечества, в первую очередь язык, орудия труда, знаковые системы, стали мощным фактором, который значительно продвинул вперед филогенетическое и онтогенетическое психологическое развитие людей. Пользуясь всем этим, человек научился управлять собственной психикой и поведением, сделав их произвольными и опосредствованными орудиями и знаками, подвластными его сознанию и воле.

     Главной и наиболее ценной мыслью, которая лежит в основе сближения психологии и истории, является та, что современный человек с его психологическими качествами, личностными свойствами и социальными поступками есть продукт истории развития человечества. От эпохи к эпохе, от одного исторического периода к другому, от государства к государству, от нации к нации и даже от поколения к поколению психология и поведение людей, их взгляды, культура, традиции и обычаи значительно меняются. В свою очередь психология зрелого человека оказывает обратное влияние на ход истории.

Психология  и социология. 

     Изучение  взаимоотношений индивида и общества находится в ведении не только социологии, но и психологии. В связи  с этим важно понять разницу между  этими двумя дисциплинами. Психология изучает основные виды психической деятельности человека, а также базовые элементы этой деятельности, например, эмоции или ощущения. Ранее психологи утверждали, что социальные явления можно объяснить только посредством психологического исследования. Сегодня обе дисциплины имеют свои отдельные предметные области. Психологи интересуются поведением индивида, его проблемы и личностные проблемы (помешательство, тревога, депрессия и т.д.). А социологи ищут в этих типах поведения определенные закономерности и иногда обнаруживают, что они обусловлены социальными нормами, а также структурами и развитием общества.

     Поэтому было неправильно считать, что поведение  человека является то индивидуальным, то социальным. Психология и социология – это просто два разных подхода  к изучению индивида в обществе, причем первая ориентируется на индивида и его особенности, тогда как вторая уделяет тому общему, что связывает индивида с другими индивидами. Развитие социологии и психологии приводит к появлению новой дисциплины, находящейся на стыке этих научных направлений – социальной психологии. Если общая психология имеет дело с психикой отдельного человека и изучает ее как бы изнутри, то социальная психология раскрывает общественную обусловленность поведения людей. Она оперирует фактами межличностного поведения («психологические факты»), интегрирует их и открывает общие тенденции развития межличностного поведения. Она не может уйти ни от одного вида непосредственного взаимодействия, ни от одного из факторов, влияющих на ощущения, восприятия и представления.

Нетрудно понять, что и социология, и психология изучают человека и его поведение, но с разных позиций, которые обусловлены  их предметами. Становится ясным и  то, что они, в конечном счете, ориентированы  друг на друга. Их тип связи можно  назвать сотрудничеством.

     Психология, изучая поведение человека, должна отправляться не только от знания его  биологии и физиологии (что совершенно необходимо), но и от человека как  «продукта общественных отношений», знание о котором дает социологическая  наука. Но есть и другой ракурс. Если социальная психология изучает слабо связанные между собой совокупности людей (толпу, театральную публику, случайные собрания и т.п.) или случайные, не организованные вообще, не дифференцированные образования, то тогда она будет просто-напросто главой социологии как науки, изучающей все основные формы взаимодействия между людьми. 

Психология  и педагогика 

     И особо следует остановиться на связи  психологии с педагогикой. Здесь  особенно наглядно видно практическое значение психологии. В том случае, если педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений, она превращается в простой набор педагогических советов и рецептов и перестает быть подлинной наукой, способной помочь учителю. В развитии всех областей педагогики (общей теории, дидактики, частных методик, теории воспитания) возникают проблемы, требующие психологического исследования.

     В настоящее время накопилась масса  проблем, которые вызывают острые дискуссии  по вопросам: чему учить современного школьника? что и как отбирать из огромной массы информации, которая накапливается наукой, для школы? Именно психология должна определить, каковы возможности и резервы психического развития человека на разных возрастных ступенях и где их границы.

     Не  менее остро потребность в психологии обнаруживается, когда педагогика обращается к проблемам воспитания. Целью воспитания является формирование личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. А достижение этой цели предполагает изучение закономерностей формирования личности: ее направленности, способностей, потребностей, мировоззрения и т.д. Все сказанное свидетельствует о том, что современная психология находится на стыке наук. Она занимает промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными, с другой, и социальными, с третьей. 

Психология  и естественные науки. 

     Две основные естественные науки с которыми психология тесно связана это  биология и физиология, точнее раздел посвященный высшей нервной деятельности.

     Биология

     Если  психология животных имеет дело с теми формами поведения животных, которые развиваются в процессе их взаимодействия со средой, то совершенно ясно, что полное понимание законов их поведения не может иметь место без знания основных форм жизни, которые составляют предмет биологии. Нужно достаточно отчетливо представлять те различия, которые имеют место в существовании растений и животных, чтобы выделить то основное, что отличает всякий вид активного поведения, основанного на ориентировке в окружающей среде, от тех форм жизни, которые исчерпываются процессами обмена веществ и могут протекать вне условий активной ориентировки в действительности. Нужно ясно представлять, что именно меняется в условиях жизни с переходом от существования одноклеточных в однородной водной среде к несравненно более сложным формам жизни многоклеточных, особенно в условиях наземного существования, предъявляющего неизменно большие требования к активной ориентировке в условиях среды, ориентировке, которая только и может обеспечить успешное получение пищи и избегание опасности. Нужно хорошо усвоить различие в принципах существования между миром насекомых, у которых существуют прочные врожденные программы, обеспечивающие успешное выживание в устойчивых условиях, и все же способных сохранить вид даже при меняющихся условиях, и высших позвоночных с их немногочисленным потомством, которое может выжить только при развитии новых индивидуально-изменчивых форм поведения, обеспечивающих приспособление к меняющейся среде. Без таких знаний общих биологических принципов приспособления никакое отчетливое понимание особенностей поведения животных не может быть обеспечено, и всякая попытка понять сложные формы психической деятельности человека потеряет свою биологическую основу.

     Физиология.

     Физиология  занимается механизмами, осуществляющими те или иные функции организма, а физиология высшей нервной деятельности — механизмами работы нервной системы, осуществляющими "уравновешение" организма со средой. Легко видеть, что знание той роли, которую в этом последнем процессе играют различные этажи нервной системы, тех законов, по которым протекает регуляция обменных процессов в организме, законы работы нервной ткани, осуществляющей процессы возбуждения и торможения, и тех сложных нервных образований, которые осуществляют процессы анализа и синтеза, замыкания нервных связей, обеспечивают процессы иррадиации и концентрации возбуждения так же, как и знание основных форм работы нервных клеток, находящихся в нормальном или тормозном (фазовом) состоянии — все это совершенно необходимо для того, чтобы психолог, изучающий основные виды психической деятельности человека, не ограничивался их простым описанием, а представлял, на какие механизмы опираются эти сложнейшие формы деятельности, какими аппаратами они осуществляются, в каких системах они протекают. Естественно, что формы деятельности человека осуществляются его мозгом и опираются на законы его высших нервных процессов, но никакая нервная система сама по себе не могла бы обеспечить формирования употребления орудий и языка и объяснить возникновение сложнейших, возникших в общественной истории, форм человеческой деятельности.

     Подлинное отношение психологии к физиологии заключается в том, что психология изучает те формы и способы  деятельности, которые возникли в  процессе общественной истории и которые определяют поведение, а физиология высшей нервной деятельности — те естественные механизмы, которые осуществляют или реализуют это поведение.

     Успех дальнейшего развития психологии во многом зависит от правильного понимания  соотношения этих обеих наук, и как всякое игнорирование физиологии, так и попытки свести психологию к физиологии неизбежно задержат развитие психологической науки. 

Психология  и экономика. 

     Большие возможности для использования  профессиональных психологов существуют в сфере экономики. К сожалению, их редко привлекают для объяснения экономических явлений. Экономисты, принимающие важные решения, часто не способны или не считают нужным учитывать психологию людей. Если же это происходит, то информация берется не из научных данных , а из житейской психологии или здравого смысла. Но постепенно практическая психология находит место в различных сферах экономической жизни. В XX веке Дж. Катон первым начал сотрудничество с группой экономистов и социологов применять психологическую теорию и методы к исследованию экономических проблем. Он сформулировал одну из базовых идей экономической психологии: покупка зависит не только от способностей (экономической возможности) сделать покупку, но и от желания ее сделать (психологической готовности). По мнению Катона, экономика без психологии не может успешно изучать основные экономические процессы, так же как и психология без экономики не имеет возможности исследовать наиболее важные аспекты человеческого поведения

     Экономическая психология – прикладная наука, возникшая из нужд развивающейся экономической теории. Ее задачей стало исследование практических причин несоответствия поведения реального "экономического человека" тем теоретическим концепциям, которые строились экономистами.

Как научная  дисциплина она изучат психологические механизмы и процессы, лежащие в основе потребления и других видов экономического поведения..

Экономическая психология изучает восприятие, мышление и поведение человека в экономической  деятельности, в процессе его экономического взаимодействия с другими субъектами (людьми и организациями).

     Экономическая психология как прикладная наука  изучает психологические аспекты  предпринимательского, потребительского, инвестиционного и трудового  поведения людей, а также процессы адаптации человека к динамично изменяющимся условиям хозяйственной деятельности.

В экономической  психологии изучается поведение  личности при изменении экономических  условий, например, отношений собственности, инфляции, условий найма и оплаты труда работников, при воздействии на человека рекламы.

     Актуальна в экономической психологии проблема денег и отношения к ним  людей. Выявляются определенные типы отношения  к деньгам у разных социальных групп, специфика отношения их к  величине оплаты труда и трате  денег. Изучается влияние денег на формирование личности, психологические проблемы богатства и бедности, хранения и накопления денег. Практическая экономическая психология составляет важнейшую часть работы службы маркетинга. Функция маркетинга – изучение возможностей удовлетворения желаний и нужд потребителей. Психология призвана помочь ответить на основные вопросы, стоящие перед маркетингом: кто покупатель, каковы его желания и потребности, как побудить его купить товар, как воспринимается товар (его название, внешний вид, упаковка), как наиболее эффективно информировать покупателя, какие слова подобрать в рекламе, как будет психологически восприниматься цена?

Для успешной практической работы в сфере экономики и  бизнеса современный психолог должен быть универсалом, владеть знаниями не только из различных отраслей психологии, но и из многих других наук. Заказчики работ, обращающиеся за консультацией или решением какой-либо экономической проблемы, предпочитают комплексное решение. 
 

  •  Т. Д.  Марцинковская.   История психологии: Учебное  пособие для  студентов высших учебных заведений.  Издательский центр:

Информация о работе Предмет и задачи по психологии. Связь психологии с другими дисциплинами