Предмет и методы истории психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:32, реферат

Описание работы

История психологии - одна из немногих комплексных дисциплин, синтезирующих знания по отдельным областям и проблемам психологии. С одной стороны, ее содержание основано на тех знаниях, которые получены из других курсов - общей, возрастной, социальной психологии и т.д. С другой стороны, история психологии позволяет привести эти знания в систему, понять логику становления психологии, причины изменения ее предмета, ведущей проблематики

Работа содержит 1 файл

история психологии реферат.docx

— 44.01 Кб (Скачать)

  Таким же препятствием на пути создания новой  теории может стать и недостаток упорства или уверенности в себе, особенно в том случае, если новая  концепция встречает противодействие  или непонимание. Так, авторитарность и даже некоторая нетерпимость 3. Фрейда явились причиной его конфликта  с последователями, отхода от него и  его теории даже близких учеников. Но в то же время именно эти качества во многом позволили ему создать  эту теорию и продолжать ее разработку в ситуации острой критики и неприятия  со стороны многих психологов. Анализ личности ученого, его биографии дает возможность понять, каким образом происходит выбор научных задач, как он ведет борьбу за свои убеждения с невежественностью или отчуждением окружающих, сможет ли противостоять общественному мнению и просто бытовым неурядицам. Таким образом, этот фактор раскрывает внутренние перипетии творческой деятельности, а иногда и душевной драмы ученого. В этом плане интересным может быть и анализ жизни, «богатой яркими фактами активной научной борьбы, как, например, жизнь Дж. Бруно, и жизнь в борьбе, не принимающей форм выраженной активности, но тем более напряженной мысли, как жизнь Р.Декарта или О.Конта, или даже жизнь размеренная, даже бедная по выражению активности, но интересная по преднамеренности, законченности ее плана и напряжении в его выполнении, как жизнь Г. Спенсера» (Г. Г. Шпет). Однако несмотря на важность социальной ситуации и личности ученого, ведущим фактором все же является логика развития психологической науки. Этот фактор тесно связан с развитием принципов психологии, изменением ее предмета и методов исследования психики.

  Кроме изменения предмета, о чем говорилось выше, изменялись и основные принципы психологии и ее связи с другими  науками. Начиная с VII-VI вв. до н.э. она была ориентирована прежде всего на философию, и уровень развития философских знаний главным образом влиял на психологию и проблемы, которые перед ней стояли. Так, в III в. до н.э. произошло изменение философских интересов, связанное с тем, что в центре познания оказались не общие законы природы или общества, а человек, хотя и рассматривавшийся в общей картине мира, но принципиально отличающийся от других живых существ. Это привело к появлению новых проблем и в психологии, возникновению вопросов о природе особенности психики человека, содержании его души - к тому, что на долгое время главным вопросом стал вопрос не столько о психике вообще, сколько о психике человека.

  Многое  связывало в то время психологию также с математикой, биологией, медициной и педагогикой. Уже  Пифагор показал значение математики для психологии. Платон доказывал, что  без математики, прежде всего геометрии, невозможно заниматься ни философией, ни психологией. В дальнейшем влияние  математики на психологию несколько  ослабело, однако в Новое время  практически все ученые снова  подчеркивали ее значение, а Лейбниц  даже стремился раскрыть первоэлементы  психики, «монады», на которые раскладывается, а потом соединяется в целое  мировая душа, по аналогии с изобретенным им дифференциальным и интегральным исчислением.

  С этого времени математика играла неизменно большую роль в психологии, становясь одним из важнейших  факторов ее превращения в объективную  науку (возможность математической обработки полученного материала), а иногда и значимым параметром психического развития как такового (например, развития логического мышления).

  Гиппократ, известный греческий врач, и Аристотель, который был по образования биолог и врач, одними из первых связали  психологию с естествознанием. Эта  связь упрочилась в период эллинизма  в работах Галена, а в средневековый  период в исследованиях многих арабских мыслителей, которые являлись не только философами и психологами, но и врачами, - Ибн Сины, Ибн аль-Хайсама и  др.

  В XIX в., после открытий Ч.Дарвина, развития его эволюционной теории, оказавшей огромное влияние на психологию, связь этих двух наук еще более окрепла. Работы Г.Фехнера, Г. Гельмгольца, Ф.Дондерса и других ученых не только дали важнейший материал для психологических исследований, но и послужили основой для становления многих областей психологии - психометрии, дифференциальной психологии, психофизиологии, клинической психологии. Таким образом, с середины прошлого века психология в течение более ста лет в первую очередь была ориентирована именно на биологические, естественные науки, а не на философию.

  Точно так же связь с педагогикой, возникшая  еще в античности, оставалась достаточно слабой до периода Просвещения. Начиная  с этого времени проблемы педагогики, требования педагогической практики стали  одним из ведущих факторов, влияющих на психологическую проблематику.

  Изменение предмета психологии и ее связей с  другими науками привело к  бесплодным по существу вопросам о  том, естественная она наука или  гуманитарная и что должно являться ее методологией - биология или философия. Анализ развития психологии показывает, что уникальность и ценность ее как  науки заключаются именно в межпредметном  характере, в том, что она строится и как естественная наука (объективная и экспериментальная), и как гуманитарная, так как в ее проблематику входят вопросы нравственного развития, становления мировоззрения, ценностных ориентации человека. Можно сказать, что экспериментальную основу, подход к материалу и его обработке психология заимствует у естествознания, в то время как подход к интерпретации полученного материала, методологические принципы - у философии. Выделяют три важнейших методологических принципа психологии: детерминизма, системности и развития.

  Принцип детерминизма подразумевает, что все  психические явления связаны  причинно-следственными отношениями, т.е. все, что происходит в нашей  душе, имеет какую-то причину, которая  может быть выявлена и изучена  и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие. Эти  связи могут объясняться разными  основаниями, и в истории психологии существует несколько подходов к  их объяснению.

  В античности уже существовало понимание  того, что все процессы в психике  взаимосвязаны. Анаксагор и Гераклит впервые заговорили о детерминизме, о том, что существует всеобщий закон, Логос, который определяет, что должно произойти с человеком, с природой в целом. Гераклит писал: «Даже солнце не может нарушить Логос...» Таким  образом, все происходящее в природе  и в душе человека обусловлено  определенной причиной, хотя мы не всегда можем найти эту причину. Демокрит, который разработал развернутую  концепцию детерминизма, писал, что  «люди выдумали идею случая, чтобы  прикрыть незнание дела и неумение управлять». Платон и Аристотель изменили первоначальную концепцию детерминизма, отрицая его всеобщий характер, в частности его влияние на разумную часть души, на процесс нравственного развития человека. При этом они ввели понятие целевого детерминизма, считая, что душа стремится к определенной цели, которую Платон соединял с идей или общим понятием, отражающим суть вещи. Аристотель, соглашаясь, что причиной всего происходящего в психике является цель, к которой стремится душа, отрицал, что эта цель дается извне. Он считал, что цель имманентно присуща вещи и связана с ее формой, которая и отражает ее предназначение. Позднее, в XVII в., Декарт ввел понятие механистического детерминизма, доказывая, что все процессы в психике можно объяснить исходя из законов механики. Так появилась идея и о механическом объяснении поведения человека, которое подчиняется закону рефлекса. Механистический детерминизм просуществовал почти 200 лет. Его влияние можно увидеть, например, в теоретических положениях основателя ассоцианистической психологии Д. Гартли, который считал, что ассоциации и в малом (психике) и в большом (поведении) кругах формируются и развиваются по законам механики Ньютона. Отголоски механистического детерминизма можно найти даже в психологии начала XX в., например в теории энергетизма, которую разделяли многие известные психологи, а также в некоторых постулатах бихевиоризма, например в идее о том, что положительное подкрепление усиливает реакцию, а отрицательное - ослабляет.

  Но  еще большее влияние оказал на развитие психологии биологический  детерминизм, который возник с появлением теории эволюции. В рамках этой теории развитие психики определяется адаптацией к среде, т. е. все, что происходит в психике, направлено на то, чтобы  живое существо как можно лучше  приспособилось к тем условиям, в  которых оно живет. Данный закон  распространялся на психику человека, и почти все психологические  направления принимали этот вид  детерминизма за аксиому.

  Последний вид детерминизма, который может  быть назван психологическим, основан  на идее, что развитие психики объясняется  и направляется определенной целью. Однако в отличие от понимания  цели в античности, когда она была так или иначе внешней для  психики (идеей или формой), в данном случае цель присуща самому содержанию души, психики конкретного живого существа и определяет ее стремление к самовыражению и самореализации -в общении, познании, творческой деятельности. Психологический детерминизм также  исходит из того, что среда является не просто условием, зоной обитания человека, но культурой, которая несет  в себе важнейшие знания, переживания, во многом изменяющие процесс становления личности. Таким образом, культура становится одним из самых значимых факторов, влияющих на процесс развития психики, помогающих осознанию себя как носителя уникальных духовных ценностей, качеств и как члена общества. Психологический детерминизм также предполагает, что процессы, происходящие в душе, могут быть направлены не только на приспособление к среде, но и на противостояние ей, в том случае, если среда мешает раскрытию потенциальных способностей данного человека.

  Принцип системности описывает и объясняет  основные виды связи между разными  сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические  явления внутренне связаны между  собой, образуя целостность и  приобретая благодаря этому новые  свойства. Однако, как и в исследовании детерминизма, изучение этих связей и  их свойств имеет длительную историю  в психологии.

  Первые  исследователи тех связей, которые  существуют между психическими явлениями, представляли психику как сенсорную  мозаику, которая состоит из ощущений, представлений и чувств. По определенным законам, прежде всего по законам  ассоциаций, эти элементы связываются  между собой. Такой вид связи  получил название элементаризма.

  Функциональный  подход, название которого обусловлено  тем, что психику представляли как  набор отдельных функций, направленных на реализацию различных психических  актов и процессов (зрения, обучения и т.д.), появился, так же как и  биологический детерминизм, в связи  с теорией эволюции. Биологические  исследования показали, что существует связь морфологии и функции, в  том числе и психической функции. Таким образом, было доказано, что  психические процессы (память, восприятие и др.) и акты поведения могут  быть представлены как функциональные блоки. В зависимости от вида детерминации эти блоки могли действовать  и по законам механики (как отдельные  части сложной машины), и по законам  биологической адаптации, связывая в единое целое организм и среду. Однако этот принцип не объяснял, каким образом при дефекте какой-то функции происходит ее компенсация, т.е. каким образом недостатки в работе одних отделов могут компенсироваться нормальной работой других, например плохой слух - развитием тактильных или вибрационных ощущений.

  Именно  это и объясняет принцип системности, который представляет психику как  сложную систему, отдельные блоки (функции) которой связаны между  собой. Таким образом, системность  психики предполагает и ее активность, так как только в этом случае возможны саморегуляция и компенсация, присущие психическому даже на низших уровнях  развития психики. Системность в  понимании психики не противоречит и осознанию ее целостности, идее «холизма» (целостности), так как  каждая психическая система (прежде всего, естественно, психика человека) является уникальной и цельной.

  Наконец, принцип развития утверждает, что  психика развивается, поэтому наиболее адекватный способ ее изучения - исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Недаром  одним из наиболее распространенных психологических методов является именно генетический.

  Согласно  этому принципу, определяющему, какие  виды развития присущи психическому, существуют два вида развития психики - филогенетическое и онтогенетическое, т. е. развитие психики в процессе становления человеческого рода и в процессе жизни ребенка. Исследования показали, что эти два вида развития имеют определенное сходство. Американский психолог С. Холл объясняет это тем, что этапы развития психики зафиксированы  в нервных клетках и передаются ребенку по наследству, а потому никакие изменения в темпе  развития и в последовательности стадий невозможны. Теория, которая  устанавливала жесткую связь  между фило- и онтогенезом, получила название теории рекапитуляции, т. е. краткого повторения в онтогенезе основных стадий филогенетического развития. Последующие работы доказали, что такой жесткой связи не существует, развитие может и ускоряться, и замедляться в зависимости от социальной ситуации, а некоторые стадии могут вообще пропадать. Таким образом, процесс психического развития нелинеен и зависит от социальной среды, окружения и воспитания ребенка. В то же время невозможно игнорировать и известную аналогию, реально существующую при сравнительном анализе процессов познавательного развития, становления самооценки, самосознания и т. д. у маленьких детей и первобытных народов.

  Поэтому многие психологи (Э. Клапаред, П. П. Блонский и др.), изучавшие генезис психики  детей, пришли к выводу о том, что  это логическое соответствие объясняется  одинаковой логикой становления  саморазвертывания психики при  развитии человеческого рода и при  развитии отдельного человека.

Информация о работе Предмет и методы истории психологии