Правила ведения интервью

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 22:50, доклад

Описание работы

Расположить человека к себе:
Выполнение этого правила предполагает умение настроиться на человека, вжиться в него, продемонстрировать искренний интерес к его личности. Эмпатическую позицию следует сохранять на протяжении всего времени интервьюирования.

Работа содержит 1 файл

Правила ведения интервью.doc

— 33.50 Кб (Скачать)


Правила ведения интервью

1)       Расположить человека к себе

Выполнение этого правила предполагает умение настроиться на человека, вжиться в него, продемонстрировать искренний интерес к его личности. Эмпатическую позицию следует сохранять на протяжении всего времени интервьюирования.

Недопустим поучительный тон с вашей стороны, демонстрация позиции сверху. Столь же нежелательна позиция снизу, которая выражается в желании любым способом задобрить респондента, заискивании перед ним. Правильной будет только равноправная, партнёрская позиция. Успешность контакта вы определите по следующим знакам одобрения: оживленный, заинтересованный взгляд, свободные жесты, раскрепощенность позы, чуть заметные кивки головой, корпус слегка подан вперед, теплая интонация речи.

Знаки неодобрения, естественно, будут противоположными: холодный, чуть прищуренный взгляд, искусственная улыбка, руки, плотно скрещенные на груди, судорожно переплетённые ноги, корпус подан назад или в сторону, раздражённые интонации речи.

Успеху проведения интервью часто мешает спешка, либо, наоборот, затянутость во времени, приводящая к утомлению и утере главной линии беседы среди многочисленных подробностей. Нормальные затраты времени на интервью – от 20 до 30 минут непрерывного общения.
Ещё один препятствующий фактор – стремление отыскать единственно правильное решение. Респондент не может не чувствовать преднастроенность диагноста, выражающуюся в попытках загнать его в какую-то «модель». В таких условиях он будет неосознанно препятствовать свободному обмену информацией.

2) Работать по всем каналам.

Опытный диагност умело распределяет внимание между аудиальным, зрительным и чувственным каналами восприятия, то есть слушает и одновременно наблюдает исследуемого, а также сопереживает ему. Только так вы охватите ситуацию не однобоко, а со всех сторон.

Особое внимание рекомендую обратить на движение глаз собеседника. Как же трактовать взгляд? Здесь встречаются следующие варианты.

-Взгляд вверх, особенно если он сопровождается подъёмом головы. Ситуативно означает: подождите минуту, подумаю. Диагност не должен торопить респондента в этот момент, чтобы не сбить его с мысли, не запутать. С другой стороны, если глаза поднимаются вверх для осмысливания информации систематически, это является признаком интуитивной функции.

-Взгляд вниз, особенно при наклоняемой голове. Ситуативно сигнализирует о том, что респондент сопротивляется, выражает неприятие вашего мнения или стиля общения. В этом случает необходимо расположить человека к себе, как это описано в пункте 2.1. Если респондент все так же упорно закрывается, то интервью следует прекратить. Систематическое опускание глаз вниз в минуту обдумывания вопроса свидетельствует о работе сенсорной функции.

-Долгий неподвижный взгляд в глаза интервьюеру. Означает желание респондента психологически подчинить вас себе, гипнотически воздействовать на ваше подсознание. Интервью в этом случае неэффективно, его необходимо заменить наблюдением или иными видами социодиагностики.

-Взгляд в сторону, особенно сопровождаемый отворачиванием. За этим типом взгляда кроется пренебрежение и критическое отношение респондента к диагносту или к самой процедуре интервью. В этом случае лучше, чтобы диагностику провел кто-либо другой. Если критике подвергается само интервьюирование, то необходимо выяснить причины такого отношения и дальше действовать по ситуации. Если же глаза систематически движутся в сторону в момент обдумывания вопроса, то это дает основание предположить об иррациональности социотипа респондента.

3) Избегать альтернативных вопросов.

Альтернативными называются такие вопросы, которые содержат грамматическую конструкцию «или – или».

Ни первый, ни второй тип ответа не дают диагносту никакой информации. В то же время негативным следствием такого рода вопросов является возникающее у респондента очень неприятное чувство, что его загоняют в угол. В рамках этической соционики нарушение данного правила считается грубой ошибкой.

4) Уточнять ответы испытуемого.

Необходимость этого правила вытекает из полисемии (многозначности) слов живого языка, сильной зависимости смысла высказывания от контекста, а также предыдущего опыта респондента.

Следить за эмоциональными реакциями испытуемого.

По спонтанному эмоциональному отклику собеседника вы определяете, пошел ли вопрос, то есть понят ли он и принят ли респондентом. Если не пошел, то нужно быстро переформулировать его или вообще отказаться. Такие постоянные коррекции просто необходимы во время общения, так как те или иные искажения контакта, постепенно накапливаясь, сведут на нет все ваши попытки добиться расположения человека.

Иногда у вас могут возникнуть серьёзные сомнения относительно откровенности респондента. Как определить, не лжет ли он? В вопросы интервью не вмонтировано ничего наподобие шкалы лжи, но тем не менее опытный интервьюер чутко улавливает попытки ввести его в заблуждение.

На ложь респондента вам укажут следующие особенности его поведения:

-несоответствие поведенческих актов характеру ситуации, в частности, демонстрация преувеличенного дружелюбия, -улыбчивость, когда обстановка не располагает к этому,

-попытки навязать непрошенную помощь или оказать неожиданную услугу,

-заострение внимания на мелочах, ничего не значащих деталях,

-проявление негодования, возмущения по незначительному поводу,

-избирательная невнимательность или забывчивость,

-внезапные перемены поведения: от спокойствия к взволнованности, от активного интереса к предмету беседы до апатии, от спешки к согласию подождать и т. п.,

 

-внутренняя нервозность, о которой свидетельствует резкое покраснение или побледнение лица.

Не задавать сложных, надуманных вопросов.

5) Такие вопросы стимулируют фантазию и эмоции респондента, вместо того чтобы обращать его к привычным жизненным реакциям.

Не увлекаться вопросами о вкусах.

 

7) Вопросы о любимых книгах, фильмах, музыке и т.п. пригодны только для расположения человека к себе, эмоциональной разрядки и не более. Они практически не несут никакой типной нагрузки, являются сугубо индивидуальными, связанными с внутренним образом Я, а не с объективным социотипом.



Информация о работе Правила ведения интервью