Практическая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 14:26, шпаргалка

Описание работы

В данной работе представлены ответы по практической психологии

Работа содержит 1 файл

3.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

 
 
Распределение видов профессиональной деятельности по дням дели и рабочим часам может быть изменено, но при сохранении общего принципа организации психологических взаимодействий с детьми и взрослыми, а также с учетом особенностей данных взаимодействий. Так, групповые занятия с детьми (коррекционные и развивающие) не рекомендуется проводить в утренние часы в понедельник, а все диагностические процедуры, напротив, целесообразно организовывать с утра. Кроме того, индивидуальное и групповое консультирование родителей чаще всего приходится сдвигать на более поздние часы, преимущественно в середине рабочей недели. Эти рекомендации обоснованы статистическими данными по изучения родительских запросов и коэффициентом результативности психологических воздействий при различных условиях организации труда психологов в дошкольном учреждении.  
 
Годовой план — документ, определяющий цели и задачи профессиональной деятельности практического психолога дошкольного учреждения на учебный год (стратегию профессиональной деятельности). Поскольку одной из ведущих целей профессиональной деятельности психолога является психологизация педагогического воспитательно-образовательного) процесса, то данная стратегия стимулируется в соответствии с «программой образования и развитии детей», принятой в дошкольном учреждении. Кроме того, создание годового плана определяется концепцией профессиональной деятельности практического психолога. Если она отвечает ей психологической цели — обеспечения психического здоровья детей и содействия их полноценному и своевременному развитию, то конкретизация задач психологической деятельности осуществляло следующим направлениям: работа с детьми, работа с родителями, работа с воспитателями и педагогами. Далее в годовом плане раскрываются содержание и формы психологических мероприятий с примерными сроками их выполнения (поквартально). Что касается оформления годового плана, то он может быть представлен в виде таблицы с включением граф, определяющих цели, задачи, направления, содержание и формы психологической деятельности. Возможно также свободное изложение планируемой деятельности в течение года. 
 
Дифференцироранный план представляет собой конкретизированный по видам профессиональной деятельности объем работы практического психолога в условиях дошкольного учреждения. Планирование психологических мероприятий осуществляется на месяц (м. Приложение 5). 
 
Журнал психологических запросов – документ, фиксирующий «заказ», т.е. существующую необходимость психологического вмешательства в отношении того или иного лица. Наряду с планами работы он определяет объем и содержание психологических мероприятий. Психологический запрос может поступить от родителей ребенка или других членов семьи, от воспитателей, от педагогов и специалистов, взаимодействующих с детьми, а также от администрации дошкольного учреждения. 
 
В случае необходимости сохранения конфиденциальности запроса дополнительно к журналу предоставляются бланки психологического запроса. В бланке присутствует графа кода, где лицо, нуждающееся в психологической помощи, может закодировать информацию о себе. Такие бланки должны быть доступны для всех желающих (см. Приложение 3). 
 
Итоговый отчет – совокупность результатов профессиональной деятельности практического психолога в соответствии с целями и задачами, поставленными в годовом плане. Отчет документально подтверждает выполнение запланированных психологических мероприятий и процедур по следующим направлениям: психодиагностика, психокоррекция и психопрофилактика, психологическое консультирование и просвещение, психологическое обеспечение педагогического процесса. В итоговый отчет включается также работа по повышению научно-теоретической и научно-практической компетентности психолога: изучение специальной литературы, освоение новых технологий, проведение экспериментальных (научно-практических) исследований, участие в региональных научно-методических и научно-теоретических мероприятиях (конференциях, семинарах), публицистическая деятельность, взаимодействие со специалистами смежных квалификаций и пр. 
 
В случае невыполнения тех или иных запланированных пунктов в отчете указывается фактическая причина невыполнения. Итоговый отчет оформляется в виде свободного описания по каждому направлению. Особо следует отметить, что информация конфиденциального характера в отчет не включается.
 
 

2. Требования к устройству психологического кабинета 
 
Наряду с содержательным и технологическим компонентами в работе практического психолога выделяются организационные параметры (характеристики). Их можно определить как правила (нормы) организации условий профессиональной психологической деятельности в образовательном учреждении (детском саду). Данные правила в равной степени приняты как при первичном формировании психологической службы, так и в текущем ее функционировании. Они связаны с понятием «профессиональная компетентность» и во многом определяют успешность и результативность непосредственной работы психолога. 
 
Существует четыре группы организационно-методических требований, предъявляемых к профессиональной деятельности практического психолога. 
 
Рассмотрим последовательно группы требований применительно к конкретным условиям детского дошкольного учреждения. 
 
В качестве психологического кабинета может быть использована небольшая по размерам комната, пропорциональная и хорошо освещенная (наличие как естественного, так и искусственного освещения). Большие и непропорциональные помещения очень трудно оформить (организовать) для индивидуальных бесед и диагностических процедур. Они не способствуют созданию коммуникативной близости, доверительной атмосферы. Помещение без окон создает эффект отгороженности от реального пространства, изолированности от окружающего мира. Это иногда необходимо для коррекционной работы, но является помехой для первичного приема и знакомстве с детьми и родителями, установления контакта, этом случае происходящее за окном чередование природных и климатических явлений может быть использовано для отвлечения или фиксации внимания, эмоционального торможения, либо возбуждения. 
 
Желательно, чтобы психологический кабинет находился в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинского блоков, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий. К этому перечню можно добавить бассейн и кабинеты с использованием технических средств обучения. Важным является также свободный доступ к кабинету родителей, что подразумевает либо двойной вход (со стороны улицы основного помещения), либо удобное расположение по отношению ко всем групповым помещениям. 
 
Нельзя приветствовать широкую практику организации психологического кабинета на площади спальных и игровых комнат. Вариантом столь же неудачного расположения является деление методического либо логопедического кабинетов на два профессиональных пространства, так называемые уголки психолога. Данные способы организации психологического кабинета не способствуют компетентной 
профессиональной деятельности психолога и могут значительно 
снизить результаты коррекционно-диагностических мероприятий, так как изначально закладывают в них высокий процент погрешности. 
 
Итак, кабинет в распоряжение психолога предоставлен. Каким быть? 
 
Первоначально, это вопросы цветового оформления. Цветовые сочетания и общий цветовой фон не должны быть яркими и подавляющими. Лучше использовать пастельные, успокаивающие оттенки зеленого и голубого в сочетании с теплым бежевым, либо желтым цветом. Данная цветовая гамма способствует адаптации как к помещению в целом, так и к ситуации взаимодействия с психологом. 
 
Немаловажным добавлением к оформлению кабинета являются живые комнатные растения. Что касается декоративных животных и птиц, то их стационарное присутствие в кабинете не рекомендуется. В случае профессиональной необходимости, как то: коррекция страхов, проявлений агрессии и тревоги, – животные могут быть использованы психологом ситуативно. 
 
Основной принцип оформления помещения – ничего лишнего. Увлечение декорированием, не привязанным к функциональности, разрушит пространственный оптимум и неизбежно скажется на результатах психологической деятельности. Как таковой, рабочий кабинет психолога не может быть комнатой отдыха и развлечений для персонала, а также являться «красным», показательным уголком дошкольного учреждения. 
 
Оборудование кабинета практического психолога определяется задачами и целями психологической деятельности. 
 
Психологический кабинет является основным «рабочим» местом психолога, следовательно, в нем должны быть объединены «рабочие» зоны специалиста. 
 
Первая профессиональная зона – пространство взаимодействий с детьми. Оно обеспечивается средствами для предметно-дидактической, изобразительной, конструктивно-моделирующей, двигательно-координационной, двигательно-релаксационной и имитационно-игровой деятельности. В перечень оборудования данного пространства включены:

 
Мебель и оборудование
 
Детский столик, 2—3 детских стульчика (стандарты старшего дошкольного  возраста). Мягкий диван либо кресло (малогабаритные). Мягкий ковер (не менее 2 х 2); 1–2 подушки неправильной формы либо плоские мягкие игрушки (черепахи, змейки и пр.). CD-проигрыватель, магнитофон с функцией записи. Компакт-диски либо кассеты с разнохарактерными музыкальными произведениями, вводными вербальными установками для релаксационной и игровой деятельности
 
Стимульный материал
 
Стимульный материал к диагностико-коррекционным  методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией
 
Технический материал
 
Цветная бумага, ножницы, простые и  цветные карандаши, фломастеры, ластики, картон, клей, кисточки, пластилин, акварельные краски, альбомные листы различного формата
 
Вспомогательный материал
 
Набор обьемных геометрических форм (куб, цилиндр, шар, призма, конус). Набор плоскостных  мозаик из картона и пластмассы (геометрические, неправильные, абстрактные фигуры). Мелкодетальный конструктор типа «ЛЕГО». Несколько атрибутов основных сюжетно-ролевых игр («Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Семья») и предметов-заместителей. Маски оппозиционных героев известных детям сказок («Заяц» – «Волк», «Баба-Яга» – «Царевна» и т.д.). Простые детские музыкальные инструменты (бубен, дудочка, марокас). 2—3 яркие игрушки по принципу половой дифференциации (кукла, машина), 2-3 мяча разного размера и фактуры (надувной, набивной, резиновый), скакалка либо небольшая плетеная веревка. Игрушки-сюрпризы с включением света, звука, движений при произведении определенных операций(механические, электронные, радиофицированные). Детские книги, книги-раскраски, детские комиксы и журналы

 
 
Вторая профессиональная зона психологического кабинета – пространство взаимодействий с взрослыми (родители, воспитатели, педагоги). Оно обеспечивается средствами для коммуникативной дельности.

 
Мебель и оборудование
 
Мягкий диван или кресло (малогабаритные)
 
Стимульный материал
 
Стимульный материал к диагностике, коррекционным методикам и тестам
 
Технический материал
 
Анкетные бланки, бланки опросников. Печатный материал
 
Вспомогательный материал
 
Распечатки с играми и упражнениями для занятий с детьми в домашних условиях. Литература по проблемам возрастного развития детей, особенностей их поведения, а также по вопросам семейных и супружеских взаимоотношений. Литература по проблемам познавательного, личностно-эмоционально-го развития дошкольников, вопросам детской компетентности, школьной готовности, адаптации к социальным условиям и т.д. Информационные материалы о смежных специалистах (психоневролог, психиатр, логопед) и специализированных детских учреждениях (центры, консультации, больницы, поли клиники) 

 
 
Третья профессиональная зона обеспечивается средствами для интерпретационной и организационно-планирующей деятелъностей психолога.

 
Мебель и оборудование
 
Письменный стол с закрывающимся  на ключ отделением, стул. Компьютерный комплекс (по возможности)
 
Технический материал
 
Писчая бумага стандартного формата. Средства для обеспечения компьютера
 
Вспомогательный материал
 
Нормативная документация. Специальная  Документация. Организационно-методическая документация. Литература и периодические печатные издания по повышению научно-теоретического уровня и профессиональной компетентности
 
Интерпретационный материал
 
Программы обработки и анализа  данных, полученных в результате коррекционно-диагностической деятельности

 
 
Безусловно, трудности финансового  и материально-технического обеспечения большинства дошкольных учреждений государственного типа влияют на условия профессиональной деятельности специалистов, в том числе и психологов, но при рациональной и обоснованной организации возможность обеспечения психологической службы достаточно реальна.
 
 
 

5, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

К человеку, претендующему  на должность практического психолога  в системе образования, предъявляются  определенные квалификационные требования. Основное из них состоит в том, что такой человек должен иметь диплом о высшем психологическом специальном образовании. Такой диплом выдается или лицам, окончившим полный курс обучения в университете по специальности «Психология», или тем, кто прошел обучение на спецфакультетах по специальности «Практический психолог в системе образования», которые могут создаваться при различных, в основном педагогических, высших учебных заведениях. Кроме глубокого знания психологии в объеме, позволяющем вести профессиональную работу, практическому психологу необходимы знания, умения и навыки в области психодиагностики, психотерапии, психокоррекции, патопсихологии, дефектологии, психологического консультирования и ряда других, пограничных с медициной, педагогикой, социологией, правом. Ему также необходим достаточный опыт практической педагогической работы с детьми, поэтому на спецфакультеты по переподготовке по специальности «Практический психолог в системе образования» в основном принимают лиц, уже имеющих высшее педагогическое образование и опыт работы в школе или в дошкольном учебно-воспитательном учреждении. 
Все то, о чем говорилось выше, составляет общие требования, предъявляемые к практическому психологу. Среди множества других требований есть и специальные, относящиеся к практическим психологам, занятым в специфических видах деятельности психологической службы, таких, например, как психодиагностика, психологическое консультирование, психокоррекция, работа с трудными детьми, отстающими в развитии, отклоняющимися в поведении. Специалист по психодиагностике должен в совершенстве владеть соответствующими методами, причем быть способным давать квалифицированную оценку возможности их применения на практике. Кроме знания психологических методик и правил их конструирования или проверки, такому специалисту необходимы достаточные знания в области математической статистики, программирования на ЭВМ, пользования ими. 
Профессиональная специализация практического психолога в области консультирования предполагает хорошее знание техники и технологии психотерапевтического человеческого общения, проведения бесед, интервью, способность привлекать внимание людей к себе, располагать и убеждать их. Для этого психолог-консультант должен правильно воспринимать и хорошо понимать людей, вызвать к себе доверие и быть убедительным в психологических воздействиях на людей. Следовательно, при подготовке практических психологов-консультантов особое внимание должно быть обращено на усвоение ими знаний, умений и навыков, касающихся межличностного общения. 
Психокоррекция— это особо сложная сфера прикладной работы, которая рассчитана на умение оказывать практическое воздействие на любого клиента. Поэтому психолог, специализирующийся в этой области, должен хорошо владеть техникой организации и проведения социально-психологических тренингов в их различных формах, приемами психоанализа и другими психотерапевтическими техниками. Подготовка высококвалифицированного специалиста в этой области требует гораздо больше усилий и времени, чем, например, подготовка психодиагноста или консультанта. 
Особые квалификационные задачи возникают тогда, когда речь идет о подготовке практического психолога, которому предстоит работа с трудными детьми. Если это дети с отклоняющимся поведением, то практический психолог, занятый в учреждениях, где они содержатся, должен знать законы и правила, действующие в учреждениях подобного рода, а главное—иметь личную склонность к работе с такими детьми в соответствующих учреждениях. Те же требования предъявляются к практическому психологу, имеющему дело с детьми, отстающими в своем развитии. 
Менее строгие, но специфические требования предъявляются к практическим психологам, которым предстоит работа в учреждениях интернатного типа для детей, лишенных попечения родителей: домах ребенка, детских домах, специализированных школах-интернатах. Воспитатели в этих учреждениях должны по-возможности  заменять детям отсутствующих родителей, и это в первую очередь относится к работающим в таких учреждениях практическим психологам. У детей, содержащихся в учреждениях подобного типа, нередко отмечается повышенная по сравнению с обычными детьми потребность во внимании к себе со стороны окружающих взрослых людей, в эмоционально-положительных контактах и общении с ними, в доброжелательности, в человеческом тепле и ласке. Кроме того, у детей, содержащихся в учреждениях интернатного типа, нередко имеется отставание в развитии, как интеллектуальном, так и моральном, а также отклонения в сфере межличностных отношений. 
Особое положение практического психолога среди работников образования, которое делает его главным лицом в защите интересов ребенка, порождает несколько иное соотношение его прав и обязанностей по сравнению с тем, которое имеется у большинства других педагогов или у человека иной профессии. Если во многих случаях жизни в профессиональной работе людей на первом месте находятся права, а на втором обязанности, то для практического психолога характерен (как, впрочем, и для врача) приоритет обязанностей  перед правами, долга перед претензиями, связанными с личными  интересами. Многие из прав, которыми обладает практический психолог, тесно связаны с его обязанностями, вытекают из них и без них реализоваться не могут. Психолог, в частности, обязан (и имеет право): 
— активно защищать интересы ребенка, если они нарушаются кем-либо из лиц, ответственных за его обучение и воспитание; 
— принимать самостоятельные профессиональные решения в пределах своей компетенции; 
— вмешиваться в методы обучения и воспитания детей, если они не способствуют развитию ребенка и тем более наносят ему вред; 
— добиваться от лиц, обладающих соответствующими полномочиями (администрация учебно-воспитательных и других учреждений, руководители органов народного образования, учителя, воспитатели, родители), всяческого содействия ребенку и своевременного принятия позитивных решений, касающихся судьбы ребенка; 
— лично участвовать в проведении медико-психологических, дефектологических и судебно-психологических экспертиз и исследований детей, а также тех лиц, которые связаны с их обучением и воспитанием. 
Свои обязанности практический психолог реализует в собственной профессиональной деятельности, основные направления которой нами были рассмотрены выше. Его права могут быть защищены юридически, социально и морально. Юридическая защита предполагает существование законов, в соответствии с которыми психолог строит свою работу и отношения с другими лицами, занятыми обучением и воспитанием детей. Такие законы могут существовать, приниматься и иметь силу на государственном и местном уровнях. В настоящее время защита прав практических психологов в нашей стране обеспечивается теми документами, которые принимаются правительством, Министерством образования, республиканскими, краевыми, областными, городскими и районными органами власти, осуществляющими на подвластных им территориях законотворческие функции. Основным таким базовым документом является Положение о , психологической службе. 
Социальная защита прав практических психологов обеспечивается организациями, деятельность которых затрагивает сферу образования. Это — ассоциации практических психологов, педагогов, детские и образовательные фонды, центры обучения и воспитания детей, средства массовой информации. Моральная защита деятельности практических психологов в сфере образования состоит в их поддержке общественным мнением. 
Часть вопросов в своей практической работе психолог решает полностью самостоятельно, часть—во взаимодействии с другими специалистами, имеющими отношение к обучению и воспитанию детей. К числу тех проблем, которые психолог должен ставить и решать самостоятельно, относятся проявление инициативы в поиске и исследовании вопросов психолого-педагогического характера, возникающих в учебно-воспитательном процессе, выбор методов исследования, проведение обследования, интерпретация его результатов, формулировка выводов и рекомендаций, вытекающих из них. Сюда же можно отнести своевременное выявление, предупреждение и устранение доступными практическому психологу средствами отклонений или нарушений в психическом развитии детей и проведение занятий с детьми по курсам человековедения, этики и психологии семейной жизни, ряду других, где используются психологические знания. Совместно решаемые проблемы включают в себя формирование у педагогов, родителей, заменяющих их лиц общей психологической культуры, минимума знаний, необходимых для правильного обучения и воспитания детей в современных условиях, а также желания и готовности педагогов использовать эти знания в работе с детьми с целью их ускоренного интеллектуального и личностного развития. Вместе с педагогами, врачами и социологами практический психолог участвует в создании условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, начиная с младенчества и до окончания школы. Совместная работа многих специалистов требует своевременного определения у детей таких качеств и свойств, которые свидетельствуют о наличии у ребенка особых способностей, и выработки рекомендаций по индивидуализированному обучению и воспитанию таких детей, включая разработку и экспертизу специально предназначенных для них программ развивающего обучения. В сотрудничестве с администрацией учебно-воспитательных учреждений практический психолог решает задачи по оптимизации управления педагогическим коллективом, улучшению существующей в нем морально-психологической атмосферы. 
Вместе с учителями и воспитателями психолог занимается комплектованием классов и учебных групп, проводит систематические медико-психологические и социально-педагогические обследования детей на протяжении всего детства, участвует в анализе результатов таких обследований, в проведении установленной законом медико-психологической экспертизы детей с нарушениями в психическом развитии и аномалиями поведенческого характера. В сотрудничестве с администрацией учебно-воспитательных учреждений, учителями и воспитателями практический психолог оказывает воздействие на ребенка с целью исправления его поведения, ускорения интеллектуального и морального развития. 
Спорные вопросы, которые возникают в работе практического психолога, в зависимости от их характера решаются компетентной комиссией, состоящей из независимых профессиональных психологов, или комиссией, включающей в свой состав специалистов разного профиля. Если речь идет о проблемах, относящихся к тем перечисленным выше видам работ, которые психолог выполняет самостоятельно, то такие проблемы, как правило, решаются специальной комиссией, включающей высококвалифицированных профессиональных психологов. Такая комиссия может создаваться и функционировать, например, при одном из вышестоящих научно-методических центров психологической службы в системе образования. Если дело касается проблем, связанных с принятием ответственных решений относительно жизненной судьбы ребенка, то они рассматриваются с обязательным участием самих детей (если они достаточно взрослые), родителей или заменяющих их лиц, а также психологов, медиков, дефектологов и педагогов, причем каждый из членов таких комиссий обладает правом решающего голоса при обсуждении подобного рода проблем и принятии по ним ответственных решений. Это означает, что любое из принимаемых решений признается недействительным, если хотя бы один из членов комиссии с ним не согласен, за исключением некоторых случаев медико-психологического или судебно-психологического характера, процедура решений которых строго определена в соответствии с законом.
 


Информация о работе Практическая психология