Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:30, практическая работа
Практи́ческая психоло́гия - часть психологического знания, непосредственно связанная с удовлетворением практических запросов широкого круга людей. Сюда относятся часть теории и практика психотерапии, психометрии и ряда других отраслей психологии.
Существенная часть практической психологии неразрывно связана с психотерапевтической работой. Другие области практической психологии занимаются вопросами психологии бизнеса, вопросами тайм-менеджмента и личной успешности, шире - вопросами образования и развития личности.
Определение практической психологии
Виды деятельности практикующих психологов
Соотношение понятий «практикующий психолог» и «психолог-практик»
Семинар 1. Практическая психология как область профессиональной деятельности
План
Существенная часть
Следует различать практическую и прикладную психологию. Практическая психология, занимается практикой психологии, а прикладная психология - практикой смежных областей.
Психологическое оценивание в качестве отдельной специализации практических психологов у нас в стране пока еще не сложилось. Соответствующая профессиональная специализация могла бы именоваться так: психолог-диагност или психолог-эксперт. В международной практике эта сфера деятельности занимает сейчас достаточно важное место. Основная задача психолога заключается в том, чтобы оценить развитие каких-либо психологических качеств у конкретного человека, поставить диагноз его психического развития, т. е. провести психодиагностику.
В научной литературе понятие "психодиагностика" было введено в 1924 году швейцарским психологом Германом Роршахом. В настоящее время психодиагностика определяется как деятельность психолога, направленная на количественную (измерение) и качественную оценку психических функций и психологических особенностей человека.
В своей работе психолог-диагност ориентируется на определенные нормы (возрастные, патопсихологические или индивидуально-психологические) в проявлении психических функций человека. Отклонение от нормы определяет диагноз.
Психодиагностика
Для оценивания психолог-диагност использует профессиональные психологические наблюдения, беседы, психологические тесты. В ходе наблюдения или беседы психолог констатирует наличие или отсутствие определенных психологических качеств, эмоциональных реакций, поведенческих проявлений и их соответствие накопленным в профессиональной психологии нормам.
В психологическом тестировании
могут использоваться тест-опросники,
проективные тесты и тесты, требующие
выполнения каких-либо практических заданий.
В тест-опросниках человека просят
ответить на ряд прямых или косвенных
вопросов. Достоверность получаемой
при этом информации зависит от искренности
опрашиваемого и его
Психологическое консультирование. Наиболее распространенный вид деятельности практического психолога - консультирование - используется в разных сферах жизни и профессиональной деятельности людей: в педагогической, промышленного производства, бизнеса, проблем здоровья и т.д.
Основное средство консультирования - это беседа, построенная определенным образом. В процессе консультации практический психолог оказывает психологическую помощь, помогая клиенту посмотреть под разными углами на трудности, с которыми тот встретился, и на способы действия в ситуации, с которой он столкнулся. Психолог помогает человеку преодолеть психологические барьеры, побуждает к развитию в себе определенных качеств.
Цель психологического консультирования - помочь людям в достижении чувства благополучия, облегчить переживание стресса, разрешить жизненные кризисы, повысить их способность находить выход из сложных ситуаций и самим принимать решения. За психологической консультацией обращаются в случаях межличностных конфликтов, в частности, супружеских, сексуальных, а также в отношениях с детьми. Психологическая консультация может проводиться по производственным проблемам, проблемам психологии управления, взаимоотношений людей в сфере общественной жизни.
Психологи-консультанты работают с отдельными людьми, парами, семьями и группами. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми.
Групповое консультирование может проводиться с семьей, производственной группой или группой людей, не связанных друг с другом в повседневной жизни, но имеющих общие проблемы. Наиболее частыми вариантами работы при групповом консультировании могут быть семейное консультирование, работа по разрешению межличностных конфликтов и проблемных ситуаций в коллективах. С целью разрешения межличностных конфликтов в трудовых или иных коллективах может применяться так называемая посредническая консультация, когда психолог выступает в роли посредника в переговорах.
В последние десятилетия достаточно распространенным стал телефон доверия как форма анонимной психологической помощи и консультирования. Консультация по телефону доверия обеспечивает оперативность общения, анонимность и связанную с этим особую доверительность. Телефонное консультирование дает клиенту возможность обращаться из любого места, в удобное для него время.
Психолог при консультировании по телефону порой представляется абоненту более компетентным, чутким, способным помочь, чем это могло бы оказаться при личном контакте. Это повышает эффективность психологического взаимодействия.
Психологическое просвещение. Важнейшая задача психологического просвещения - расширение психологических знаний и повышение психологической культуры людей. Такие знания особенно необходимы специалистам, которые в своей повседневной профессиональной деятельности постоянно вступают в контакты с людьми: руководителям, педагогам, врачам, работникам культуры, сферы обслуживания и торговли, работникам рекламы, бизнесменам. Для многих людей психологические знания полезны только как основа для саморазвития и саморегуляции своей личности, для улучшения межличностных отношений, например, для школьников, родителей, пенсионеров.
В процессе психологического просвещения психолог в научно-популярной форме знакомит клиентов с основами психологии, результатами новейших психологических исследований, формирует у них потребность в психологических знаниях и желание использовать их в жизни и практической деятельности. При этом важнейшими требованиями к психологическому просвещению должны быть: ясность, доступность изложения информации, ее практическая ориентированность. Необходимо стремиться избегать профессионального жаргона и чрезмерного употребления специальных терминов.
Для психологического просвещения могут использоваться лекции, беседы, семинары, выставки психологической литературы, информационные стенды, просмотр и обсуждение художественных и видеофильмов, психологический анализ поведения героев. При этом важно учитывать, что для формирования умений полезнее оказываются семинары и практические занятия. Психолог может также помочь отдельным специалистам в подборе психологической литературы для их самообразования. Формирование стремления к приобретению психологических знаний и желания использовать их в жизни и практической деятельности - важнейшая основа для психологического просвещения.
Коррекционная и развивающая работа. Психокоррекция проводится в том случае, если в результате психодиагностики или консультирования выявлены отклонения от нормы в поведении или психическом развитии человека. Коррекционная работа - это воздействие психолога на определенные психические функции, качества или формы поведения личности, направленное на преодоление этого отклонения. Это воздействие всегда осуществляется на основе представления о возрастной норме психического развития (например, норме в развитии познавательных, эмоциональных, волевых процессов, норме поведения и личностных качеств). Исходя из этого, психолог строит программу коррекционной работы.
Коррекционные занятия проводятся индивидуально или в группе в течение длительного времени. Целью таких занятий может быть, например, преодоление дефицита внимания, помощь в преодолении трудностей умственного развития, коррекция неадекватных эмоциональных реакций на те или иные события, укрепление самообладания, развитие эмоционального самоконтроля, коррекция личностных качеств, форм поведения, норм социального взаимодействия человека. Поскольку отклонения от психологической нормы могут сочетаться с серьезными отклонениями в психическом здоровье и в сфере социального поведения, то практический психолог свою коррекционную работу должен строить в тесном взаимодействии с нейропсихологом, психиатром, социальным педагогом. Непосредственным поводом для организации коррекционной работы становятся обычно трудности в учебной деятельности, нарушения поведения и дезадаптация школьника, проблемы в профессиональной или повседневной деятельности, в эмоционально-волевых переживаниях взрослого человека.
Групповая психокоррекция часто
бывает направлена на развитие коммуникативных
способностей, на формирование умения
анализировать поведение и
В качестве методов психокоррекции
используются различные виды интеллектуального
тренинга, методы обучения саморегуляции,
социально-психологические
Те же самые методы практической психологической работы могут использоваться и в развивающих занятиях. В отличие от коррекционной, развивающая работа направлена на дальнейшее развитие качеств, способностей, умений человека. Строгого разделения коррекционных и развивающих занятий на практике часто не существует, поскольку границы нормы в психическом развитии бывают недостаточно четкими, обусловлены теоретической концепцией или конкретной методикой. Поэтому нередко предпочитают данный вид работы называть коррекцион-но-развивающей.
Практический психолог в
реальной профессиональной деятельности
может выполнять как все
В последние два десятилетия
появилась новая отрасль
Практикующий психолог, психолог-практик, практический психолог - эти три термина часто употребляются как синонимы. Они означают специалиста, который работает в сфере практической психологии и самостоятельно решает психологические практические задания. В определенном контексте употребления каждого из этих словосочетаний приобретает специфического значения, которое отображает разный смысл каждого из них. Словосочетание «практикующий психолог» часто означает специалиста, который работает и как исследователь, и как практик, то есть специалист, который рядом с научной или преподавательской работой еще и практикует. Чаще всего именно этот словосочетание употребляют тогда, когда пытаются подчеркнуть суть деятельности психолога, который работает в сфере практической психологии - изучения конкретного человека и предоставления ей психологической помощи.
Информация о работе Практическая психология как область профессиональной деятельности