Познавательная деятельность младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Психологи считают, что младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Плодотворной почвой для этого является внеклассная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребенка.

Содержание

Введение
1. Познавательная деятельность младшего школьника на внеклассных занятиях
1.1 Сущность понятия «познавательная деятельность»5
1.2 Роль внеклассных занятий в развитии познавательной деятельности младших школьников
2. Развитие познавательной деятельности младших школьников на внеклассных занятиях в МООУСТ «Санаторно-лесная школа»
2.1 Характеристика объекта исследования
2.2 Повышение познавательной деятельности младших школьников на внеклассных занятиях
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.

Современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, должна построить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые базовое (основное) и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального) развития каждого ребенка. В этих условиях школа наконец-то смогла бы преодолеть интеллектуальный перекос в развитии учащихся и создать основу для их успешной адаптации в обществе.

Действительно, школа дает общее образование, важное и значимое; но многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование. И если школьное образование все дети получают в более-менее одинаковом объеме, что определяется государственным стандартом, то не стандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности, вариативности. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом — смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Дополнительное образование детей — это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития.

Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга — тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе. Только их взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать основой для создания целостного образовательного пространства как на уровне отдельной школы, так и целого города, региона, страны.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Ануфриева А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: изд. «Ось-89», 2000.

2.     Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития. - Внешкольник, №9, 1997, с. 6-8

3.     Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 1997.- №4.

4.     Бондаревская Е.В. Ценности личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 1995.- №4.

5.     Бондаревская Е.В., Бермус Г.А. Теория и практика личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 1996.- №5.

6.     Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1974, с. 86

7.     Груздев П.Н., Ганелин Ш.Н. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения. - М., Наука, 1999, с. 356

8.     Гусинский Э.Н. Образование личности. - М.: Интерпракс, 1994.

9.     Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986, с. 89

10. Зеер Э.Ф., Романцев Г.М. Личностно-ориентированное профессиональное образование // Педагогика.- 2002.- №3.- С.16-21.

11. Зубков Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных класов - Дисс. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1993

12. Калиш И.В. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. / Под ред. А.К. Бруднова. - М.: Владос, 2000.- с. 11

13. Коротаева Е.В. Основы педагогического взаимодействия. Екатеринбург, 1996.

14. Красновский Э.А. Активизация учебного познания. / Сов. педагогика. - 1989, №5 с. 10-14

15. Кузнецова А.Г. Личностно-ориентированный подход к современному уроку: Учеб. пособие. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2002.

16. Кузнецова А.Г. Совершенствование процесса обучения на основе личностно-ориентированного подхода: Метод. рекомендации. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 1996.

17. Куликова Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности. – Хабаровск, 2001.

18. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.-Воронеж, 1997, с. 96

19. Лозовая В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Тбилиси, 1990

20. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1989 №6, с. 29-33

21. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. – Волгоград, 1994.

22. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования образовательных систем. – М., 1999.

23. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М., 1993, с. 93

24. Тельнова Ж.Н. Развитие познавательной деятельности детей младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения. Дисс. канд. пед. наук. - Омск, 1997



[1] Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении. Избр. педагог. труды / Сост. М.Ю. Бабанский. - М., Педагогика, 1989, с. 560


Информация о работе Познавательная деятельность младшего школьника