Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 06:05, доклад
Познавательная деятельность человека возможна в силу того, что он обладает специализированными механизмами отражения реальности, которые принято называть познавательными способностями человека. Они возникли как в результате биологической (конкретно-чувственная способность), так и в результате социальной (абстрактно-мысленная способность, интуиция) эволюции человека. Кратко охарактеризуем их:
1. Конкретно-чувственное познание. Основано на чувственно-сенситивном отражении, присущем и животному миру, но специфически развившемуся в процессе человеческой практики.
Познавательная
деятельность человека возможна в силу
того, что он обладает специализированными
механизмами отражения
1. Конкретно-чувственное
познание. Основано на чувственно-сенситивном
отражении, присущем и животному миру,
но специфически развившемуся в процессе
человеческой практики. Диапазон органов
чувств человека специально приспособлен
для ориентации и деятельности в макромире,
поэтому микро- и мегамир остаются недоступными
прямому чувственному познанию. Человек
обладает тремя формами чувственного
отражения: ощущениями,
Анализ ощущений
позволяет выделить две группы воспринимаемых
качеств предметов, которые Локк
называл первичными и вторичными.Собственно предметные качества
являются эффектом внутренних взаимодействий. Диспозиционные
Ощущения несут
информацию о свойствах предметов,
как собственных, так и диспозиционных.
Они информируют о субстрате
предметов, их качествах и в определенной
степени – об их структуре. Наиболее
полно структура предмета отражается
в комплексе ощущений, т.е. в восприятии.
Ощущения и восприятия можно передавать
через понятие «образ». Ощущение
будет выступать как
Чувственное познание и его формы являются отправным рубежом в движении к сущности объекта, в овладении объектом на практике, а также способом регулирования предметной деятельности человека.
2. Рациональное
познание (абстрактное мышление) возника
Отличительные особенности абстрактного мышления по сравнению с чувственным отражением:
1) Способность к
отражению общего в предметах.
При сенситивном отражении в
отдельных предметах не
2) Способность к
отражению существенного в
3) Способность к
конструированию на основе
4) Опосредованное
познание действительности –
как через посредство
Но в тоже время
рациональное и чувственное познание
нельзя мыслить как элиминированные
этапы одного процесса. В реальности
они пронизывают друг друга. С
одной стороны, реализация чувственно-сенситивной
способности человека совершается
посредством абстрактного мышления.
С другой – реализация абстрактно-мысленной
способности человека совершается
посредством обращения к
Рациональное познание
использует две основные процедуры
оперирования со своим содержанием,
выраженным в форме понятий, суждений
и умозаключений – объяснение и
3. Интуиция. Термин интуиция многозначен и трудно отделим от явлений сферы бессознательного и подсознательного или инстинктов. Интуицию нельзя сводить и к ее чувственно-сенситивной разновидности, проявившейся, например, в аксиоматическом методе евклидовой геометрии. Пример чувственно-сенситивной интуиции – суждение «параллельные прямые не пересекаются». В гносеологии принято говорить обинтеллектуальной интуиции, позволяющей проникать в сущность вещей. Сама идея интуиции имеет религиозно-мистическое происхождение. Первоначально она понималась как форма непосредственного богопознания. В деистическом и пантеистическом рационализме Нового времени интуиция считалась высшей формой познания, оперирующей непосредственно с сущностями вещей и предельными категориями. В постклассической философии на базе нового, иррационального истолкования интуиции сложилась особая гносеологическая позиция – интуитивизм, чаще всего религиозно окрашенная. Современная гносеология также не может пренебрегать анализом интеллектуальной интуиции, т.к. факт существования этой специфической познавательной способности человека подтвержден опытом не только художественного и философского, но естественнонаучного творчества (Эйнштейн, Тесла, Кекуле, Боткин, Диксон).
Можно выделить следующие основные особенности акта интеллектуальной интуиции: непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов, неожиданность решения задачи, неосознанность путей и средств ее решения. Общее определение интуиции звучит с.о.: интуиция – это способность постижения истины путем ее прямого усмотрения без обоснования с помощью доказательства.Интуитивная способность образовалась вследствие необходимости принимать решения при неполной информации о событиях, и способность интуитивно познавать можно расценивать как вероятностный ответ на вероятностные условия среды. Вероятностный характер интуиции означает для человека как возможность получения истинного знания, так и опасность иметь ошибочное, неистинное знание.
Интуиция формируется
под воздействием целого ряда факторов;
основательной профессиональной подготовки
человека и глубокого знания проблемы;
складывания поисковой
Интеллектуальная интуиция неоднородна и может быть классифицирована с.о.:
1) Стандартизованная или интуи
2) Эвристическая или творческа
Исходя из этого, можно дать определение творческой интуиции. Творческая интуиция – это специфический познавательный процесс, заключающийся во взаимодействии чувственных образов и абстрактных понятий и ведущий к созданию принципиально новых образов и понятий, содержание которых не выводится путем простого синтеза предшествующих восприятий или путем только логического оперирования имеющимися понятиями.