Познай себя. На пути к успеху.

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:00, научная работа

Описание работы

«Познай себя» - это ключевые слова всех великих философий. Это – заповедь всех величайших умов.
Так что же такое самопознание? В чем его смысл? Какова его роль в достижении успеха?

Содержание

Введение……………………..………………………………………………. 3стр.
Основная часть……….………………………………………………............ 5 стр.
Заключение…………………………………………………………………..10 стр.
Перечень используемой литературы………………………………………11 стр.
Приложение………..…………………………………………………… 12-13 стр.

Работа содержит 1 файл

Познай себя.doc

— 69.00 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки Республики Бурятии

Комитет городского образования РБ

 

МОУ СОШ № 42

 

 

 

Номинация: окружающий мир.

Тема работы:

Познай себя. На пути к успеху.

 

 

 

 

 

                  

                                                  Выполнил: ученик 6 класса «А» 

                                                                                 МОУ СОШ № 42

Изюрьев Святослав Алексеевич,          

прож. по адресу: г. Улан-Удэ 

ул.Норильская д.16 кв. 35

                                                                             Руководитель: учитель обществоведения             

МОУ СОШ № 42

                                                                                                                  Краснова Татьяна Ивановна

             

 

 

 

 

г. Улан-Удэ

2008 год

Оглавление.

 

Введение……………………..………………………………………………. 3стр.

Основная часть……….………………………………………………............ 5 стр.

Заключение…………………………………………………………………..10 стр.

Перечень используемой литературы………………………………………11 стр.

Приложение………..…………………………………………………… 12-13 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

У каждого из нас свое представление об успехе. Однако, на всей планете нет ни одного человека, который бы не мечтал о его достижении. Кто-то говорит об этом вслух, кто-то стесняется, но непременно думает о нем. А, следовательно, начинает ставить перед собой цели, рассуждать, то есть осуществлять процесс самопознания.

По преданию, сообщаемому Платоном в диалоге "Протагор", семь мудрецов древней Греции (Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисон и Хилон), сойдясь вместе в храме Аполлона в Дельфах, написали: "Познай самого себя". Эта идея была принесена в дар Аполлону, ее автором  в античных источниках чаще называется мудрец Хилон, реже — Фалес или другие мудрецы. Иногда эта рекомендация представляется как ответ Аполлона, изреченный пифией, на вопрос Хилона: «Что самое лучшее для людей?»

Надпись, начертанная на храме Аполлона, взволновала одного из выдающихся философов прошлого - Сократа. Он воспринял это изречение как призыв к познанию вообще, к выяснению смысла, роли и пределов человеческого познания. Человек и его место в мире стали центральной проблемой этики Сократа и главной темой его бесед. Человек у Сократа выглядит существом, которое постоянно ищет самого себя и неизменно переосмысливает условия собственного существования. Истинная ценность жизни в этом и состоит. Знание же оказалось не только единственным регулятором человеческого поведения, но и его достойным критерием. Так древняя мудрость "Познай самого себя" обрела новое истолкование.

Г.Э. Лессинг называл самопознание центром, а И. Кант — началом всей человеческой мудрости.

«Познай себя» - это ключевые слова всех великих философий. Это – заповедь всех величайших умов.

Так что же такое самопознание? В чем его смысл? Какова его роль в достижении успеха?

Во все времена человек искал ответы на эти вопросы. Я считаю, что и в наше время эти вопросы не утратили своей актуальности. Цель моего исследования заключается в том, чтобы понять, что тот успех, на который нацелено большинство из нас, достигается через деятельность. Человек, взаимодействуя с окружающим миром в процессе разнообразной деятельности, познает не только ее результаты, но и оценивает себя, свои возможности, способности, то есть старается понять себя. Проблема состоит в том, что многие люди не осознают все свои способности, не стремятся найти себя, свое место в мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть.

Интерес к своему «я» человек начинает испытывать еще в детстве. Но юность - это тот самый возраст, когда человек пытается познать самого себя, определить, кто же он, какой он, как он выглядит в глазах других людей. Именно этот период является едва ли не самым важным в жизни, часто определяющим все будущее.

Познание самого себя предполагает исследование человеком своих способностей и возможностей, поиск того вида деятельности, который в наибольшей мере будет им соответствовать и помогать реализовывать себя как личность.

Самосознание – это процесс сознания, направленный на себя, или совокупность знаний о себе, о том, как будут строиться наши отношения с окружающим миром, какие у нас слабые или сильные стороны.

Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

Мы должны оценить свои качества как человека, личности. Речь в данном случае идет о самооценке. Она связана с одной из центральных потребностей человека - потребностью в самоутверждении. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению. Благодаря самооценке, личность постоянно соотносит свои возможности и способности с целями и средствами деятельности.

Ее формирование происходит в процессе деятельности и межличностного общения. Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения, переживаний.

Самооценка может быть заниженной, высокой, правильной, от нее во многом  зависит достижение человеком успеха.

Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в действительности есть, то у него самооценка заниженная. В тех же случаях, когда он переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, характерной для него является завышенная самооценка. Слишком высокая самооценка приводит к тому, что человек переоценивает себя и свои возможности. Вследствие чего у него возникают необоснованные претензии, зачастую не поддерживаемые окружающими. Имея опыт подобного "отвержения", индивид может замкнуться в себе, разрушая межличностные отношения.

Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих, тех людей, которые, в разных ситуациях общаются с ними. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, очень часто являются следствием его неправильной самооценки.

Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения. Она влияет и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими. Вместе с тем, сама самооценка также зависит от вышеописанных факторов.

В ходе исследования мной совместно с руководителем было проведено тестирование среди 84 учащихся шестых классов средней школы № 42. Результаты показали, что в большинстве случаев – 75 ребят (89,3%) имеют правильную самооценку, высокую самооценку имеет 5 ребят (5,9%), низкую – 4 (4,8%). Эти данные свидетельствуют о том, что в основном все тестируемые правильно оценивают себя, свои способности и возможности, удовлетворены своей учебой и отношениями с окружающими.

Таким образом, самооценка как важнейший компонент самосознания личности, выступает необходимым условием гармонических отношений человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие. Адекватная самооценка способствует самопознанию. А, следовательно, это одна из составляющих на пути к успеху.

Я часто думаю, что каждый человек является гением в какой-либо сфере. Сложно лишь найти, какова она, и где расположен гений. «Ни один человек не бывает… повторением другого и сам неповторим», - считал М.А. Нексе. Как узнать, что вы можете быть величайшим скрипачом в мире, если никогда не держали в руках скрипки? Как узнать, что в глубине вашего бытия таится великий талант в области садоводства, математики или астрономии? Вы можете быть лучшим в мире кузнецом – но как это обнаружить, если вы никогда не пытались подковать лошадь? Жизнь представляет собой процесс поисков и открытий.

Способности - это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и общении. Задатки творческой личности, склонность к тому или иному виду деятельности есть у каждого человека. Нужно эти задатки обнаружить и, исходя из них, формировать свою неповторимую личность. Развитие способностей идет в процессе жизни, среда и воспитание активно формирует их. Еще Ф. Ларошфуко говорил: «мало обладать выдающимися качествами, надо еще уметь ими пользоваться».

Таким образом, мы должны направлять основные усилия в те сферы жизни, где наши способности и таланты принесут максимальную пользу. Многие люди осознают меньше половины своих способностей и исследуют лишь незначительную часть своего потенциала. Великие люди, напротив, чаще всего заняты оценкой своего потенциала – и его использованием.

Успешные люди посвящают свою жизнь великой цели. В конечном счете, с чем мы связываем достижение успеха – с достижением цели. Следовательно, успех должен стать нашей целью.

Как потребности влияют на достижение цели?

Потребности – это то, без чего человек не может обойтись. Нам известны 3 вида потребностей: биологические, социальные (общение, труд), духовные (познание окружающего мира). Удовлетворение духовных потребностей помогает добиться успеха в образовании – чем больше человек ориентирован, тем богаче его внутренний мир. Удовлетворение социальных потребностей – успех в общении с родителями, одноклассниками, тем выше успехи в труде.

Удовлетворение социальной потребности в признании порождает у человека чувство уверенности в себе, ощущение собственной значимости, силы, адекватности, осознание того, что он полезен и необходим в этом мире. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает чувство слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния.

Таким образом, потребности напрямую способствуют достижению цели, являются побудительным мотивом к действию.

Человеческая деятельность всегда сознательна и целенаправленна. Через неё человек реализует свои цели, замыслы и идеи. В постоянном стремлении к совершенству люди способны планировать свои действия и определять свою судьбу.

Успешность человеческой деятельности определяется тремя факторами: силой мотивации (стремления к успеху), наличием ценностей достижения, а также освоением необходимых навыков и умений.

Люди, у которых сильнее выражено стремление к достижению успехов добиваются в жизни большего, чем те, у кого оно выражено слабо или отсутствует.

Целеустремленность – это не что иное, как удовлетворение потребностей, направленных на достижение успеха в карьере, образовании и т.д.

Без цели не может быть начато ни одно дело. Но надо, конечно, ставить себе задачи по силам. Иначе, неосуществимые, нереальные надежды могут привести к обратному эффекту, к неуверенности в своих силах.

Как добиться определенных высот в жизни? Один из советов – можно брать пример с литературного героя, а можно с человека, живущего рядом, потому что в нашей реальной жизни также немало найдется героев, достойных подражания. Взять, к примеру, знаменитого советского штангиста Леонида Жаботниского. Накануне чемпионата мира 1970 года по тяжелой атлетике признанного богатыря уносили с тренировок на носилках.  Но он мужественно и уверенно справился с тяжелой болезнью. После хирургического вмешательства врачи запретили ему заниматься физическим трудом. Но, благодаря своей воле, терпению, скрупулезному труду и целеустремленности, спортсмен не только снова встал в строй, но и улучшил свой же рекорд в рывке.

Активность в работе над собой и собственное стремление растущего человека к своему совершенствованию в процессе самопознания в конечном итоге и определяют его личностное развитие. В природе каждого человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к самореализации. В итоге самосознание личности трансформируется в его жизненную позицию.

В процессе исследования я также пытался ответить на вопрос - как определить, кто ты на корабле жизни? Капитан, рулевой или пассажир?

Среди 92 учащихся шестых классов нашей школы мы провели тестирование по данному вопросу. Его целью  было определить жизненную позицию каждого, его отношение к людям, выбор, который он делает в той или иной ситуации.

Из общего количества опрошенных более половины - 50 человек (54,34%) являются «капитанами собственной жизни», чувствующими ответственность за каждый свой поступок, преодолевающими трудности, не преувеличивая их. Такие люди способны не только видеть перед собой задачу, но и понять, как ее можно решить.

Информация о работе Познай себя. На пути к успеху.