Повышение учебной мотивации учащихся через вовлечение родителей в общеобразовательную среду

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 21:05, доклад

Описание работы

Для прохождения полноценного процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, школой и семьей в целом. Только в процессе взаимодействия семьи и школы возможно повышение качества обученности учащихся. Все эти факторы обусловили необходимость создания программы, в которой были бы выработаны механизмы взаимодействия семьи и школы. Так родился педагогический проект.
Сформулированы цели: моделирование, внедрение и анализ системы работы школы по повышению мотивации обучения учащихся и вовлечение их родителей в образовательную среду.

Работа содержит 1 файл

Дрогайцева для печати.docx

— 21.87 Кб (Скачать)

Формирование  мотивации учебных потребностей  учащихся через воспитание у родителей  культуры принадлежности образовательному пространству школы

Т.Г. Дрогайцева,

ст. Староминская,  Краснодарский кр.

Семья и школа – это  берег и море. На берегу ребенок  делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед  ним открывается необозримое  море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега.   (Л.Касиль)

Анализируя успеваемость учащихся школы, на педагогическом совете школы возникла идея изучения причин снижения мотивации обучения учащихся на второй ступени. Одна из них была явно видна без исследований – родители реже ходят на родительские собрания, не систематически проверяют дневники учащихся, полагаясь на самостоятельность детей. Даже во внешне благополучных семьях родители заботятся только о материальном достатке семьи, многие не интересуются нравственными сторонами воспитания, успехами ребенка в школе. Для прохождения полноценного процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, школой и семьей в целом. Только в процессе взаимодействия семьи и школы возможно повышение качества обученности учащихся. Все эти факторы обусловили необходимость создания программы, в которой были бы выработаны механизмы взаимодействия семьи и школы. Так родился педагогический проект.

Сформулированы цели: моделирование, внедрение и анализ системы работы  школы по повышению мотивации обучения учащихся и вовлечение их  родителей в образовательную среду.

        Предполагалось, что все мы выиграем от того, что  родители осознают важность своего влияния на формирование мотивации ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию. Участие родителей в различных сферах деятельности школы существенно усилит учебную мотивацию детей. Внутренний мир ребенка дополнится ощущением ответственности перед своими родителями, а это усилит у него ответственность за самого себя.  С этой целью в экспериментальном 5-м классе был введен курс «Познаю себя и учусь управлять собой», рассчитанный на три года. Проводилась индивидуальная работа психолога по коррекции познавательной и волевой сфер школьников.

            В мае 2012 года проект завершен. Что мы имеем на сегодняшний день. Главная задача – сохранить мотивацию обучения в экспериментальном классе выполнена. В течении трех лет все дети успевали. Качество знаний в 5-ом и 6-ом классах удерживалось на уровне 57%, в 7 классе – 58%. Учитывая психологические особенности детей данного возраста, это была победа.

  Активизировалась методическая работа участников инновационного проекта. Для этого проведены тренинги для учителей по сплочению коллектива и создания позитивного настроения на работу в экспериментальном классе, семинары по темам «Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми», «Коррекция уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников». Большой объем работы по диагностике, анализу и коррекции познавательной сферы детей выпал на учителей математики и русского языка. Результаты работы  обсуждались в конце каждой четверти на малом педсовете, вносились изменения и дополнения в план реализации проекта.

Интерактивные формы родительских собраний дали возможность получать обратную связь от родителей по актуальным вопросам. Экспресс-мониторинги позволяют выявлять уровень осведомленности родителей, выяснять их позиции по той или иной  проблеме. Я в своей работе с родителями часто использую «Круг ответственности», что помогает решать проблемы распределения ответственности участников образовательного процесса. Дальнейшее обсуждение составленных диаграмм позволяет педагогу-психологу четко определять границы профессиональных возможностей.

Создание позитивного  эмоционального настроя родителей на самом собрании положительно сказывается на их дальнейшие взаимоотношения с учителями. На заседании «Семейного клуба» родители работают с опросником «Какая(ой) я?», активно выбирают положительные стороны своей личности, сначала с робостью, а затем утвердительно хвалят себя. Заполняют «Азбуку эмоций» до и после встречи. С удовольствием играют, превращая шесть геометрических фигур в законченное изображение на тему «Семья». Родители класса стали более дружными в вопросах организации внеклассных мероприятий, ремонта кабинета, поддержки семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. И это зеркально отразилось на детском коллективе.

Родители почувствовали, что им педагоги доверяют, с ними советуются. Применяя прием мозгового  штурма от рейтинга предложений совместно переходим к плану реализации решений собрания. Так родительское собрание по теме «Вы знаете, где ваши дети?» перешло в организацию занятости детей во внеурочное время. Другой пример, родители получают результаты анкетирования детей, а затем на собрании вместе с педагогами и психологом решаются ресурсные задачи: сохранить мотивацию у детей, кому она дана Божьей милостью или стараниями семьи еще в подростковом возрасте и как ее сформировать, если она разрушена? Как возродить стремление к познанию мира и общества?

После каждого собрания или  другой встречи с родителями обязательно  провожу рефлексию и даю памятки-рекомендации. Родители, как и дети, требуют к себе внимания и понимания того, что только совместными усилиями школы и семьи можно способствовать развитию умения взрослых и детей уважать друг друга, добиться осознания взрослыми и детьми собственных ошибок во взаимоотношениях друг с другом.

Отряд «Экстрим» (экспериментальный класс) принимает активное участие в жизни детского объединения «Улыбка». Они победители и призеры конкурсов: «Россия – Родина моя», «Кубаночка», спортивных праздников и соревнований; викторин: «Я люблю Краснодарский край», «Веселый перекресток», интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?», проводимых в рамках предметных недель.

Классный руководитель Кривонос Т.В. в 2011 году стала победителем муниципального этапа краевого конкурса лучших классных руководителей Краснодарского края «Современные подходы к определению содержания и организации воспитательного процесса в классе».

Педагог-психолог Дрогайцева Т.Г. – победитель муниципального конкурса «Педагог-психолог 2011», призер муниципальных конкурсов по разработке методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению подростков. 

Школьное научное общество «Истоки» заявило о себе не только в крае, но и в России.

Собрана большая методическая копилка опыта работы социально-психологической службы по взаимодействию семьи и школы. В настоящее время разрабатывается программа организации сотрудничества «Семья и школа – единое образовательное пространство».

 

Литература

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. – М.: Просвещение, 1985.
  2. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников: методическое пособие - М.: Глобус, 2008. – 198с.
  3. Анзор Л. Дети и семейный конфликт: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 23с.
  4. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился: Книга для родителей. – М.:1988. – 127с.
  5. Ларина И.А. Как пережить подростковый кризис. Психологическая работа с родителями. – М.: Генезис, 2004. – 176с.
  6. Матвейчук З. некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье. – М.: Прогресс, 1980. – 71с.
  7. Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб.: Речь, 2006. – 336с.: ил.
  8. Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют…». Психологический практикум. – г. Дубна, Феникс, 1996. – 160с.
  9. Симонова О.К. Родительские собрания с психологом. 1-11 классы. – М.: Планета, 2001. – 128с.
  10. Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. – СПб.: Речь, 2007. – 216с.
  11. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с учащимися.– М.: Генезис, 2010. – 208с.

Информация о работе Повышение учебной мотивации учащихся через вовлечение родителей в общеобразовательную среду