Поведение как психологическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 09:03, лекция

Описание работы

Поведение как базовая категория психологической науки. В психологии термин поведение используется для обозначения вида и уровня активности человека. Научные представления о человеческом поведении особенно бурное развитие получили в начале XX в., когда бихевиористы начали рассматривать его в качестве предмета психологической науки. Первоначально под поведением понимали любые внешне наблюдаемые реакции индивида (двигательные, вегетативные, речевые), функционирующие по схеме «стимул - реакция».

Работа содержит 1 файл

Семинар.docx

— 32.89 Кб (Скачать)

Семинар № 2. Поведение как психологическая категория.

Поведение как базовая категория  психологической  науки. В психологии термин поведение используется для обозначения вида и уровня активности человека. Научные представления о человеческом поведении особенно бурное развитие получили в начале XX в., когда бихевиористы начали рассматривать его в качестве предмета психологической науки. Первоначально под поведением понимали любые внешне наблюдаемые реакции индивида (двигательные, вегетативные, речевые), функционирующие по схеме «стимул - реакция».

Современное понимание поведения выходит  за рамки реакций на внешний стимул. Помимо внешней активности человека (движения, действия, поступки, высказывания, вегетативные реакции) есть и внутренние составляющие поведения: мотивация и целеполагание, когнитивная переработка, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции. Поведение есть процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, выражающийся в форме внешних действий и поступков.

Человеческого поведения социально (формируется  и реализуется в обществе) и  связано с речевой регуляцией и целеполаганием. В целом поведение  личности отражает процесс ее социализации - интеграции в социум. Социализация, в свою очередь, предполагает адаптацию к социальной среде с учетом индивидуальных особенностей. Можно выделить следующие варианты социальной адаптации (по Змановской): 
- радикальная адаптация - самореализация через изменение личностью существующего социального мира; 
- гиперадаптация - самореализация через влияние личности на социальную жизнь посредством ее сверхдостижений; 
- гармоничная адаптация - самореализация личности в социуме посредством ориентации на социальные требования; 
- конформистская адаптация - приспособление за счет подавления индивидуальности, блокировка самореализации; 
- девиантная адаптация - самореализация посредством выхода за существующие социальные требования (нормы) - социально-психологическая дезадаптация - состояние блокировки процессов самореализации и адаптации.

При любом варианте социализации поведение конкретного  человека можно описать, используя  общие характеристики поведения: 
- мотивированность - внутренняя готовность действовать направляемая потребностями и целями личности; 
- адекватность - согласованность с конкретной ситуацией; 
- адаптивность - соответствие ведущим требованиям социальной среды; 
- аутентичность - соответствие поведения индивидуальности, его естественность для данной личности; 
- продуктивность - реализация сознательных целей;

Также не менее  важными являются такие признаки поведения личности, как: 
- уровень активности (энергичность и инициативность) - эмоциональная выразительность (сила и характер проявляемых аффектов); 
- динамичность (темп); 
- стабильность (постоянство проявлений в различное время и в разных ситуациях); 
- осознанность (понимание своего поведения); 
- произвольность(самоконтроль); 
- гибкость (изменение поведения в ответ на изменения среды).

Все рассмотренные  характеристики понятия «поведение»  распространяются и на такую его  разновидность, как «отклоняющееся поведение» личности.

Бихевиоризм. S->R. Теория научения Б.Скиннера 

Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) — направление в психологии, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику и личность к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Бихевиоризм возникает в США в ЗО-е гг. и окончательно оформляется в самостоятельное направление в 50-е гг. нашего века. В рамках этого направления обычно выделяют классический (радикальный) бихевиоризм и необихевиоризм.

В бихевиоризме поведение рассматривается как  система реакций в связи с  научением организма в процессе приспособления к среде. Адаптация  к условиям меняющейся среды требует  от организма постоянной выработки  форм поведения, направленных на восстановление нарушенного равновесия или на достижение определенных целей. Эта непрерывная  адаптация осуществляется благодаря  процессам, которые в эволюции живого усложнялись от рефлексов до мышления. Если рефлекторные и инстинктивные  типы поведения не могут претерпевать значительных изменений, то, напротив, приобретенные поведенческие реакции  могут существенно и стойко меняться. Именно эти изменения поведения  возникают в результате приобретаемого опыта жизни — научения.

В бихевиоризме выделено три категории научения: реактивное, оперантное и когнитивное. В соответствии с этим распространено также подразделение бихевиоризма в зависимости от интерпретации самого процесса научения: классическое Павловское обуславливание (Павлов И.П., Вольпе Д. и другие), инструментальное, или оперантное, обуславливание (Торндайк Е., Скиннер Б.) и познавательные концепции, или когнитивные теории научения (Толмен Е., Бандура А.).

Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, которое программируется на те или иные реакции, действия, поведение. Полную формулу поведения можно изобразить в виде соединения схем реактивного (Павлов) и оперантного (Скиннер) обуславливаний: S—*R«-S. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение. Таким образом, человек полностью зависит от своей среды, и всякая свобода, которой, как ему кажется, он может пользоваться, является чистой иллюзией.

Наиболее  ярко это положение проявилось именно у Скиннера, который сам себя называет "радикальным", последовательным би-хевиористом. Такие термины, как "свобода", "достоинство", "творчество" и другие он называет "объяснительными фикциями". Их употребляют люди, когда они не понимают наблюдаемого поведения или им неизвестна структура подкрепляющих стимулов, предшествующих поведению или следующих за ним. Например, хорошо известно, что в состоянии гипноза человеку могут быть внушены какие-либо предписания относительно его поведения после сеанса. Человек выполняет их в полном убеждении, что поступил он так по собственной воле, собственному решению. Отсюда Скиннер утверждает, что "чувствование свободы" — это еще не свобода. Более того, по его мнению, наиболее репрессивными формами управления являются именно те из них, которые усиливают это чувство свободы.

Социальные нормы - это требования, предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения. Возникновение и функционирование социальных норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений.  
В основе возникновения социальных норм (`общих правил`) лежат прежде всего потребности материального производства. Повторяемость актов производства, распределения и обмена, т. е. повторяемость социальных взаимодействий, требует наличия таких общих правил, которые позволили бы регулярно и одинаковым образом вступать в данные взаимодействия участникам соответствующих общественных отношений. Социальные нормы в силу этого воплощают в себе абстрактную модель указанных взаимодействий, позволяющую индивидам предвидеть действие иных участников общественных отношений и соответствующим образом строить собственное поведение.  
Социальные нормы в силу этого становятся - на стороне индивида - мерой его поведения, а на стороне общества - масштабом оценки этого поведения. Такова модальная функция социальных норм: мерой поведения руководствуется индивид -оценка принадлежит обществу.  
Содержание социальных норм выводится прежде всего из реального поведения индивидов и социальных групп. Именно здесь воспроизводятся изо дня в день социальные нормы, проявляя свое действие часто стихийно, не всегда получая исчерпывающее отражение в сознании людей.  
Социальные нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений. Они складываются в определенную иерархию норм, распределяясь по степени их социологической значимости.  
Санкции помечены квадратиками, следовательно, чем их больше, тем строже наказание за нарушение нормы. Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Строже всего караются нарушения табу (в примитивных обществах) и юридических законов (в индустриальных обществах), мягче всего - привычек.  
Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они:  
- регулируют общий ход социализации,  
- интегрируют индивидов в группы, а группы - в общество,  
- контролируют отклоняющееся поведение,  
- служат образцами, эталонами поведения.  
Нормы формируют систему социального воздействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.  
Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:  
- как стандарты поведения (обязанности, правила);  
- как ожидания поведения (реакция других людей).  
Как видим, социальные нормы - действительно стражи
порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом.  
Различие между нормой и ценностью выражается так:  
- нормы - правила поведения,  
- ценности - абстрактные понятия о том,что есть добро и зло, правильное и неправильное, должное и недолжное.

Виды  социальных норм. Нормативное регулирование общественных отношений в современный период осуществляется с помощью достаточно сложной и многообразной совокупности социальных норм. Это: 1) мораль, 2) обычаи, традиции, обыкновения, 3) корпоративные нормы или нормы общественных объединении, 4) религиозные нормы, 5) правовые нормы.     

 Многообразие  видов социальных норм объясняется  сложностью системы общественных  отношений, а также множественностью  субъектов, осуществляющих нормативное  регулирование общественных отношений.  Нормы права устанавливают государство, его органы, общественные объединения и религиозные организации, а также отдельные социальные слои и общество в целом.

Мораль  или моральные  нормы представляют собой правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, честном и бесчестном и тому подобных этических требованиях и принципах. Значительная часть моральных норм вырабатывается и поддерживается обществом в целом или же большинством его членов.

Современное общество распадается на различные  социальные группы в зависимости  от рода занятий, профессии, возраста, пола и иных социальных характеристик. Неоднородность и даже противоречивость моральных норм, принадлежащих разным социальным слоям общества, составляет один из характерных признаков этого  вида социальных норм.

Для морали характерны еще два следующих  специфических признака. Моральные  нормы закрепляют по преимуществу должное  поведение человека, иных лиц. Мораль является наиболее изменчивым, динамичным видом социальных норм. Контроль за исполнением норм морали осуществляет либо общество в целом, либо отдельный социальный слой.

Разновидностью  социальных норм выступают обычаи, традиции и обыкновения. Подобно  моральным нормам они устанавливаются  и охраняются от нарушений обществом  либо признающим обычай, традицию отдельным  социальным слоем. В то же время этот вид социальных норм имеет и свои особенности.

Обычай  представляет собой правило поведения, сложившееся в далеком прошлом, а в современном обществе поддерживаемое в силу привычки. Обычай не имеет  связи с оценочными категориями  типа «добро и зло», «плохое и  хорошее».

Критерий  разграничения обычаев и норм морали, действующих в современном  обществе, видится в том, что они  регулируют разные виды общественных отношений. Моральные нормы определяют должное, обязательное отношение одного лица к другому. По аналогии с правом можно сказат^ что это материальные нормы. Сохранившиеся же и применяемые в настоящее время обычаи являются по преимуществу процессуальными нормами, они регулирует процедуру, порядок реализации моральных норм. Можно найти ряд примеров, когда реализация моральных норм, вроде христианских заповедей «не убий», «не укради», идущих от седой старины, стала потребностью всего общества. И тем не менее эти заповеди остаются моральными нормами, а не обычаями.

В пользу понимания обычаев как сохранившихся  от древних времен процедурных норм свидетельствует их объединение  в один вид, одну группу с традициями. Под традициями понимаются правила  поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными, значительными  событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества. В отличие от обычаев традиции могут применяться сравнительно короткий период. Они возникают в  силу какого-либо единичного примера, поддержанного общественным мнением.

В настоящее  время широкое распространение  получил такой вид социальных норм как нормы общественных объединении, политических партий, закрепленные их уставами. Иногда в юридической литературе эти нормы называются корпоративными. Специфика корпоративных норм состоит в том, что они имеют документальную, письменную форму выражения — формально закрепляются письменным источником — уставом, принимаемым в установленном порядке. Документальная, письменная форма выражения корпоративных норм сближает их с правом, правовыми нормами. Но корпоративные нормы не обладают и не могут обладать свойствами права, поскольку регулируют отношения общественных образований, которые в силу их специфики не подлежат нормативно-правовому регулированию.

Под религиозными нормами понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Такие нормы содержатся в религиозных книгах: Библии, Евангелии, Коране, Талмуде и др. либо в сознании верующих, исповедующих языческие, многобожеские культы. Религиозные нормы имеют различное содержание. Одни из них определяют порядок организации и деятельности религиозных объединении, общин, монастырей, братств, другие регламентируют отношение верующих людей к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни, третья группа религиозных норм закрепляет порядок отправления религиозных обрядов. Религиозные нормы выступают источником права в ряде государств, исповедывающих ислам. Охрана и защита от нарушений этих социальных норм осуществляется самими верующими.

Виды  социального отклонения

Во всех обществах поведение человека порой  выходит за рамки, допустимые нормами. Нормы только указывают, что человек  должен делать, а что не должен; но они не являются отражением фактического поведения. Реальные поступки некоторых  людей нередко выходят за рамки  того, что другие рассматривают как  допустимое поведение. Для социальной жизни характерен не только конформизм, но и отклонение. Термин «социальное  отклонение» или «девиация» обозначает поведение индивида или группы, которое  не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими  нарушаются. [8] 
В простых обществах с небольшим числом членов и несложной структурой норм отклоняющееся поведение легко определяется и контролируется. В обществах со сложной структурой часто противоречивых социальных норм проблема отклонений от общепринятого поведения вырастает до весьма значительных размеров.  
Можно выделить два идеальных типа отклонений: 
1) индивидуальные отклонения, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;  
2) групповое отклонение, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к её субкультуре.  
Однако в реальной жизни девиантные личности строго разделить на два указанных типа нельзя. Чаще всего эти два типа отклонений взаимопересекаются. 
Кроме того, выделяют первичное и вторичное отклонения. Данная концепция впервые была сформулирована и детально разработана X. Беккером. Она помогает увидеть процесс становления личности законченного девианта. 
Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой.  
Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Личность при этом идентифицируется как девиант. Иногда в случае совершения даже единственного отклоняющегося действия (гомосексуализм, употребление наркотиков и т.д.) либо ошибочного или ложного обвинения к индивиду приклеивается ярлык девианта. Этот процесс навешивания ярлыка может стать поворотным пунктом на жизненном пути индивида. Действительно, совершивший первичное отклонение от общепринятых норм индивид продолжает жить прежней жизнью, занимать то же место в системе статусов и ролей, по-прежнему взаимодействовать с членами группы. Но стоит ему только получить ярлык девианта, как сразу же появляется тенденция к прерыванию многих социальных связей с группой и даже к изоляции от неё.  
Следует заметить, что некоторые отклонения могут носить положительный, а некоторые отрицательный характер. [2] Причём в разных общественных группах понятия о том, что такое положительные, а что такое отрицательные отклонения разные. Таким образом, отклонения можно разделить на культурно одобряемые и культурно осуждаемые. Культурно одобряемые, это такие отклонения, которые поддерживаются обществом в целом. Сюда можно отнести людей, которые выделяются из общей массы гениальностью, какими-то положительными личными качествами, известные актёры, спортсмены и т.д. Такие личности являются идеалами для большинства членов общества. И наоборот, индивиды, поведение которых вызывает неодобрение в обществе, являются культурно осуждаемыми девиантами. К ним относятся преступники, алкоголики, наркоманы. Нередко бывает, когда несколько этих отклонений совмещаются в одном человеке.

Информация о работе Поведение как психологическая категория