Потребности, мотивы, интересы личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 09:37, реферат

Описание работы

Потребность – это объективная необходимость во внешнем благе, имеющая определенный объем (постоянный и актуальный) и представленная (прямо или косвенно) психически – в форме эмоций, желаний.

Содержание

1. Потребности, мотивы, интересы личности ………………………………… 2
2. Особенности организационного поведения в различных сегментах ……. 8
3. Особенности управления женским и мужским коллективами …………. 12
Литература ……………………………………………………………………... 17

Работа содержит 1 файл

Оглавление.doc

— 99.00 Кб (Скачать)


Оглавление

 

1.      Потребности, мотивы, интересы личности ………………………………… 2

2.      Особенности организационного поведения в различных сегментах ……. 8

3.      Особенности управления женским  и мужским коллективами …………. 12

Литература ……………………………………………………………………... 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Потребности, мотивы, интересы личности.

 

Потребность – это объективная необходимость во внешнем благе, имеющая определенный объем (постоянный и актуальный) и представленная (прямо или косвенно) психически – в форме эмоций, желаний. Эти блага – любое предметное содержание – предмет, например пищевой объект, идеальный предмет, представление. Потребность в общении с человеком, эмоциональное состояние, ожидаемое событие.

А.Н.Леонтьев. Потребность – состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его.

Потребность здесь связана с понятием нужды. Из самой сущности жизни следует, что живой организм является системой нуждающейся (не обеспечено равномерное поступление из вне необходимой энергии и вещества). Нужда – это реальное состояние организма, которое выражает необходимость определенных изменений для своего носителя, то есть всегда нужда для себя.

Потребность (с общебиологической точки зрения) представляет собой такую нужду живого организма, в отношении которой он вооружен специальными механизмами ее обнаружения и устранения. В принципе эти механизмы и составляют основу потребности, определяют ее тип и содержание.

Потребности делят на:

1.      Индивидные – видовые;

2.      Гомеостатические – экзогенные (не зависят от состояний организма и актуализируются внешними воздействиями, например познавательная потребность);

3.      Позитивные – негативные (мотивация избегания);

4.        Функциональные (побуждают к совершению некоторой активности, не преследующей явного конечного результата, условия организма – нужен отдых или у человека сдвиг на содержание деятельности – потребность в игре, труде) – предметные (имеют выраженную финальную направленность, побуждают к достижению определенного результата без предопределения активности, которая к этому результату приведет);

5. Первичные (унаследованные) – вторичные (приобретенные детерминанты поведения).

По механизмам обнаружения и устранения потребностей их делят на две группы: физиологических и психических механизмов.

Классификация потребностей (Мюррей): Основными понятиями являются организм и общество (среда), взаимодействующие друг с другом. Со стороны личности выступают потребности, со стороны ситуации – давление. Потребности и давление непосредственно не наблюдаются, они должны быть выведены.

Потребность – это конструкт, обозначающий силу, которая организует восприятие, апперцепцию, интеллект, волю и действие таким образом, чтобы изменить в определенном направлении имеющуюся неудовлетворительную ситуацию.

Специфика потребностей человека:

По содержанию. Собственно человеческими можно назвать такие потребности, которые не имеют биологического смысла (переедание).

По способу удовлетворения. Человеческая потребность может быть любой по содержанию, но удовлетворяться с помощью культурных средств (голод удовлетворяется с помощью ножа и вилки).

Побуждение к действию, определяемое мотивом, называется мотивацией. Мотивация – направленность к действию + энергетический компонент.

А.Н.Леонтьев. Предмет потребности – материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане – называется мотивом деятельности. Мотивы несут в себе действительную содержательную характеристику потребностей. О потребностях ничего нельзя сказать иначе, как на языке мотивов. Наличие потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна придать деятельности определенную направленность. То, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности.

Функции мотива.

Мотив соединяет два понятия, находится на стыке двух понятий. Это понятия потребности и деятельности.

У мотива две функции:

1. Побуждающая, мотив направляет деятельность. Связывает мотив с потребностью. Потребность побуждала действовать. Мотив делает то же самое. Ранее побуждала потребность, а теперь предмет, мотив берет на себя энергетику потребности.

2. Образование смысла. Связывает мотив с деятельностью (загонщик – участник труда – должен понимать смысл своего действия – понимание отношения мотива к цели). Направленная активность. Мотив как бы метит смыслы, любые условия достижения цели.

В любой такой характеристике есть три взаимосвязанных аспекта. В общем виде: познание, эмоции и воля. Это характеристика мотива только с одной стороны, познавательной, – связь с внешним миром.

Вундт: побуждает не сам мотив, а соответствующая ему субъективная сторона, эмоция. Вот второе понимание – мотивация и эмоции по функции тесно связаны между собой.

Мотив – это (определение не вполне соответствует Леонтьеву) аффективно закрепленный предмет потребности, который направляет деятельность.

Хекхаузен. Мотив – это родовое понятие, которое иногда отражается в других понятиях – потребность, влечение, склонность, интерес. Его характеристики:

   Направленность действия на определенное целевое состояние (задаваемая каким-то предметным представлениям) - динамический момент;

Ценность, эмоциональная привлекательность, чувственная окраска этого представления;

   Стремление его достичь (волевой момент – стремится достичь, какие бы пути к этому не вели. Пытается достичь различными путями и средствами).

Возможные основания классификации мотивов:

1. По их социальной оценке (оценивается именно мотив, а не стоящая за ним потребность).

Здесь можно назвать мотивы безопасности; мотивы, связанные с социальным успехом и престижем. Чем более традиционно общество, тем мотивы по социальной оценке определяются более жестко: есть мотивы обязательные, желательные и, наконец, запретные по социальной оценке. Мотив вступления в брак – социально желателен в любом обществе. Независимо от потребности, которая опредмечивается в данном мотиве – ими может быть желания интимной близости и продолжения себя в потомстве; желание побыстрее освободиться из пределов собственной семьи. Особенность и недостаточность данной оценки мотива – оценивается результат, но не его источник. Социальная оценка никогда не даст полного определения мотивов. Это – фиксация результатов, но не их причин.

2. По месту в иерархии, структуре.

Мотивы по определению имеют разную субъективную значимость, разную побудительную силу. Леонтьев. Делятся на ведущие и подчиненные. Ведущие мотивы выполняют в основном смыслообразующую функцию. Смыслоообразование – первоначальная функция мотива. Но ведущие мотивы обладают прежде всего данной функцией. Для подчиненных мотивов основной является функция побуждения. Мотивы-стимулы. Смыслообразующие – значит, влияющие на развитие личности, а мотивы-стимулы только побуждают. Ведущий тоже побуждает, но прежде всего – образует смысл.

3. По источнику мотивации, делятся на внешнюю или внутреннюю мотивацию.

Есть два понимания этих терминов.

        Внешняя мотивация – ее источником является внешний мир; предметная, и, прежде всего, социальная среда. У Леонтьева, внешние - только знаемые мотивы, то есть я знаю о необходимости действовать в определенном направлении, побуждаться определенным конкретным действием.

Это – внешняя, то есть не присвоенная мотивация. А когда она присваивается, то становится внутренней, собственной для субъекта. Леонтьев ее называет – реально действующие мотивы. Только знаемая внешняя мотивация и реально действующая внутренняя. Наиболее эффективна внутренняя мотивация.

        Другое значение тех же терминов (школа Левина):

Внутренняя мотивация – предметно-специфична, адекватна данной деятельности (характерная для данной ситуации). Внешняя мотивация –неспецифичная, выходящая за рамки предмета (заработная плата, премия, социальный престиж).

4. По их отношению к сознанию. Мотивы в принципе не осознаются, они выполняют свои функции, даже будучи неосознанными. Они задают направленность, определяют ценность предметного представления, побуждают действовать не будучи осознанными. Но реально могут как осознаваться, так и нет.

Мотивы осознаются, адекватно, верно. Если цель или, в данном случае, мотив, осознан, верно, то они начинают совпадать. Леонтьев: мотив-цель.

Мотив осознается не до конца – мотивировка. Когда мотивы не осознаются, они проявляются в сознании в виде эмоций, желаний, интересов.

Основная возможность изучать мотив это иметь его в функции побуждения к действию.

Мотив – абстрактное понятие. А мотивация – то, что можно исследовать эмпирически. Мотив – это теоретический конструкт. А мотивация – предмет экспериментальных гипотез.

Побуждающая функция мотива и эффективность деятельности

Закон оптимальной мотивации Йеркса-Додсона.

С усилением общей активации повышается качество исполнения действий, но до определенного предела. Если мотивация слишком высока, исполнение ухудшится.

Интересы людей имеют в своей основе их потребности, но направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы. Интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. По направленности интересы разделяются на экономические, социальные, политические, духовные.

Интерес (от лат. interest – имеет значение, важно) – 1) в социологии – реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений – мотивов, идей –   участвующих в них индивидов, социальных групп; 2) в психологии – отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности организационного поведения в различных сегментах.

 

В начале 60-х годов XX века возник термин организационное поведение. В то время объединились несколько направлений научных дисциплин, занимающихся объяснением поведения людей и групп в организации, а также организаций во внешней среде. Исторический обзор поля исследований достаточно ясно показывает, что организационное поведение появилось из таких дисциплин, как психология и социальная психология, социология труда, теория и социология организаций, исследование бизнеса, наука управления (администрирование), этика и право.

Организационное поведение - дисциплина, изучающая поведение людей в организациях (как индивидов, так и групп).

Организационное поведение выступает основным закономерностям и детерминантам, определяющие поведение людей в тех или иных ситуациях в условиях труда и общения.

Организационного поведения помогает повысить эффективность трудовой деятельности, так как взаимоотношения людей в организации - немаловажный фактор, влияющий на конечный результат, преследуемой или организацией.

Организационное поведение - развивающаяся наука, в которой не только имеется множество подходов и школ, дающих ответы на запросы практики управления, но и остается много открытых вопросов, предполагающих дальнейшее совершенствование. Это комплексная прикладная наука о поведении субъектов организации - людей, групп, коллектива в целом - в изменяющейся внешней среде.

Многие современные организации работают более чем в одной стране, и функционирование подобных мультинациональных организаций добавляет новые измерения организационному поведению. Однако пересечение организациями национальных границ — нечто большее, чем просто шаг через географическую линию, это также гигантский шаг в другое социальное, юридическое, политическое и экономическое окружение, влекущий за собой существенное усложнение коммуникаций и функций контроля. Современные менеджеры должны приобретать как языковые, так и межкультурные навыки в общении с людьми — покупателями, поставщиками, конкурентами и коллегами из других стран.

Данная ситуация — пример экстремальных контрастов, но она иллюстрирует связанные с культурой проблемы нашего времени. В промышленно развитых странах культурные контрасты могут быть незначительными, но они существуют. Факторами, влияющими на поведение индивидов в процессе труда, и рассмотрим природу многонациональных организаций, пути интеграции социальных систем и способы усовершенствования мотивации, производительности и коммуникаций.

Информация о работе Потребности, мотивы, интересы личности