Автор: y************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 16:13, контрольная работа
Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию и вносит свой особый вклад в формирование внутренне связанной, динамичной, но в то же время целостной картины мира.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятия об ощущениях………………………………………………………..4
2. Виды и формы ощущений……………………………………………………..6
3. Значение ощущений в жизни человека……………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованных источников…………………………………………...18
Органы чувств:
Величина абсолютного порога ощущения, представленная в виде условий, при которых возникает едва заметное ощущение данной модальности
Зрение: способность воспринимать ясной темной ночью пламя свечи на расстоянии до 48 км от глаза
Слух: различение тиканья ручных часов в полной тишине на расстоянии до 6 метров
Вкус: ощущение присутствия одной чайной ложки сахара в растворе, содержащем 8 л воды
Запах : ощущение наличия духов при одной лишь их капле в помещении, состоящем из 6 комнат
Осязание: ощущение движения воздуха, производимого падением крыла мухи на поверхность кожи с высоты около 1 см
Органы чувств обладают свойством приспособления, или адаптации, к изменившимся условиям, причем эта адаптация происходит в довольно значительных пределах. Поэтому пороги ощущений не являются постоянными, они способны изменяться при переходе от одних условий восприятия к другим. Например, при переходе от света к темноте и обратно существенно меняется чувствительность глаза, в десятки раз. Это явление носит название зрительной адаптации, и на практике она занимает от нескольких до десятков минут. Для того чтобы человеческий глаз мог полностью адаптироваться к темноте после дневного света, т.е. для того, чтобы от самой слабой его чувствительность приблизилась к абсолютному порогу, требуется примерно 40 мин.
Одни из анализаторов обнаруживают высокую скорость адаптации, другие –низкую. Очень быстро, например, способны адаптироваться рецепторы, расположенные в коже (кроме болевых). Гораздо медленнее происходит зрительная адаптация, следом идут слух, обоняние и вкус. Важную роль в изменении чувствительности играет упражняемость: при постоянно действующем анализаторе его чувствительность повышается, при длительно неработающем – понижается.
Иногда под действием одного раздражителя
могут возникать ощущения, характерные
для другого. Данное явление называется
синестезией. Например, у ряда людей звуки
музыки способны вызывать ощущение цвета
(цветной слух). Напротив, сочетания красок
у ряда людей порождают музыкальные ассоциации.
Подобного рода явления нередко используются
в современном искусстве.
Итак, ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Ощущения является первичной формой познавательного процесса. Именно на её основе осуществляется контакт человека с миром материальных объектов. Ощущение обеспечивает отражение отдельных качеств объектов: цвет, яркость, звук, температура, запах, вкус, величина образов, перемещение в пространстве, двигательные и болевые реакции и т.д. [8,c-35]
Ощущение не является изолированным психическим процессом. Будучи основой, первичным материалом для построения более сложных психических образов, ощущения человека испытывают на себе влияние всей его социально обусловленной психики. В частности, пороги ощущений могут зависеть от личностной установки, вплоть до потери чувствительности. Ощущение, например цвета или тяжести предмета, может изменяться также под влиянием механизмов восприятия. Особенно тесно ощущения связаны с эмоциями — в любом ощущении в норме всегда в той или иной степени присутствует определенный эмоциональный оттенок (приятное или неприятное ощущение).
Жизненная роль ощущений состоит в том,
чтобы своевременно и быстро доводить
до центральной нервной системы как главного
органа управления деятельностью сведения
о состоянии внешней и внутренней среды,
наличии в ней биологически значимых факторов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Радугин А. А. «Психология и педагогика»: Учебное пособие для вузов – М.: Центр, 2003. – 256 с.
2. Богдасарова С.К.,Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. «Психология и педагогика» -. М. Издательский центр «Март» 2006 г.
3. Столяренко Л.Д. «Основы психология» - Ростов-на-Дону. «Феникс» 2007 г.
4. Квини. В Прикладная психология. СПб: изд-во «Питер», 2000.
5. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Просвещение, 2002. – 483 с.
6. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических
учебных заведений: В 3 книгах. — М.: ВЛАДОС, 2004. – 688 с.
7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений – М.: Школа – Пресс, 1998. – 512с.
8. Реан
А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология
и педагогика – СПб.: Питер,2002 – 432 с.