Понятие, виды, уровни проявления способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:04, контрольная работа

Описание работы

Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.
Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность.

Содержание

Содержание
Введение 3
1. Понятие способностей 4
2. Виды способностей 7
3. Уровни способностей 11
4. Факторы, влияющие на формирование одаренности 12
5. Понятие одаренности и ее составляющие 14
6. Воображение как важнейший элемент таланта 20
Заключение 23
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

Понятие, виды, уровни проявления способностей.doc

— 60.00 Кб (Скачать)


Содержание
Введение 3
1. Понятие способностей 4
2. Виды способностей 7
3. Уровни способностей 11
4. Факторы, влияющие на формирование одаренности 12
5. Понятие одаренности и ее составляющие 14
6. Воображение как важнейший элемент таланта 20
Заключение 23
Список литературы 24


Введение
Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.
Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности.
Вот почему способность нельзя свести к одному какому-либо свойству (хорошее цветоразличение, чувство пропорции, музыкальный слух и т. п.). Она всегда синтез свойств человеческой личности.
Задатки неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны; на основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью. 
Цель работы: рассмотреть проблему развития способностей и одаренности личности.
Задачи:
1. Изучить понятие способностей;
2. Рассмотреть виды способностей;
3. Выделить уровни способностей;
4. Выделить факторы, влияющие на одаренность;
5. Рассмотреть понятие одаренности;
6. Изучить понятие воображения как важнейшего элемента таланта.

1. Понятие способностей
Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.
При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические усилия) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.
Наблюдая школьников, учитель не без основания считает, что одни более способны к учению, другие менее способны. Бывает так, что ученик способен к математике, но плохо выражает свои мысли в устной и письменной речи или проявляет способности к языкам, к литературе, вообще к гуманитарным наукам, но ему трудно даются математика, физика, изучение техники.
Способностями называются такие психические качества, благодаря которым человек сравнительно легко приобретает знания, умения и навыки и успешно занимается какой-либо деятельностью.
Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, хотя проявляются и развиваются на их основе. Поэтому надо быть очень осторожными и тактичными в определении способностей учащихся, чтобы не принять слабое знание ребенка за отсутствие у него способностей. Подобные ошибки иногда совершались даже в отношении будущих крупных ученых, которые по каким-то причинам плохо учились в школе. По этой же причине неправомерны выводы о способностях только на основании некоторых свойств, которые доказывают не низкие способности, а недостаток знаний.
В отличие от характера и всех других свойств личности, способность - это качество личности, существующее только относительно той или иной, но обязательно определенной деятельности.
Учебник психологии К.К. Платонова дает следующую формулировку понятию «способность»:
Способности - это совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней .
А.В. Петровский же в своем учебнике по общей психологии дал такое определение «способности»:
Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся.
По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Подобно тому, как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна, но лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, погода и т. д. окажутся благоприятными, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий. В число условий входит, например, следующие: будут ли окружающие люди (в семье, школе, трудовом коллективе) заинтересованы в том, чтобы человек овладел этими знаниями и умениями; как его будут обучать, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся, и т.д.
Способности - это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле - это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Для того чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, проявленная педагогом и ребенком, хорошее состояние здоровья, наличие музыкального инструмента, нот и многих других условий, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись.
Психология, отрицая тождество способностей и существенно важных компонентов деятельности - знаний, навыков и умений, подчеркивает их единство. Способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, учится видеть прекрасное в окружающем мире .
Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности.
И именно здесь обнаруживаются те различия, которые дают нам право говорить о способностях.
Итак, способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Если определенная совокупность качеств личности отвечает требованиям деятельности, которой овладевает человек на протяжении времени, педагогически обоснованно отве¬денною на её освоение, то это даёт основание заключать о наличии у него способностей к данной деятельности. И если другой человек при прочих равных условиях не справляется с требованиями, которые предъявляет ему деятельность, то это дает основание предполагать у него отсутствие соответствую¬щих психологических качеств, другими словами, отсутствие способностей.
2. Виды способностей
Так же как и характер, способности не самостоятельная, рядоположенная с другими подструктура личности, а определенное сочетание ее различных свойств. Различие между характером и способностями - в том, что характер проявляется во всех видах деятельности, а способности - только в одном, определённом.
Пока человек не начал определенной деятельности, у него существуют только потенциальные способности к ее выполнению, являющиеся свойствами его личности, частично развившимися из его задатков, но более сформированными его опытом. Но как только он начинает эту деятельность, его потенциальные способности становятся актуальными способностями, не только проявляющимися, но и формирующимися в этой деятельности.
Различные виды деятельности, отличаясь своим со¬держанием, соответственно предъявляют различные требования к личности, к ее способностям. Особенности этих требований состоят не только в том, что для выполнения одних видов деятельности необходимо вполне определенное развитие каких-то конкретных психических процессов (например, определенного вида ощущений, сенсомоторной координации, эмоциональной уравновешенности, богатства воображения, распределения внимания, более развитого словесно-логического мышления и т. д.), но и их комплексов. Учебная деятельность, большинство видов квалифицирован¬ного труда предъявляют к личности комплекс психо¬логических требований. Различие требований, предъявляемых деятельностями к личности, нашло отражение в классификации способностей человека .
Наиболее общей классификацией способностей является деление их на две группы: общие и специальные. Каждая из этих групп делится на элементарные и сложные, а внутри них уже выделяются конкретные виды.
Все способности человека как психические явления могут быть разделены на четыре группы.
Выделяют виды способностей по их направленности, или специализации (общие и специальные способности).
Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.
Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т. п.
Элементарные общие способности, присущие всем людям, хотя и в разной степени их выраженности, - это основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, принимать и осуществлять решения и запоминать. Ведь каждое элементарное проявление этих способностей есть соответствующее действие, выполняемое с различным успехом: сенсорное, мыслительное, волевое, мнестическое - и даже может стать соответствующим навыком.
Специальные элементарные способности - это способности, присущие уже не всем людям, они предполагают определенную выраженность каких-то качественных сторон психических процессов . 
Глазомер - это способность с различной точностью воспринимать, оценивать и сравнивать величины зрительно воспринимаемых объектов, интервалов между ними и расстояний до них, т. е. это определенное качество зрительного восприятия. 
Музыкальный слух - это определенное качество слухового восприятия, проявляющееся в способности к различению музыкальных звуков и точному воспроизведению их. Музыкальный слух - это один из компонентов музыкальных способностей. Специальные элементарные способности развиваются на основе задатков в процессе обучения.
Общие сложные способности - это способности к общечеловеческим видам деятельности: труду, учению, игре, общению друг с другом. Они присущи в той или иной степени всем людям. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности.
Специальные сложные способности присущи уже не только в разной степени, но и вообще не всем людям. Они являются способностями к определенным профессиональным деятельностям, возникшим в процессе истории человеческой культуры. Эти способности обычно называют профессиональ¬ными.
Совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее в тех же условиях, называется одарённостью.
О способностях человека можно судить, наблюдая за процессом выполнения им новых заданий в измененных условиях, за ходом овладения деятельностью. Практически судить о способностях учащегося можно по совокупности таких показателей, как скорость продвижения учащегося в овладении соответствующей деятельностью, качественный уровень его достижений, склонность к занятиям этой деятельностью, соотношение успеваемости и усилий, затрачиваемых для достижения этих результатов. Последний показатель очень важно учитывать, поскольку один учащийся может, например, не успевать потому, что он очень мало самостоятельно занимается по предмету, а другой, хорошо успевающий, возможно, тратит все личное время на под¬готовку к предмету.
Изучая профессиональные способности учащегося, преподаватель должен выяснить: во-первых, насколько у учащегося развиты такие черты характера, как трудолюбие, организованность, сосредоточенность, настойчивость, выдержка, самокритичность, самоконтроль, которые выступают в качестве необходимых условий для достижения устойчивых успехов в любой осваиваемой профессии; во-вторых, каковы профессиональные интересы и склонности учащегося (это проявляется в стремлении к основательному изучению профессии во всех деталях или, напротив, безразличном отношении к усваиваемому, к успехам и неудачам в выполнении заданий по профессии); в-третьих, насколько у учащегося развиты необходимые для данной профессии специальные элементарные способности, что необходимо предпринять для их развития или для развития качеств личности, компенсирующих некоторые из этих способностей.
Идея «каждый человек способен ко всему» неверна. Правильно утверждение, что «каждый человек способен к чему-нибудь полезному для общества». Так, учащийся не способный быть монтажником-высотником, шофёром или наладчиком автоматических линий, может быть не только способным, но и талантливым станочником, оператором или поваром.
Неспособность к определенному виду трудовой деятельности значительно сложнее, чем отсутствие способностей. Неспособность как отрицательная способность - это тоже определенная структура личности, в которую входят отрицательные для данной деятельности ее черты.
3. Уровни способностей
Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять её по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.
Сочетание выдающихся способностей, обусловливающих особенно успешное, самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности, называется талантом. К числу талантливых людей могут быть отнесены те, кто способен к творческой деятельности. В области общественных отношении такие люди весьма успешно претворяют в жизнь прогрессивные идеи своего времени, в области литературы и искусства создают совершенные произведения на уровне современной передовой мысли, в области науки и техники они хорошо разрешают сложные теоретические и практические задачи .
Высшая ступень талантливости называется гениальностью. Гениями считают тех, кто создает что-то принципиально новое в общественной жизни, в науке, литературе, искусстве и т. п. Продукты творчества гениального человека являются важным этапом в развитии той или иной отрасли деятельности. Гениальные люди служат путеводными вехами в развитии человечества, являются историческими личностями.
Наша Родина имела и имеет много талантливых писателей, однако гениями мы называем только некоторых из них, например Пушкина, открывшего своим творчеством новую эпоху в истории русского языка и литературы.
Некоторые гениальные люди отличались всесторонней талантливостью. К числу их можно отнести замечательного русского ученого М. В. Ломоносова, проявившего исключительные способности в области математики, астрономии, физики, химии, литературы, языка, географии и других наук.
Способности человека, как уже говорилось, тесно связаны с его склонностями. Поэтому интерес к какому-нибудь занятию, увлечение им часто говорят о наличии способностей к данному виду деятельности.
Способности проявляются не только при занятиях чисто умственным трудом, каким занимаются, например, ученый, писатель, конструктор и т. п. Способности обнаруживаются и при физической работе.
4. Факторы, влияющие на формирование одаренности 
Если проследить историю человеческой цивилизации (или хотя бы историю средиземноморской, европейской цивилизации), то нельзя не заметить один потрясающий воображение факт: гении и замечательные люди очень часто, с какой-то удивительной закономерностью появлялись то тут, то там - вспышками, группами. Одна такая вспышка произошла в золотой век Древних Афин в век Перикла. У этого государственного деятеля буквально за столом одновременно собирались такие признанные во всем цивилизованном мире гении, как скульптор Фидий, Создатель бессмертных трагедий Софокл, философы Сократ и Платон, Анаксагор, Зинон и Протагор. Почти все они были коренными гражданами Афин - города, который едва насчитывал 60 тысяч свободных граждан. И почти все выше названные гении сформировались на месте, не приехав из других районов Греции. 
Весь секрет заключается в среде, стимулирующей тот или иной вид дарования, творчества, деятельности. Все эти люди принадлежали к одной социальной прослойке со стойкими традициями, подкрепленными социальной преемственностью. В общении друг с другом, во взаимном влиянии друг на друга, а так же благодаря тому, что их творчество было нужно не только узкому кругу ценителей, но и широким массам свободного городского люда, - все они просто смогли реализовать присущие им задатки .
Перенесемся в Италию 13 века. В плодороднейшей долине реки По, на перекрестке дорог с востока на запад и с севера на юг происходят важные и уже неизгладимые перемены. Пополаны (торговцы и ремесленники) Флоренции, добившись в13 веке отмены крепостного права, создали те самым мощную прослойку городского люда, который уже был способен понимать живопись, архитектуру, музыку - ведь не следует забывать, что люди еженедельно проводили по много часов в храмах. В церкви этот городской люд сначала глазел, потом глядел, а затем и разглядывал скульптурные и художественные произведения; сначала хлопал ушами, не слушая музыку, а потом начал ее слушать и даже понимать.
В 14 веке во Флоренции от восьми до десяти тысяч людей ходили в начальную школу, не менее тысячи в среднюю и от пятисот до шестисот юношей ежегодно посещали высшие учебные заведения. Эпоха Возрождения - это эпоха массового устремления к культуре, знаниям, искусству; массового спроса на живопись и живописцев не только со стороны меценатов. Это эпоха массового спроса на грамотных людей. Во множестве мастерских одаренные ученики, соревнуясь, обсуждая, критикуя, учась, создавали ту своеобразную атмосферу, ту “критическую массу”, при которой начинается ценная реакция творчества, при которой неизбежно должны вспыхивать особо одаренные и целеустремленные гении типа Микеланджело и Леонардо.
В итоге напрашивается вывод: везде, где бы не появлялись идеальные или даже оптимальные условия, общественный спрос, социальный заказ на тот или иной талант, - обязательно этот спрос выносил на свет большое число особо одаренных или даже гениальных людей. 
При всем этом частота зарождения потенциальных гениев во все эпохи и у всех народов одинакова, но реализовавших себя на много меньше. Поэтому я считаю необходимым изучать природу возникновения гениев. А тем более тщательно готовить почву для их успешной реализации. Некоторые проблемы начальной школы, связанные с обучением и развитием одаренных детей и затронет моя работа. В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время, когда информация меняется каждые пять лет, а порой и чаще. Нынешним школьникам приходится вмещать столько в свою память, что порой их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Отсюда эмоциональные срывы, подавленность. 
5. Понятие одаренности и ее составляющие
Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.
Специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко проецируемых вовне (проявляющихся в деятельности) возможностей - мнений, навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся через функционирование стратегий планирования и решения проблем.



Информация о работе Понятие, виды, уровни проявления способностей