Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 11:30, реферат
Цель - раскрытие сущности понятия самооценки и раскрыть уровень притязаний и фрустрации.
Самооценка является одним из тех китов, на которых покоится наша психика/сознание. Были поставлены следующие задачи:
* Дать определение объектам исследования;
* Раскрыть процесс формирования самооценки;
* Проследить взаимосвязь трех этих понятий.
Введение 3
1. Самооценка 4
2. Уровень притязаний 8
3. Фрустрации 10
4. Самооценка личности, уровень притязания, фрустрации. Их взаимосвязь 12
Заключение 14
Список использованных источников 15
Обычно
выделяют следующие виды фрустрационного
поведения: а) двигательное возбуждение
- бесцельные и неупорядоченные реакции;
б) апатия (в исследовании Р. Баркера,
Т. Дембо и К. Левина один из детей
в фрустрирующей ситуации лег
на пол и смотрел в потолок);
в) агрессия и деструкция, г) стереотипия
- тенденция к слепому повторению
фиксированного поведения; д) регрессия,
которая понимается либо "как
обращение к поведенческим
Таковы
виды фрустрационного поведения. Каковы
же его наиболее существенные, центральные
характеристики? Монография Н. Майера
отвечает на этот вопрос уже своим
названием - "Фрустрация: поведение
без цели". В другой работе Н. Майер
разъяснял, что базовое утверждение
его теории состоит не в том, что
"фрустрированный человек не имеет
цели", а "что поведение
Для уточнения позиции этого автора нужно оттенить ее другими мнениями. Так, Э. Фромм полагает, что фрустрационное поведение (в частности, агрессия) "представляет собой попытку, хотя часто и бесполезную, достичь фрустрированной цели". К. Гольдштейн, наоборот, утверждает, что поведение этого рода не подчинено не только фрустрированной цели, но вообще никакой цели, оно дезорганизованно и беспорядочно. Он называет это поведение "катастрофическим".
На
таком фоне точка зрения Н. Майера
может быть сформулирована следующим
образом: необходимым признаком
фрустрационного поведения
4. Самооценка
личности, уровень притязания, фрустрации.
Их взаимосвязь
Прежде всего, самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Немаловажным является то, что с помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
Переосмыслив высказывание Маркса о самооценке можно сделать вывод о том, что познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях.
Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, производя сравнения себя с ним, предполагает, что тот не безразличен к его личностным качествам, поступкам, действиям, проявлениям. Все это является проявлением личностной самооценки и определяет ее психологическое самочувствие.
Самооценка
тесно связана с уровнем
Если личность стремится к повышению самооценки в случае, когда имеется возможность свободно выбирать степень трудности очередного действия, то могут возникнуть два конфликта: с одной стороны - стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальных успех, а с другой - снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В первом варианте уровень притязания обычно повышается, а во втором - уменьшается.
Уровень притязания обычно устанавливается где-то между чересчур легкими и чересчур трудными целями и задачами, для того, чтобы сохранить на приемлемом уровне собственную самооценку.
Не только на основе предвосхищения успеха или неудачи, но и на основе прежних успехов или неудач идет формирование личностью своего уровня притязаний.
Может возникнуть вопрос о том, с помощью чего личность может повысить свой уровень притязания? С одной стороны это может происходить после того, как будут успешно выполнены поставленные перед собой определенные цели. Но так же это может произойти с помощью коллектива или руководителя, если последние будут всячески подбадривать индивида в процессе выполнения поставленных задач. К примеру, в процессе ответа на поставленный вопрос на семинарском занятии студенту говорят: «Вы идете в правильном направлении» или «Ваша мысль правильна» и т. п. В этом случае повышается самооценка личности, а вследствие чего личность может достигнуть успеха. В конечном счете у индивида повышается уровень притязания. На этом примере было наглядно показано о том, как между собой связаны самооценка и уровень притязания личности.
Рис.
1. Взаимозависимость самооценки, уровня
притязаний и фрустрации
Заключение
Познавая
качества другого человека, личность
получает необходимые сведения, которые
позволяют выработать собственную
оценку. Уже сложившиеся оценки собственного
«Я» есть результат постоянного
сопоставления того, что личность
наблюдает в себе, с тем, что
видит в других людях. Человек, уже
зная кое-что о себе, присматривается
к другому человеку, сравнивает
себя с ним, предполагает, что и
тот небезразличен к его
Вопросы о сущности мотивации
занимали лучшие умы
Список
использованных источников
1.
Литвак М.Е. Психологический
2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.: Издат. «Академия», 2001. - 512с.
3. Рытченко Т.А. Психология и педагогика: Учебно-практическое пособие. - М.: МЭСИ. 2000. - 85с.
4.
Столяренко Л. Д. , Самыгин С.
И. “Этика в вопросах и ответах
“ – Ростов – на Дону; “
Феникс “ , 2003. – 576 с.
Информация о работе Понятие самооценки, уровень притязаний и фрустрации