Понятие самооценки, уровень притязаний и фрустрации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 11:30, реферат

Описание работы

Цель - раскрытие сущности понятия самооценки и раскрыть уровень притязаний и фрустрации.
Самооценка является одним из тех китов, на которых покоится наша психика/сознание. Были поставлены следующие задачи:
* Дать определение объектам исследования;
* Раскрыть процесс формирования самооценки;
* Проследить взаимосвязь трех этих понятий.

Содержание

Введение 3
1. Самооценка 4
2. Уровень притязаний 8
3. Фрустрации 10
4. Самооценка личности, уровень притязания, фрустрации. Их взаимосвязь 12
Заключение 14
Список использованных источников 15

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 139.59 Кб (Скачать)

     Обычно  выделяют следующие виды фрустрационного  поведения: а) двигательное возбуждение - бесцельные и неупорядоченные реакции; б) апатия (в исследовании Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина один из детей  в фрустрирующей ситуации лег  на пол и смотрел в потолок); в) агрессия и деструкция, г) стереотипия - тенденция к слепому повторению фиксированного поведения; д) регрессия, которая понимается либо "как  обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды  жизни индивида", либо как "примитивизация" поведения (измерявшаяся в эксперименте Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина снижением "конструктивности" поведения) или падение "качества исполнения".

     Таковы  виды фрустрационного поведения. Каковы же его наиболее существенные, центральные  характеристики? Монография Н. Майера отвечает на этот вопрос уже своим  названием - "Фрустрация: поведение  без цели". В другой работе Н. Майер  разъяснял, что базовое утверждение  его теории состоит не в том, что "фрустрированный человек не имеет  цели", а "что поведение фрустрированного человека не имеет цели, т.е. что оно  утрачивает целевую ориентацию". Майер иллюстрирует свой тезис примером, в котором два человека, спешащих купить билет на поезд, затевают в очереди ссору, затем драку и оба в итоге опаздывают. Это поведение не содержит в себе цели добывания билета, поэтому, по определению Майера, оно является не адаптивным (= удовлетворяющим потребность), а "фрустрационно спровоцированным поведением". Новая цель не замещает здесь старой .

     Для уточнения позиции этого автора нужно оттенить ее другими мнениями. Так, Э. Фромм полагает, что фрустрационное поведение (в частности, агрессия) "представляет собой попытку, хотя часто и бесполезную, достичь фрустрированной цели". К. Гольдштейн, наоборот, утверждает, что  поведение этого рода не подчинено  не только фрустрированной цели, но вообще никакой цели, оно дезорганизованно и беспорядочно. Он называет это  поведение "катастрофическим".

     На  таком фоне точка зрения Н. Майера может быть сформулирована следующим  образом: необходимым признаком  фрустрационного поведения является утрата ориентации на исходную, фрустрированную  цель (в противоположность мнению Э. Фромма), этот же признак является и достаточным (в противоположность  мнению К. Гольдштейна) - фрустрационное поведение не обязательно лишено всякой целенаправленности, внутри себя оно может содержать некоторую  цель (скажем, побольнее уязвить  соперника в фрустрационно - спровоцированной ссоре). Важно то, что достижение этой цели лишено смысла относительно исходной цели или мотива данной ситуации.

 

4. Самооценка личности, уровень притязания, фрустрации. Их взаимосвязь 

      Прежде  всего, самооценка - оценка личностью  самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Немаловажным является то, что с помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

      Переосмыслив  высказывание Маркса о самооценке можно  сделать вывод о том, что познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые  позволяют выработать собственную  оценку. Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях.

      Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается  к другому человеку, производя  сравнения себя с ним, предполагает, что тот не безразличен к его  личностным качествам, поступкам, действиям, проявлениям. Все это является проявлением личностной самооценки и определяет ее психологическое самочувствие.

      Самооценка  тесно связана с уровнем притязания личности, которую можно определить как желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой.

      Если  личность стремится  к повышению  самооценки в случае, когда имеется возможность свободно выбирать степень трудности очередного действия, то могут возникнуть два конфликта: с одной стороны - стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальных успех, а с другой - снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В первом варианте уровень притязания обычно повышается, а во втором - уменьшается.

      Уровень притязания обычно устанавливается  где-то между чересчур легкими и чересчур трудными целями и задачами, для того, чтобы сохранить на приемлемом уровне собственную самооценку.

      Не  только на основе предвосхищения успеха или неудачи, но и на основе прежних  успехов или неудач идет формирование личностью своего уровня притязаний.

      Может возникнуть вопрос о том, с помощью  чего личность может повысить свой уровень притязания? С одной стороны это может происходить после того, как будут успешно выполнены поставленные перед собой определенные цели. Но так же это может произойти с помощью коллектива или руководителя, если последние будут всячески подбадривать индивида в процессе выполнения поставленных задач. К примеру, в процессе ответа на поставленный вопрос на семинарском занятии студенту говорят: «Вы идете в правильном направлении» или «Ваша мысль правильна» и т. п. В этом случае повышается самооценка личности, а вследствие чего личность может достигнуть успеха. В конечном счете у индивида повышается уровень притязания. На этом примере было наглядно показано о том, как между собой связаны самооценка и уровень притязания личности.

     

     Рис. 1. Взаимозависимость самооценки, уровня притязаний и фрустрации 
 
 

 

     

Заключение 

     Познавая  качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые  позволяют выработать собственную  оценку. Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного  сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что  видит в других людях. Человек, уже  зная кое-что о себе, присматривается   к другому   человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и  тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, проявлениям; и  все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое  самочувствие. Другими словами,  у личности всегда имеется  референтная  группа (реальная или идеальная), с  которой она считается, в которой  почерпает свои ценностные ориентации, идеалы которой являются ее идеалами, интересы — ее интересами и т. д.

       Вопросы о сущности мотивации  занимали лучшие умы человечества  па протяжении многих веков  и рассматривались с различных  позиций – с точки зрения  философии, психологии, социологии  и других наук. Однако только  с прошлого века, а также в  нашем столетии данная проблема  стала предметом систематического  научного исследования, поэтому  неудивительно, что не на все  вопросы, возникающие в связи  с проблемой мотивации, имеются  ответы. В сущности, изучение этой  темы часто порождало больше  вопросов, чем ответов. Тем не  менее, налицо явный прогресс, и сегодня мы знаем уже довольно  много об истоках и природе  человеческой мотивации.

 

Список  использованных источников 

     1.  Литвак М.Е. Психологический вампиризм. 2-е изд. Ростов-на-Дону: Издат. «Феникс», 2002. - 416с.

     2.  Петровский А.В.,  Ярошевский М.Г.  Психология.  - М.:  Издат. «Академия», 2001. - 512с.

     3.  Рытченко  Т.А.   Психология  и  педагогика:   Учебно-практическое  пособие. - М.: МЭСИ. 2000. - 85с.

     4. Столяренко Л. Д. , Самыгин С.  И.  “Этика в вопросах и ответах  “ – Ростов – на Дону; “  Феникс “ , 2003. – 576 с.   
 

Информация о работе Понятие самооценки, уровень притязаний и фрустрации