Понятие психики в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:32, контрольная работа

Описание работы

Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика.
Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Содержание

1.Понятие психики 3
1.1 Мозг и психика 3
1.2 Взаимосвязь, влияние психики на
функционирование организма 5
2.Структура психики 8
3.Функции психики 11
4.Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза 13
5.Поведение человека. Уровни регуляции поведения 14
Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 48.78 Кб (Скачать)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

Новокузнецкий филиал-институт

Кемеровского государственного университета

 

Кафедра психологии

 

 

Контрольная работа

ПО ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ

НА ТЕМУ:

«Понятие психики в  психологии»

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы ЮЗ 10-2

Еремеева Ольга Александровна

Проверил:

Лучшева Л.М. , ст. преподаватель

 

 

 

Новокузнецк 2011

СОДЕРЖАНИЕ

1.Понятие психики       3

    1.1 Мозг и психика       3

    1.2 Взаимосвязь,  влияние психики на

 функционирование организма       5

2.Структура психики       8

3.Функции психики       11

4.Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза   13

5.Поведение человека. Уровни  регуляции поведения    14

Список литературы       21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие психики

Психика —функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

      1. Мозг и психика

Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует  анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика.

Психология изучает то свойство мозга, которое заключается  в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Основным понятием психологии является понятие психического образа. Психический образ —целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими  целями. Наиболее общим свойством  психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией —регуляция деятельности.

Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно  выработанными знаниями. Психика, как отражательная способность есть и у животных. Но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.

Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями.

Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно.

Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика —это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Итак, психика —это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компоненты —общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием “сознание”. Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания (“Сверх‑Я”).

 

      1.  Взаимосвязь, влияние психики на функционирование организма.

Психика людей – это  все то, благодаря чему он чувствует, думает, ощущает, воспринимает, вспоминает, действует и помнит. Именно поэтому, между психикой, психическими процессами и организмом людей существует неразрывная связь.

Психические процессы и, соответственно, организм, с возрастом, меняются. Об этом говорил еще Леонтьев Алексей Николаевич, рассматривая одну периодизацию, связанную с возрастом и типом деятельности, являющуюся ведущей:

Младенчество – эмоциональное  общение.

Раннее детство – предметная деятельность.

Школьный возраст –  учение.

Возраст подростка – общение  со сверстниками и участие в деятельности, носящей общественно – полезный характер.

Юношеский возраст – учебно-профессиональная деятельность.

Теперь поговорим о  характеристиках, которые связаны  с психикой и с организмом, конечно же:

Психические свойства. К ним относятся черты характера, темперамент, способности, личностные качества. Теперь, чтобы вам было понятно, о чем, все-таки, идет речь, все рассмотрим на примерах и списочках.

Примеры характерных  черт: альтруистичность, вежливость, заботливость, женственность, загадочность, коллективизм, самостоятельность, чувствительность, целеустремленность, чистоплотность, юмористичность, уравновешенность, эрудированность, усидчивость, эгоистичность, добросердечность, хладнокровие, слабохарактерность, сообразительность, организованность. 

Качества личности, присущие лидерам: уважение себя и других, отличная память, здравомыслие, порядочность, требовательность, грамотность,  креативность, трудолюбие, нацеленность на результат, ответственность за собственные слова, прямолинейность, открытость, откровенность.

Темперамент – это сочетание  определенных свойств и качеств  личности. Есть четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик.

Холерик быстро раздражается, легко обижается. В нем море активности и страсти, эмоциональности, мыслей и идей. Он очень общительный и  жизнерадостный.

Сангвиник – более спокойный  человек, уравновешенный, неконфликтный. У него не такая быстрая реакция на окружающий мир, как у холерика, но общительность в нем присутствует практически в такой же степени. В нем много организованности и выдержки, терпения и рассудительности.

Флегматик – малоподвижный, медлительный, осторожный. В нем  часто живут фобии (страхи), даже если они ничем особенным «не  обозначены.

Меланхолический тип темперамента характеризуется постоянный пессимизмом, недовольством всем на свете, плаксивостью и ранимостью. Но это не означает, что они – неинтересные и совсем скучные люди: темпераменты так же отличаются разнообразностью, как и человек.

Психологи уверены, что «чистейших»  типов темперамента не бывает. Просто есть какая-то «доминированность» одного из них. Тогда появляются сочетания «флегматик – сангвиник», «холерик – меланхолик». Они, сочетаясь, будто «дополняют» друг друга друг другом. Не взирая на такую «словесную игру», все получается достаточно серьезно.

Стоит заметить и отметить: не нужно, всецело, верить темпераментным характеристикам. Типы темперамента –  как гороскопы и приметы: где-то совпадают и «совершаются» (сбываются), а где-то – только частично.

Если «жить» только примеркой  черт и качеств, жизнь станет скучной  и очень нудной. Разнообразие должно присутствовать во всем (хотя бы по возможному минимуму). Никто никогда не накладывал человеку запрет на веру во что-либо: если люди верят, никому не навредив при этом, то ничего плохого, в вере, нет. А темперамент и гороскопы не предусматривают какое-либо «вредительство», угрожающее социуму.

Активность – еще одна характеристика психики и ее процессов. Она характеризует труд, деятельность, действия человека.

Психика и человек. - Состояние психики: аффект, вдохновение, сон, транс, голод, страх, усталость, реакции, настроение, напряженность.

Психика – связующее звено  организма человека с окружающей средой. Следовательно, под влиянием среды индивид (человек) и формируется.

«Переплетение» организма, психики и внешнего мира дает нам  уникальную возможность увидеть, как «создает» себя человек, как он развивается, на что он способен, чем дышит и живет что умеет.

Благодаря миру, человек  общается с себе подобными, обменивается опытом, учит и учится. Человек работает, развлекается, грустит, радуется, плачет и смеется…. И он знает, почему входит в то или в иное состояние. Всему есть свои объяснения и причины.

Если человек неадекватно  как-то себя ведет, это является поводом  для тревог. Неадекватное поведение  это:

Беспричинное избиение людей.

Убийства.

Раскачивания на стуле, странные покачивания головой.

Произнесение непонятных звуков.

 

В случаях девиантности (отклонения от норм), можно уже говорить не о состояниях психики, а об ее серьезных отклонениях. Они (отклонения) могут появиться не с самого рождения, а могут стать следствием какой-либо травмы или болезни. Бывает, что психика нарушается из-за какого-либо потрясения (смерть матери, пропажа близкого человека, разорение или банкротство).

Пример. Один мальчик, из общеобразовательной  школы, был обыкновенным ребенком, неплохо учился. Через восемь лет обучения он стал как-то странно себя вести: раскачивался на стуле, сидя за партой, как-то дико хохотать…. Все произошло само по – себе. Никто до сих пор не знает истинных причин того, что с ним произошло.

Мама мальчика, который  купался в речке и утонул (его  схватила судорога) сошла с ума. Ей постоянно мерещился голос сына, который звал ее и просил о помощи. Спать она вообще не могла: ее мучили кошмары, которые тоже были связанны с сыночком.

У одной женщины умер муж. Она так переживала его кончину, что, на почве волнений, ее определили в психиатрическую лечебницу, хоть и признали абсолютно вменяемой: она утверждала, что каждую ночь, после полуночи, ее муж навещает ее, и рассказывает, что есть в потустороннем мире и чем он отличается от земного. Кто знает, может и есть, в этом во всем какая-то частичка правды. Но люди (очень многие) верят только в то, что они успели или смогли увидеть своими собственными глазами.

 

  1. Структура психики

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям.В структуре психики обычно выделяют три крупные труппы психических явлений, а именно:

1) психические процессы

2) психические состояния

3) психические свойства.

Психические процессы —  динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс, как составляющее структуры психики, это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что ко? нец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные —  к ним относятся ощущения и  восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные — активные и пассивные переживания; волевые — решение, исполнение, волевое усилие; и т. д. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В структуре психики различные  процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием, входящим в структуру психики, следует  понимать определившийся в данное время  относительно устойчивый уровень психической  деятельности, который проявляется  в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно  испытывает различные психические  состояния; При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют  рефлекторную природу: они возникают  под влиянием обстановки, физиологических  факторов, хода работы, времени и  словесных воздействий (похвала, порицание  и т. п.),

Наиболее изученными являются:

1) общее психическое состояние,  например внимание, проявляющееся  на уровне активной сосредоточенности или рассеянности.

2) эмоциональные состояния  или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное«печальное, гневное, раздражительное и т. д.).

Информация о работе Понятие психики в психологии