Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 12:44, реферат
Целью работы является изучение общения как взаимодействие.
Задачи исследования:
Дать определение понятия «Общение»;
Рассмотреть основные аспекты общения;
Изучить общение как взаимодействия.
Введение…………………………………………………………………………….…….3
1 Понятие общения……………………………………………………………………...4
2 Место взаимодействия в структуре общения…………………………………….10
3 Разновидности восприятия и взаимодействия объектов общения……………12
Заключение……………………………………………………………………………...20
Список использованной литературы………………………………………………..21
4) публичное (от 400 до 750 см) – при выступлении перед различными аудиториями.
Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно.
Сущность интеракции в том, что в процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями.
Понятие интеракции дало название направлению социальной психологии – интеракционизму, для которого характерно изучение жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия.
По теории интеракционизма развитие личности осуществляется в процессе общения индивида с членами определенной социальной группы в ходе совместной деятельности.
Действия каждого индивида всегда ориентированы на другого человека и зависят от него.
Психологическая
совместимость – важный фактор успешного
общения субъектов
Под
психологической совместимостью в
социальной группе понимают эффект взаимодействия,
заключающийся в таком
А.
Б. Добрович выделял социальные качества
человека, которые наиболее ярко проявляются
при взаимодействии с другими
людьми и влияют на психологические
характеристики общения: интроверсия
– экстраверсия, мобильность –
ригидность, доминантность –
К.
Юнг первый описал экстраверсию и
интроверсию как основные направленности
или жизненные установки
Экстравертированному типу личности свойственны направленность на окружающих, гибкость поведения, общительность.
Интровертированному типу личности присущи стремление к уединению, интерес к собственному внутреннему миру.
Мобильность и ригидность – качества, определяющиеся типологическими свойствами высшей нервной деятельности и темпераментом. Мобильные люди динамичны и выразительны.
Ригидные люди предпочитают устойчивость и стабильность во всем.
При взаимодействии доминантного и недоминантного собеседников возникает проблема психологического подавления одного человека другим.
Процесс взаимодействия людей состоит из функциональных единиц взаимодействия – актов, или действий.
Акт
как единицу поведения человека
впервые изучил Дж. Мид. Каждое действие
можно рассматривать как
Действие состоит из четырех фаз: фазы побуждения, фазы уточнения ситуации, фазы непосредственного действия и фазы завершения.
Любое взаимодействие включает в себя большое количество действий, складывающихся в систему поведения.
Выделено два показателя специфики поведения с учетом характера взаимодействия в процессе общения: внимание человека к интересам других людей; внимание к своим собственным интересам.
По соотношению направленности на себя и направленности на партнера можно судить о развитии стратегии взаимодействия человека – совокупности доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми, проявляющихся в той или иной социальной ситуации.
Выделяют основные стратегии взаимодействия: соперничество, компромисс, сотрудничество, приспособление и избегание (Р. Блейк, Д. Моутон, К. Томас).
Понятие социальной перцепции во многом определяется понятием образа, поскольку сущность социальной перцепции заключается в образном восприятии человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира.
Перцепция
– процесс и результат
Социальная перцепция – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т. д.
Социальное восприятие включает восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое.
В
более узком смысле социальную перцепцию
рассматривают как
Социальный перцептивный процесс имеет две стороны: субъективную и объективную.
Процессы социального восприятия существенно отличаются от восприятия не социальных объектов тем, что социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия.
В определенном смысле восприятие – это интерпретация. Но интерпретация другого человека или группы всегда зависит от предшествующего социального опыта воспринимающего, от поведения объекта восприятия в данный момент, от системы ценностных ориентации воспринимающего и от многих факторов как субъективного, так и объективного порядка.
Механизмы социальной перцепции – способы, посредством которых люди интерпретируют и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются:
1)
эмпатия – постижение
Это
не совсем так, поскольку можно понимать
эмоциональное состояние
2)
аттракция – особая форма
Благодаря
положительным чувствам симпатии, привязанности,
дружбы, любви и так далее, между
людьми возникают определенные отношения,
позволяющие более глубоко
Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отношений;
3)
механизм каузальной атрибуции
связан с приписыванием
У каждого человека возникают свои предположения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя определенным образом.
Приписывание
причин поведения может происходить
с учетом экстернальности и
Если наблюдающий является преимущественно экстерналом, то причины поведения индивида, которого он воспринимает, будут видеться ему во внешних обстоятельствах.
Если же он интернален, то и интерпретация поведения других будет связана с внутренними, индивидуальными и личностными причинами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общественные отношения «даны» во взаимодействии через ту реальную социальную деятельность, частью которой (или формой организации которой) является взаимодействие. Межличностные отношения также «даны» во взаимодействии: они определяют как тип взаимодействия, который возникает при данных конкретных условиях (будет ли это сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого типа (будет ли это более успешное или менее успешное сотрудничество).
Поскольку
взаимодействия «одинаковы» по форме
своего проявления, в истории социальных
наук уже существовала попытка построить
всю систему социального
При анализе взаимодействия имеет значение и тот факт, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность, а именно это осознание помогает ему корректировать свою стратегию. Только при этом условии может быть вскрыт психологический механизм взаимодействия, возникающий на основе взаимопонимания между его участниками. Очевидно, что от меры понимания партнерами друг друга зависит успешность стратегии и тактики совместных действий, чтобы был возможен их «обмен».
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева, Г. М., Богомолова, Н. Н., Петровская, Л. А. Современная социальная психология / Г. М. Андреева / Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2008.
2. Берн, Э., Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. М., 2008.
3. Бодалев, А. А., Личность в общении. – М.: Педагогика, 2008.
4. Выгодский, Л. С., Избранные психологические исследования – М.: изд-во АПН РСФСР, 2006.
5. Ершов, П. Н., Режиссура как практическая психология. М. 2009.
6. Золотнякова, А. С., Проблемы психологии общения. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 2006.
7. Крысько, В. Г., Основной вопрос социальной психологии.//Вестник университета. Серия Социология и управление персоналом. — Государственный университет управления. — 2009. — № 1 (2) .
8. Крижанская, Ю. С., Третьяков Г.П. Грамматика общения. Л., 2007.
9. Каган, М. С., Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 2008.
10. Леонтьев, А. А., Психология общения. – 3-е изд. — М.: Смысл, 2007.
11. Ломов, Б. Ф., Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М., 2005.
12. Парыгин, Б. Д., Основы социально-психологической теории. – М.: Мысль, 2008.
13. Психологический журнал. – 2007. — №4. — т. 8.
14. Платонов, К. К., Краткий словарь системы психологических понятий. – М., 2009.
15. Соковнин, В. М., Социализация, общение, педагогика. – В кн.: Вопросы педагогики и психологии общения. Научные труды. — Фрунзе, 2005.