Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:58, контрольная работа
Специфика профессиональной деятельности специалистов в различных областях связана с умением психологически грамотно общаться.
Значение общения в жизни человека трудно переоценить. Оно является способом существования самого человека, установления, удовлетворения и регулирования основных потребностей личности, эмоций и поведения: главным каналом воздействия человека на других и наоборот. Наконец, общение — один из важнейших инструментов социализации человека.
Введение………………………………………………………………………
1 Понятие общения в психологии…………………………………………..
1.1 Общение………………………………………………………………………
1.2 Процесс общения………………………………………………………….
2 Профессиональное общение……………………………………………
2.1 Понятие профессионального общения………………………………………
2.2 Техника профессионального общения………………………………………
Заключение…………………………………………………………………
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Понятие общения в психологии…………………………………………..
1.1 Общение……………………………………………………………
1.2 Процесс общения………………………………………………………….
2 Профессиональное общение……………………………………………
2.1 Понятие профессионального общения……………
2.2 Техника профессионального общения………………………………………
Заключение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В современной психологии существуют разные мнения о сущности процесса общения. Ряд ученых-психологов рассматривает общение как интериндивидуальный процесс, сводящийся к обмену информацией, к передаче чего-то кому-то (например, знаний, социального опыта и т.д.). В основном, здесь общение понимается как процесс передачи и приема информации. Согласно другому подходу общение сводится к коммуникации, обмену информацией и интеракции, то есть взаимодействию. В свете многих отечественных исследований можно утверждать, что понятие «общение» не раскрывается полностью только через категории «коммуникация» и «интеракция».
В основе профессионального, как и всякого другого, вида общения лежит процесс передачи и приема сообщений. В качестве единицы общения выступает психологический контакт - акт коммуникации с обратной связью.
Специфика профессиональной
деятельности специалистов в различных
областях связана с умением
Значение общения в жизни человека трудно переоценить. Оно является способом существования самого человека, установления, удовлетворения и регулирования основных потребностей личности, эмоций и поведения: главным каналом воздействия человека на других и наоборот. Наконец, общение — один из важнейших инструментов социализации человека.
1 ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 ОБЩЕНИЕ
Общение - это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, содержанием которого является взаимный обмен информацией, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и воздействие индивидов друг на друга в целях установления взаимоотношений, благоприятных для процесса совместной деятельности.
Общение сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом.
Цель общения - отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.
В общении можно выделить четыре взаимосвязанных процесса:
- связь или коммуникацию;
- познание людьми друг друга;
- взаимодействие и воздействие индивидов друг на друга;
- взаимоотношения сторон общения.
Связь заключается в передаче различной по своему значению информации: осведомительной, аффективной или регулятивной. Информация может передаваться по различным коммуникационным каналам, в том числе техническим каналам связи. Познание заключается в процессе восприятия и интерпретации человеческого поведения, «чтения» внешности другого человека и оценки его действий. Взаимодействие сводится к координации и согласованию действия людей, к интеракции, воздействии друг на друга в целях решения задач деятельности. Взаимоотношения появляются в результате интеракции и выполняют функцию взаимного понимания или взаимного недоверия, взаимной согласованной позиции или реального конфликта, отражая выражение эмоций и чувств к другому человеку.
1.2 ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ
Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается).
В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще - о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия по кинестико-тактильному (двигательно - осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал.
2 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
2.1 ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
Процесс общения - это процесс взаимодействия его участников, включающий не только обмен информацией, мыслями, но и переживания, и психологическое воздействие партнеров друг на друга.
Каждый акт общения выступает как акт сопряженный, в котором действия участников объединены в нечто целое, обладающее новыми качествами. Единицами общения являются циклы, в которых проявляются взаимоотношения позиций, установок, точек зрения каждого из партнеров, переплетаются прямые и обратные связи в потоке циркулирующей информации.
Следовательно, развернутую динамическую картину процесса общения в его реальном течении правомерно рассматривать как цепь взаимодействия участников речевого общения в процессе обсуждения значимой для них информации, где каждое взаимодействие обусловлено предшествующим воздействием со стороны речевого партнера.
Степень взаимодействия между партнерами зависит в значительной степени от их межличностных отношений, коммуникативных намерений, их личностных психологических характеристик, индивидуальных усилий и самооценочного компонента.
Проблемы совершенствования
Особое значение приобретает при этом непрерывное профессиональное образование, продолжающееся и в послевузовский период. Известно, что в этот период одна из основных задач специалиста состоит именно в расширении и пополнении профессиональных знаний. Пополнение таких знаний всегда происходит через общение с источником информации: печатным или звучащим текстом, через общение со специалистами.
Профессиональное общение
В профессиональном общении чаще встречаются
межличностные и реже массовые контакты.
Межличностное общение
По своему содержанию и назначению профессиональное общение полифункционально. В психологическом плане выделяют три признака профессионального общения:
- Коммуникативный - обмен информацией между ее носителями;
- Интерактивный - взаимодействие участников профессионального контакта;
- Перцептивный - восприятие профессиональной информации.
2.2 ТЕХНИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
Важным признаком
1 Ссылка на привычный способ действий
Наиболее часто приводимая причина, оправдывающая те или иные действия:
- «Я всегда так поступал, и уже поздно что-либо менять»;
- «Раньше меня всегда это выручало»;
- «Если что-нибудь изменить, боюсь, будет только хуже»
2 Ссылка на не информированность
Реакция типа:
- «Откуда я знаю, что вы имеете в виду?»
- «Разве вы этого хотели?»
- «Я не знал, что можно сделать по-другому»
тоже могут быть признаками защитного поведения. Причем, по сравнению с первым случаем, интенсивность защиты возрастает, т.к. ссылка на не информированность чаще всего заключается в стремлении снять с себя ответственность за происходящее.
3 Ссылка на способность к самоконтролю
Если реакция принимает вид:
- «Оставь меня в покое, я сам знаю, как поступить», эти причины более или менее ясны. К ссылке на способность к самоконтролю прибегают, во-первых, когда хотят скрыть истинные чувства, и, во-вторых, стремясь отстоять право на независимость. Скрытый смысл такой реакции заключается в том, что сильно опасение, что выполнение требуемого усилит чувство зависимости.
4 Ссылка на бессилие:
При желании можно занять такую позицию, с которой происходящие события никак не могут быть обусловлены желаниями и волей:
- «Как бы я ни старался, у меня не получится».
С такой позиции достаточно удобно выстраивать защиту образа «Я», особенно в случае завышенной самооценки.
С точки зрения защитных реакций очень важен выбор того или иного варианта техники профессионального общения. Под техникой профессионального общения обычно понимается свободное владение и сознательное варьирование средствами межличностной обратной связи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершая работу можно прийти к выводу, что общение - это процесс взаимодействия его участников, включающий не только обмен информацией, мыслями, но и переживания, и психологическое воздействие партнеров друг на друга. По своему содержанию и назначению профессиональное общение полифункционально. В психологическом плане выделяют три признаки профессионального общения: коммуникативный, интерактивный, перцептивный.
Техника профессионального общения - это свободное владение и сознательное варьирование средствами межличностной обратной связи. К элементам техники в первую очередь относят: навыки активного слушания; стимулирование межличностной обратной связи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
2. Бульгина А. Этика делового общения. – Новосибирск, 2005.
3. Андреева Г.М. Социальная психология М., 2003.