Понятие общения в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:58, контрольная работа

Описание работы

Специфика профессиональной деятельности специалистов в различных областях связана с умением психологически грамотно общаться.
Значение общения в жизни человека трудно переоценить. Оно является способом существования самого человека, установления, удовлетворения и регулирования основных потребностей личности, эмоций и поведения: главным каналом воздействия человека на других и наоборот. Наконец, общение — один из важнейших инструментов социализации человека.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
1 Понятие общения в психологии…………………………………………..
1.1 Общение………………………………………………………………………
1.2 Процесс общения………………………………………………………….
2 Профессиональное общение……………………………………………
2.1 Понятие профессионального общения………………………………………
2.2 Техника профессионального общения………………………………………
Заключение…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 26.89 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………

1 Понятие общения в психологии…………………………………………..

1.1 Общение………………………………………………………………………

1.2 Процесс  общения………………………………………………………….

2 Профессиональное общение……………………………………………

2.1 Понятие профессионального общения………………………………………

2.2 Техника профессионального общения………………………………………

Заключение…………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современной психологии существуют разные мнения о сущности процесса общения. Ряд ученых-психологов рассматривает общение как интериндивидуальный процесс, сводящийся к обмену информацией, к передаче чего-то кому-то (например, знаний, социального опыта и т.д.). В основном, здесь общение понимается как процесс передачи и приема информации. Согласно другому подходу общение сводится к коммуникации, обмену информацией и интеракции, то есть взаимодействию. В свете многих отечественных исследований можно утверждать, что понятие «общение» не раскрывается полностью только через категории «коммуникация» и «интеракция».

В основе профессионального, как и всякого другого, вида общения  лежит процесс передачи и приема сообщений. В качестве единицы общения  выступает психологический контакт - акт коммуникации с обратной связью.

Специфика профессиональной деятельности специалистов в различных  областях связана с умением психологически грамотно общаться.

Значение общения в жизни  человека трудно переоценить. Оно является способом существования самого человека, установления, удовлетворения и регулирования основных потребностей личности, эмоций и поведения: главным каналом воздействия человека на других и наоборот. Наконец, общение — один из важнейших инструментов социализации человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ В  ПСИХОЛОГИИ

1.1 ОБЩЕНИЕ

Общение - это специфическая  форма взаимодействия человека с  другими людьми, содержанием которого является взаимный обмен информацией, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и воздействие индивидов друг на друга в целях установления взаимоотношений, благоприятных для процесса совместной деятельности.

Общение сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом.

Цель общения - отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

В общении можно выделить четыре взаимосвязанных процесса:

- связь или коммуникацию;

- познание людьми друг друга;

- взаимодействие и воздействие индивидов друг на друга;

- взаимоотношения сторон общения.

Связь заключается в  передаче различной по своему значению информации: осведомительной, аффективной или регулятивной. Информация может передаваться по различным коммуникационным каналам, в том числе техническим каналам связи. Познание заключается в процессе восприятия и интерпретации человеческого поведения, «чтения» внешности другого человека и оценки его действий. Взаимодействие сводится к координации и согласованию действия людей, к интеракции, воздействии друг на друга в целях решения задач деятельности. Взаимоотношения появляются в результате интеракции и выполняют функцию взаимного понимания или взаимного недоверия, взаимной согласованной позиции или реального конфликта, отражая выражение эмоций и чувств к другому человеку.

1.2 ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ

Во-первых, он состоит непосредственно  из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением,  т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается).

В-третьих, необходимо, далее  определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще - о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия по кинестико-тактильному (двигательно - осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал.

 

 

 

2 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

2.1 ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Процесс общения - это процесс взаимодействия его участников, включающий не только обмен информацией, мыслями, но и переживания, и психологическое воздействие партнеров друг на друга.

Каждый акт общения выступает  как акт сопряженный, в котором  действия участников объединены в нечто целое, обладающее новыми качествами. Единицами общения являются циклы, в которых проявляются взаимоотношения позиций, установок, точек зрения каждого из партнеров, переплетаются прямые и обратные связи в потоке циркулирующей информации.

Следовательно, развернутую динамическую картину процесса общения в его  реальном течении правомерно рассматривать  как цепь взаимодействия участников речевого общения в процессе обсуждения значимой для них информации, где каждое взаимодействие обусловлено предшествующим воздействием со стороны речевого партнера.

Степень взаимодействия между партнерами зависит в значительной степени от их межличностных отношений, коммуникативных намерений, их личностных психологических характеристик, индивидуальных усилий и самооценочного компонента.

Проблемы совершенствования профессионального  образования особенно актуальны  сейчас, на современном этапе развития постиндустриального общества, когда в нем возникла потребность обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов с учетом длительной перспективы, включить каждого человека в социальное и экономическое развитие путем воспитания гражданской и профессиональной ответственности.

Особое значение приобретает при  этом непрерывное профессиональное образование, продолжающееся и в  послевузовский период. Известно, что  в этот период одна из основных задач  специалиста состоит именно в  расширении и пополнении профессиональных знаний. Пополнение таких знаний всегда происходит через общение с источником информации: печатным или звучащим текстом, через общение со специалистами.

Профессиональное общение возможно только среди лиц, обладающих общим  объемом знаний: технических, технологических, гуманитарных или научных. Профессиональное общение есть путь усвоения и освоения опыта других, исторически сложившихся социальных норм и ценностей, знаний и способов узкоспециальной деятельности. Учитывая связь образования и воспитания, можно сказать, что в процессе профессионального общения специалист формируется как личность.

В профессиональном общении чаще встречаются  межличностные и реже массовые контакты. Межличностное общение представлено непосредственными контактами двух или более человек; массовое общение -- это множество непосредственных контактов малознакомых и незнакомых представителей определенной сферы профессиональной деятельности.

По своему содержанию и назначению профессиональное общение полифункционально. В психологическом плане выделяют три признака профессионального общения:

- Коммуникативный - обмен информацией между ее носителями;

- Интерактивный - взаимодействие участников профессионального контакта;

- Перцептивный - восприятие профессиональной информации.

2.2 ТЕХНИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Важным признаком профессиональной коммуникативной компетентности является ориентация на поддержку клиента или сотрудника в его представлении о самом себе, т.е. о своем образе "Я". Если, по каким-то причинам, не обеспечивается стабильность образа "Я", активно проявляется действие механизмов психологической защиты. Признаки психологической защиты в поведении связаны с потребностью снять реальную или мнимую угрозу образу "Я". Какие же реакции служат признаками использования защитного поведения?

1 Ссылка на привычный способ действий

Наиболее часто приводимая причина, оправдывающая те или иные действия:

- «Я всегда так поступал, и уже поздно что-либо менять»;

- «Раньше меня всегда это выручало»;

- «Если что-нибудь изменить, боюсь, будет только хуже»

2 Ссылка на не информированность

Реакция типа:

- «Откуда я знаю, что вы имеете в виду?»

- «Разве вы этого хотели?»

- «Я не знал, что можно сделать по-другому»

тоже могут  быть признаками защитного поведения. Причем, по сравнению с первым случаем, интенсивность защиты возрастает, т.к. ссылка на не информированность чаще всего заключается в стремлении снять с себя ответственность за происходящее.

3 Ссылка на способность к самоконтролю

Если реакция принимает вид:

- «Оставь меня в покое, я сам знаю, как поступить», эти причины более или менее ясны. К ссылке на способность к самоконтролю прибегают, во-первых, когда хотят скрыть истинные чувства, и, во-вторых, стремясь отстоять право на независимость. Скрытый смысл такой реакции заключается в том, что сильно опасение, что выполнение требуемого усилит чувство зависимости.

4 Ссылка на бессилие:

При желании можно занять такую  позицию, с которой происходящие события никак не могут быть обусловлены желаниями и волей:

- «Как бы я ни старался, у меня не получится».

С такой позиции  достаточно удобно выстраивать защиту образа «Я», особенно в случае завышенной самооценки.

С точки зрения защитных реакций  очень важен выбор того или  иного варианта техники профессионального общения. Под техникой профессионального общения обычно понимается свободное владение и сознательное варьирование средствами межличностной обратной связи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая работу можно прийти к  выводу, что общение - это процесс  взаимодействия его участников, включающий не только обмен информацией, мыслями, но и переживания, и психологическое  воздействие партнеров друг на друга. По своему содержанию и назначению профессиональное общение полифункционально. В психологическом плане выделяют три признаки профессионального общения: коммуникативный, интерактивный, перцептивный.

Техника профессионального общения - это свободное владение и сознательное варьирование средствами межличностной обратной связи. К элементам техники в первую очередь относят: навыки активного слушания; стимулирование межличностной обратной связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.

2. Бульгина А. Этика делового общения. – Новосибирск, 2005.

3. Андреева  Г.М. Социальная психология М., 2003. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие общения в психологии