Понятие о воспитательных системах

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 00:48, лекция

Описание работы

В структуре педагогического процесса важнейшее место занимает система методов воспитания.
Метод – определенный способ достижения поставленной цели. С другой стороны, под методом понимают систему действий и операций теоретического и практического понимания действительности.
Рассматривая воспитание в общеобразовательной школе, можно отметить, что для педагога освоение действительности – это способность управлять ходом воспитательного процесса и строить его целесообразно в соответствии с логикой и закономерностями развития.

Работа содержит 1 файл

ЛЕКЦИЯ.docx

— 25.86 Кб (Скачать)

Основной задачей  воспитания и конкретно данного  метода является формирование характера. Характер – совокупность прирожденных наклонностей и приобретенных жизненных  привычек и убеждений. Особое значение приобретают воспитательные упражнения в деятельности. 
 

5. Понятие о воспитательных  системах 

Под формами  воспитания будем понимать различные  способы организации воспитательного  процесса. За многовековую практику воспитания сложилось великое множество  подобных форм. 

Классификация форм воспитания: 

1) индивидуальные (к примеру, индивидуальная беседа  на этическую тему); 

2) групповые  (сборы, собрания, классные часы  и др.); 

3) массовые (вечера  отдыха, читательские конференции,  военно-спортивные игры, соревнования  и др.). 

На современном  этапе развития педагогической мысли  в учебно-воспитательных учреждениях  все большее значение приобретают  разнообразные групповые и массовые формы воспитательной работы. Если рассматривать данный аспект применительно к условиям работы в общеобразовательной школе, то данными являются различные формы внеклассной работы по предметной области (к примеру, работа кружка), формы общевоспитательного характера (по определенному плану работы классного руководителя). 

Из опыта предыдущих поколений учителей в школе можно  увидеть, что наибольший воспитательный эффект дает соблюдение следующих обязательных требований к организации внеклассной  воспитательной работы: 

1) содержание  занятия необходимо сделать научным  (если речь здесь идет о занятии,  связанном с развитием познавательных  интересов и способностей детей), политически выраженным, с учетом  интересов и возрастных особенностей  учащихся, соответствовать определенному  уровню подготовки и развитию  детей; 

2) как правило,  по объему внеклассные занятия  не превышают 45 мин; однако, могут  быть занятия длительностью в  15–20 мин. К ним относятся беседы, часы занимательной физики, химии,  математики и др. Вечера, диспуты,  читательские конференции в старших  классах могут проходить в  такое время, которое полностью  исключает перегрузку учащихся, их длительность 1,5–2 ч; 

3) любое внеклассное  мероприятие готовится при участии  самих школьников и классного  актива. При этом нужно учить  школьников приемам организации  внеклассного занятия; 

4) методика проведения  внеклассного занятия должна  отличаться от урока: больше  самостоятельности предоставляется  самим ученикам – они выступают  с докладами, демонстрируют опыты  и т. п. Нужно так построить  занятие, чтобы вызвать интерес  школьников, используя элементы  игры, соревнования; 

5) важно уметь  правильно оценивать труд учащихся, правильно подводить итоги занятия,  чтобы у учащихся осталось  чувство удовлетворения своим  трудом, желание сделать другую работу. Оценивая деятельность коллектива, важно помнить и об индивидуальной оценке деятельности каждого; 

6) любое внеклассное  занятие нужно готовить на  основе заранее продуманного  и утвержденного учителем плана.  План мероприятия необходимо  обязательно согласовать с дирекцией  школы, потому что это связано  с выделением помещения и вторжением  в режим школьника; 
 

7) воспитательный  эффект мероприятия будет достаточно  высоким, если личную заинтересованность  и внимание к нему проявит  сам ученик, если он подойдет  к нему с творчеством и выдумкой. 

6. Социально ориентированное  воспитание 

На современном  этапе развития педагогической науки  в научный обиход вошло понятие  «социальное воспитание», которое  осуществляется в зависимости от потребностей общества. В расширенном  смысле слова социальное воспитание включает в себя все виды воспитания: нравственное, трудовое, физическое и  др. Главная задача социального воспитания сводится к формированию человека, который готов к выполнению общественных функций трудового человека и  гражданина. 

Под социализацией  будем понимать непрерывный и  разносторонний процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Заметим, что рассматриваемый процесс  наиболее интенсивно протекает в  детстве и юности, когда закладываются  практически все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные принятые в человеческом обществе социальные нормы и отклонения, формируется  мотивация социального поведения. 

Окружающая среда  непосредственно взаимодействует  с процессом социализации ребенка, его формирования и развития, становления  личности школьника. 

Данная среда  оказывает на данный процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов. Социальная педагогика рассматривает социум, социальную среду, прежде всего с точки зрения процесса включения учащегося в нее  через ближайшую социальную среду, в общество в целом. Эта социальная среда находится наиболее близко к отдельно взятому индивиду, и  ее освоение происходит последовательно  и постепенно. 

Младенец после  своего рождения развивается в идеальном  случае в семейной обстановке, но чем  старше человек становится, тем больше разнообразных новых социумов входит в его жизнь. Приведем примеры  подобных социумов: 

1) дошкольные  учреждения; 

2) школьные учреждения, лицеи, гимназии; 

3) компании друзей; 

4) дискотеки; 

5) студенческая  среда; 

6) среда рабочего  коллектива. 

С возрастом  освоенная маленьким человеком  социальная «территория» все больше и больше расширяется. Ребенок находится  в постоянном поиске той среды, которая  для него является в высшей степени  комфортной, где люди его лучше  понимают, относятся с большим  уважением и т. п. 

В процессе социально-педагогического  развития большое значение имеет  тот факт, какие установки формируют  различные виды социума, в котором  находится человек, какой социальный багаж может накапливаться у  ребенка в той среде (положительный  или негативный). 

Среда – это  не просто улица, дома и вещи, которые  расположены таким образом, чтобы, войдя в эту среду, чувствовать  себя там комфортно и безопасно. 

С другой стороны, среда – это также разнообразные  общности людей, которые характеризуются  своеобразной системой отношений и  правил, которая распространяется на всех членов данной общности. Важнейшей  составляющей процесса социализации личности является усвоение разнообразных социальных ролей. 

Главная сложность  состоит в существовании в  обществе противоположных статусов: от одобряемых им до противоречащих общественным нормам и ценностям. Таким образом, в процессе становления и развития ребенок может осваивать как  позитивные социальные роли, так и  негативные. 

7. Этика воспитательного  процесса 

Одной из главных  задач как дошкольного, так и  школьного возраста является становление  нравственных основ личности. Сегодня  ученые-педагоги пытаются признать и  установить приоритет общечеловеческих ценностей, нравственного воспитания над интеллектуальным развитием. В  сегодняшней современной жизни, полной жестокости, коммертизации в  духовной сфере, постепенно происходит размывание нравственных норм в воспитании школьника. И единственная опора  в данной ситуации – нравственные критерии жизни. Реализовать их возможно путем включения в воспитательный процесс системы воспитания этической  культуры, которая основана на принципах  гуманизма и общечеловеческих ценностей. 

Цель этических  воспитательных дел – помочь ребенку  раскрыть окружающий мир, сформировать у него конкретные представления  о нормах отношений между людьми, о себе как об одном из представителей человеческого рода, о людях, об их чувствах, правах и обязанностях. Внимание ребенка к себе, понимание своей  сущности, понимание того, что он – человек, осознание своих возможностей будет способствовать тому, что школьник научится видеть других людей, понимать их поступки, чувства, мысли, у него будут сформированы определенные нравственные мотивы поведения, которыми он, в свою очередь, будет руководствоваться в своих поступках. 

Каждый учитель  самостоятельно производит отбор познавательных задач исходя из современных требований к обучению школьников: 

1) придание обучению  развивающего характера; 

2) обеспечение  максимальной активности детей  в процессе познания; 

3) интеграционный  подход к содержанию и приемам  организации педагогического процесса; 

4) роли педагога; 

5) конструирование  педагогом педагогического процесса  в соответствии с индивидуальными  возможностями развивающейся личности. 

Для школьников младшего возраста программа этического воспитания выглядит следующим образом: 

1) формирование  представлений детей о существующих  нормах отношений между людьми; 

2) усвоение форм  приветствия, обращения, выражения  просьбы; 

3) прививание  основных навыков поведения в  театре, общественном транспорте, в  гостях; 

4) воспитание  бережного отношения к вещам,  игрушкам, книгам; 

5) воспитание  умения говорить спокойно, внимательно,  сосредоточенно слушать собеседника;

6) обогащение  словаря детей;

7) развитие детского  внимания, мышления, творческого воображения;

8) создание условий  для реализации ребенком своих  чувств, ощущений, переживаний. 

Для школьников более старшего возраста данная программа  выглядит несколько по-иному: 

1) формирование  у школьников культуры общения,  поведения, этических представлений; 

2) развитие умения  адаптироваться к людям, взаимодействовать  с ними; 

3) воспитание  важнейших коммуникативных качеств  и навыков; 

4) развитие умения  сочувствовать людям, сопереживать  людям, животным, окружающим предметам,  растениям; 

5) закрепление  навыков поведения в общественных  местах; 

6) активизация  словаря детей, развитие воображения,  мышления – качеств творческой  личности;

7) поиск путей  сотрудничества с родителями  учащихся для достижения результатов  работы по данной программе.

Информация о работе Понятие о воспитательных системах