Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 00:48, лекция
В структуре педагогического процесса важнейшее место занимает система методов воспитания.
Метод – определенный способ достижения поставленной цели. С другой стороны, под методом понимают систему действий и операций теоретического и практического понимания действительности.
Рассматривая воспитание в общеобразовательной школе, можно отметить, что для педагога освоение действительности – это способность управлять ходом воспитательного процесса и строить его целесообразно в соответствии с логикой и закономерностями развития.
Основной задачей
воспитания и конкретно данного
метода является формирование характера.
Характер – совокупность прирожденных
наклонностей и приобретенных жизненных
привычек и убеждений. Особое значение
приобретают воспитательные упражнения
в деятельности.
5.
Понятие о воспитательных
системах
Под формами
воспитания будем понимать различные
способы организации
Классификация
форм воспитания:
1) индивидуальные
(к примеру, индивидуальная
2) групповые
(сборы, собрания, классные часы
и др.);
3) массовые (вечера
отдыха, читательские конференции,
военно-спортивные игры, соревнования
и др.).
На современном
этапе развития педагогической мысли
в учебно-воспитательных учреждениях
все большее значение приобретают
разнообразные групповые и массовые формы
воспитательной работы. Если рассматривать
данный аспект применительно к условиям
работы в общеобразовательной школе, то
данными являются различные формы внеклассной
работы по предметной области (к примеру,
работа кружка), формы общевоспитательного
характера (по определенному плану работы
классного руководителя).
Из опыта предыдущих
поколений учителей в школе можно
увидеть, что наибольший воспитательный
эффект дает соблюдение следующих обязательных
требований к организации внеклассной
воспитательной работы:
1) содержание
занятия необходимо сделать
2) как правило,
по объему внеклассные занятия
не превышают 45 мин; однако, могут
быть занятия длительностью в
15–20 мин. К ним относятся беседы,
часы занимательной физики, химии,
математики и др. Вечера, диспуты,
читательские конференции в
3) любое внеклассное
мероприятие готовится при
4) методика проведения
внеклассного занятия должна
отличаться от урока: больше
самостоятельности
5) важно уметь
правильно оценивать труд
6) любое внеклассное
занятие нужно готовить на
основе заранее продуманного
и утвержденного учителем
7) воспитательный
эффект мероприятия будет
6.
Социально ориентированное
воспитание
На современном
этапе развития педагогической науки
в научный обиход вошло понятие
«социальное воспитание», которое
осуществляется в зависимости от
потребностей общества. В расширенном
смысле слова социальное воспитание
включает в себя все виды воспитания:
нравственное, трудовое, физическое и
др. Главная задача социального воспитания
сводится к формированию человека,
который готов к выполнению общественных
функций трудового человека и
гражданина.
Под социализацией
будем понимать непрерывный и
разносторонний процесс, который продолжается
на протяжении всей жизни человека.
Заметим, что рассматриваемый процесс
наиболее интенсивно протекает в
детстве и юности, когда закладываются
практически все базовые
Окружающая среда
непосредственно
Данная среда
оказывает на данный процесс решающее
влияние посредством самых
Младенец после
своего рождения развивается в идеальном
случае в семейной обстановке, но чем
старше человек становится, тем больше
разнообразных новых социумов входит
в его жизнь. Приведем примеры
подобных социумов:
1) дошкольные
учреждения;
2) школьные учреждения,
лицеи, гимназии;
3) компании друзей;
4) дискотеки;
5) студенческая
среда;
6) среда рабочего
коллектива.
С возрастом
освоенная маленьким человеком
социальная «территория» все больше
и больше расширяется. Ребенок находится
в постоянном поиске той среды, которая
для него является в высшей степени
комфортной, где люди его лучше
понимают, относятся с большим
уважением и т. п.
В процессе социально-педагогического
развития большое значение имеет
тот факт, какие установки формируют
различные виды социума, в котором
находится человек, какой социальный
багаж может накапливаться у
ребенка в той среде (положительный
или негативный).
Среда – это
не просто улица, дома и вещи, которые
расположены таким образом, чтобы,
войдя в эту среду, чувствовать
себя там комфортно и безопасно.
С другой стороны,
среда – это также
Главная сложность
состоит в существовании в
обществе противоположных статусов:
от одобряемых им до противоречащих общественным
нормам и ценностям. Таким образом,
в процессе становления и развития
ребенок может осваивать как
позитивные социальные роли, так и
негативные.
7.
Этика воспитательного
процесса
Одной из главных
задач как дошкольного, так и
школьного возраста является становление
нравственных основ личности. Сегодня
ученые-педагоги пытаются признать и
установить приоритет общечеловеческих
ценностей, нравственного воспитания
над интеллектуальным развитием. В
сегодняшней современной жизни,
полной жестокости, коммертизации в
духовной сфере, постепенно происходит
размывание нравственных норм в воспитании
школьника. И единственная опора
в данной ситуации – нравственные
критерии жизни. Реализовать их возможно
путем включения в
Цель этических
воспитательных дел – помочь ребенку
раскрыть окружающий мир, сформировать
у него конкретные представления
о нормах отношений между людьми,
о себе как об одном из представителей
человеческого рода, о людях, об их
чувствах, правах и обязанностях. Внимание
ребенка к себе, понимание своей
сущности, понимание того, что он
– человек, осознание своих возможностей
будет способствовать тому, что школьник
научится видеть других людей, понимать
их поступки, чувства, мысли, у него
будут сформированы определенные нравственные
мотивы поведения, которыми он, в свою
очередь, будет руководствоваться в своих
поступках.
Каждый учитель
самостоятельно производит отбор познавательных
задач исходя из современных требований
к обучению школьников:
1) придание обучению
развивающего характера;
2) обеспечение
максимальной активности детей
в процессе познания;
3) интеграционный
подход к содержанию и приемам
организации педагогического
4) роли педагога;
5) конструирование
педагогом педагогического
Для школьников
младшего возраста программа этического
воспитания выглядит следующим образом:
1) формирование
представлений детей о
2) усвоение форм
приветствия, обращения,
3) прививание
основных навыков поведения в
театре, общественном транспорте, в
гостях;
4) воспитание
бережного отношения к вещам,
игрушкам, книгам;
5) воспитание
умения говорить спокойно, внимательно,
сосредоточенно слушать
6) обогащение словаря детей;
7) развитие детского внимания, мышления, творческого воображения;
8) создание условий
для реализации ребенком своих
чувств, ощущений, переживаний.
Для школьников
более старшего возраста данная программа
выглядит несколько по-иному:
1) формирование
у школьников культуры общения,
2) развитие умения
адаптироваться к людям,
3) воспитание
важнейших коммуникативных
4) развитие умения
сочувствовать людям,
5) закрепление
навыков поведения в
6) активизация
словаря детей, развитие
7) поиск путей
сотрудничества с родителями
учащихся для достижения