Понятие о воображении

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 23:11, реферат

Описание работы

Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от
остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное
положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы
психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно
только для человека и странным образом связано с деятельностью организма,
будучи в то же время самым «психическим» из всех психических процессов и
состояний.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. Понятие о воображении………………..…………………………………………5
2. Сущность и виды воображения …...………..………………….……….………..7
3. Функции воображения и его развитие ……….…………………………………10
Заключение……………………………………………………………………...…...29
Список используемой литературы………………………………………...……….31

Работа содержит 1 файл

Воображение.docx

— 25.38 Кб (Скачать)

                 

                                            План

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. Понятие о воображении………………..…………………………………………5

2. Сущность и виды воображения …...………..………………….……….………..7

3. Функции воображения и его развитие ……….…………………………………10

Заключение……………………………………………………………………...…...29

Список используемой литературы………………………………………...……….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его поныть и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни. Однако феномен воображения остается загадочным и в наши дни. Человечеству до сих пор почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных структур оно связано, сегодня еще не разгаданы. По крайней мере, об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые изучены в достаточной степени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Понятие о воображении          

Воображение – особая форма  человеческой психики, стоящая отдельно от

остальных психических процессов  и вместе с тем занимающая промежуточное

положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика  этой формы

психического процесса состоит  в том, что воображение, вероятно, характерно

только для человека и  странным образом связано с деятельностью  организма,

будучи в то же время  самым «психическим» из всех психических  процессов и

состояний. Последнее означает, что ни в чём другом, кроме воображения  не

проявляется идеальный и  загадочный характер психики. Можно  предполагать, что

именно воображение, желание  его понять и объяснить привлекло  внимание к

психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

     Воображение – это процесс создания человеком на основе раннего опыта

образов объектов, которые  он никогда не воспринимал.

Воображение является основой  наглядно-образного мышления, позволяющего

человеку ориентироваться  в ситуации и решать задачи без  непосредственного

вмешательства практических действий. Оно помогает ему в тех  случаях жизни,

когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто

нецелесообразны.

От восприятия воображение  отличается тем, что его образы не всегда соответствуют

реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение  рисует

сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует  в

действительности, то оно  носит название фантазии. Если, кроме

того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой. Таким  образом, 

мечта - процесс создания образов желаемого будущего.

 

 

    2. Сущность и виды воображения

 

В психологии принято различать  следующие виды воображения:

 

  1. Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
  2. Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  3. Продуктивное воображение – отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется.

С продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир – фантасмагория, иррациональная образность, за которой – вполне очевидные реалии. Например, плодом такого воображения является роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита", фантастика братьев Стругацких и др. Обращение к столь необычным и причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека.

  1. Репродуктивное воображение – при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
  2. Антиципирующее воображение - лежит в основе способности человека предвидеть результаты своей деятельности.
  3. Непреднамеренное воображение – возникновение образов при ослаблении сознательного контроля и наличии малоосознанных или неосознанных потребностей. Примером могут служить образы в дремотном, сонном состоянии, сновидениях, галлюцинациях, грезах. Человек грезит, создавая свой идеальный мир, в котором ему уютно и комфортно. Эти образы не связаны с волей и поведением. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Их подлинная роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.

 Для образов сна  характерным являются:

  • Чувственная достоверность; когда человек видит сон, он искренне верит в то, что происходящее с ним - реальность.
  • Невероятная причудливость, необычность образов и связей между явлениями.
  • Очевидная связь с потребностями человека. Так известный ученый Д.И.Менделеев увидел свою периодическую систему элементов во сне, так как он постоянно думал об этом.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.

Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности.

  1. Функции воображения и его развитие

Разум человека не может  находится в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

В процессе жизнедеятельности  человека воображение выполняет  ряд специфических функций (рис.2), первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая функция воображения  состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ.

Третья функция воображения  связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения  состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Пятой функцией воображения  является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения  человек может управлять многими  психофизиологическими состояниями  организма, настраивать его на предстоящую  деятельность. Известны факты, свидетельствующие  о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек  может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту  пульса, кровяное давление, температуру  тела и т.п. Данные факты лежат  в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

 

Заключение

Подводя итог данного реферата, следует подчеркнуть, что воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Это происходит потому, что вся жизнедеятельность в той или иной степени связана с творчеством, начиная от приготовления пищи дома до создания литературный произведений или изобретательства. Без творческого подхода тяжело решить какую-либо задачу, и поэтому творческие способности необходимо развивать у человека с раннего детства.

Основная роль в плане  осуществления развития творческих способностей ребенка принадлежит, в первую очередь, его родителям, которые не должны упускать времени  и заниматься с ребенком постоянно. Учебные заведения также играют важнейшую роль в развитии воображения и творческих способностей человека. От того, насколько профессионально учителя и преподаватели относятся к своему делу, насколько правильно и интересно для ребенка разработана программа обучения, зависит уровень развития конкретного ребенка и, в конечном итоге, весь человеческий потенциал государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Список использованной  литературы:

  1. Общая психология - Р.С.Немов.: Изд.центр «ВЛАДОС» 2001.
  2. Общая психология под ред. Проф. А.В.Петровского изд 2-е.: «Просвещение» 1977
  3. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979.
  4. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. – М., 1989.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. 1. – М., 1989.

Информация о работе Понятие о воображении