Понятие о внимнии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 14:46, реферат

Описание работы

Внимание повышает эффективность соответствующей психической деятельности. Оно выражается прежде всего в более ясном и отчетливом протекании психических процессов и в точном выполнении связанных с ним действий. Эта ясность и отчетливость достигается тем, что при наличии внимания психическая деятельность протекает с большей интенсивностью, чем при его отсутствии.

Работа содержит 1 файл

понятие о внимании.doc

— 56.50 Кб (Скачать)

Понятие о внимании 

     Вниманием называется направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте.

     Внимание  повышает эффективность соответствующей  психической деятельности. Оно выражается прежде всего в более ясном  и отчетливом протекании психических процессов и в точном выполнении связанных с ним действий. Эта ясность и отчетливость достигается тем, что при наличии внимания психическая деятельность протекает с большей интенсивностью, чем при его отсутствии.

     Таким образом, внимание всегда есть сосредоточение психической деятельности на определенных объектах и одновременно отвлечение от других объектов. Можно сказать поэтому, что внимание имеет избирательный характер: мы выбираем из большого числа объектов некоторые, на которых и сосредоточивается наша психическая деятельность. Благодаря этому при внимании осуществляется также определенная направленность деятельности.

     При внимании психическая деятельность становится более организованной. Мы воспринимаем только то, что относится к задаче, которая стоит перед нами, не отвлекаемся на побочные раздражения, благодаря чему воспринимаем предметы и явления с большей ясностью. При слуховом восприятии, благодаря вниманию, мы подмечаем малейшие звуки, и именно те, которые необходимо услышать, отвлекаясь при этом от посторонних звуков. Когда врач внимательно выслушивает больного, он слышит очень много звуков и точно различает их, отделяя тоны правого желудочка сердца от тонов, исходящих от клапанов левого, и т. д.

     Организующее  значение имеет внимание и при процессах мышления. Когда мышление сопровождается сосредоточенным вниманием, оно протекает упорядоченно: мысли идут в определенной последовательности, каждая мысль закономерно вытекает из другой мысли, они увязываются друг с другом по существенным признакам, мышление приобретает стройный характер. При ослаблении внимания мышление становится неорганизованным. При отсутствии внимания, например в состоянии дремоты, течение мыслей приобретает хаотический характер, они связываются друг с другом случайным образом, сменяют друг друга путем чисто механических ассоциативных связей, непланомерно, неупорядоченно.

     Внешне  внимание выражается в движениях, с  помощью которых мы приспосабливаемся  к лучшему выполнению требуемых  действий. При этом лишние, мешающие этой деятельности движения затормаживаются. Так, если нам нужно со вниманием рассмотреть какой-нибудь предмет, мы поворачиваем свою голову в его сторону. Это приспособительное движение облегчает восприятие. Когда мы со вниманием что-нибудь слушаем, мы наклоняем соответственным образом голову, чтобы лучше слышать. Благодаря наличию таких приспособительных движений можно судить о внимании человека по его внешнему виду.

Функция отбора - внимание фокусируется на определённых впечатлениях или мыслях и отвлекает от иных, ненужных в данный момент, впечатлений и мыслей. Положительная сторона отбора - выбор чего-то необходимого как для выживания, так и для достижения поставленных целей. Отрицательная сторона - отсекание, отбрасывание ненужного, лишнего, что может помешать восприятию и осмыслению необходимого.

Функцию удержания - тех впечатлений или мыслей, которые в противном случае сменились бы иными, более новыми и сильными впечатлениями. Внимание связано с «концентрацией сознания», с сосредоточением на предмете нашего познания, который мы можем удерживать в «фокусе» сознания в течение некоторого времени и изучать со всех сторон.

Не менее интересную концепцию внимания предложил П. Я. Гальперин. Его концепция состоит  из следующих основных положений:

1. Внимание  является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека.

2. Главная  функция внимания- контроль над содержанием действия, психического образа и др.

3. В  отличие от действий, направленных  на производство определенного  продукта, деятельность контроля, или  внимание, не имеет отдельного  результата.

4. Внимание  как самостоятельный акт выделяется  лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. При этом не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль вообще лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

5. Если  рассматривать внимание как деятельность психического контроля, то все конкретные акты внимания-- и произвольного и непроизвольного -- являются результатом формирования новых умственных действий.

6. Произвольное  внимание есть планомерно осуществляемое  внимание, т. е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, или образцу. 

Виды  внимания

Внимание - это разнородное явление. В самых  разных жизненных ситуациях, при  решении различных задач востребованы разные виды внимания.

I. Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Непроизвольное внимание связано с рефлекторными установками. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Это первичная форма внимания.

Новизна может заключаться в появлении  ранее отсутствовавшего раздражителя, в изменении физических свойств  действующих раздражителей, в ослаблении или прекращении их действий, в  отсутствии знакомых раздражителей, в перемещении раздражителей в пространстве (движущиеся предметы обычно привлекают внимание). Внимание вызывает все необычное. Внимание привлекают сильные раздражители: громкие звуки, яркий свет и краски, резкий запах.

Вторая  группа причин, вызывающих непроизвольное внимание, связана с соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям. Так, сытый и голодный человек будут совершенно по-разному реагировать на разговор о пище. Человек, испытывающий чувство голода, невольно обратит внимание на разговор, в котором идет речь о еде.

Третья  группа причин связана с общей  направленностью личности. То, что  нас интересует больше всего и  что составляет сферу наших интересов, в том числе и профессиональных, как правило, обращает па себя внимание, даже если мы столкнулись с этим случайно. Именно поэтому, идя по улице, милиционер обращает внимание на неправильно припаркованную машину, а архитектор или художник -- на красоту старинного здания. Редактор легко находит погрешности в тексте книги, которую он просто взял почитать для развлечения, потому что выявление стилистических и прочих ошибок составляет сферу его профессиональных интересов и подкреплено длительной практикой. Следовательно, общая направленность личности и наличие предшествующего опыта непосредственно сказываются на возникновении непроизвольного внимания.

В качестве четвертой самостоятельной группы причин, вызывающих непроизвольное внимание, следует назвать те чувства, которые вызывает у нас воздействующий раздражитель. То, что интересно нам, что вызывает у нас определенную эмоциональную реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания. Например, читая интересную книгу, мы полностью сосредоточены на восприятии ее содержания и не обращаем внимания на то, что происходит вокруг нас. Такое внимание по праву может быть названо преимущественно эмоциональным.

Выделяют  три разновидности непроизвольного  внимания.

1. Вынужденное внимание. Наше внимание привлекает громкий звук, сильная боль, холод. Важнейшей характеристикой объектов, привлекающих и отвлекающих внимание, является движение. Человек замечает слабый прочерк падающей звезды, порхающую бабочку

2. Невольное внимание.

3. Привычное внимание, являясь по сути непроизвольным, независимым от наших желаний и намерений ещё больше индивидуализировано. Оно напрямую связано с прошлым опытом человека.

Вынужденное, невольное и привычное внимание как разновидности непроизвольного  внимания объединяет то, что их побудительные причины лежат вне сознания субъекта.

II. Произвольное внимание

Произвольное  внимание свойственно лишь человеку.  Основной факт, указывающий на наличие  у человека данного внимания, не свойственного животным, состоит  в том, что человек произвольно может сосредотачивать внимание то на одном, то на другом объекте, даже в тех случаях, когда в окружающей обстановке ничего не меняется.

Произвольное  внимание соответствует нашим целям  и планам, а следовательно, оказывается  результатом активности личности. Сознательное намерение обратить и сосредоточить своё внимание на чём-либо - отличительная черта всех случаев данного внимания. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Таким образом, произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного. Однако оба вида внимания тесно связаны друг с другом, поскольку произвольное внимание возникло из непроизвольного. Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении с взрослыми. Следует также отметить тесную связь произвольного внимания с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, а затем, по мере овладения речью, Несмотря на свое качественное отличие от непроизвольного внимания, произвольное внимание также связано с чувствами, интересами, прежним опытом человека. Однако влияние этих моментов при произвольном внимании не непосредственное, а косвенное.

Произвольное  внимание имеет несколько разновидностей. 

1. Собственно произвольное внимание. Оно обычно лежит в русле той деятельности, которую осуществляет человек. Например, такого вида внимания может потребовать работа наподобие корректорной монографии.

2. Волевое внимание. Волевое внимание совершается вопреки текущим стремлениям, интересам и желаниям субъекта, вынужденно, под прямым давлением социального окружения или благодаря слабому мотиву.

3. Выжидательное внимание. Выжидание как разновидность внимания сродни собственно произвольному вниманию, за исключением того, что объект внимания как таковой здесь отсутствует, а деятельность человека состоит в ожидании определённого типа сигнала. 

III. Послепроизвольное  внимание

     Ряд психологов выделяют еще один вид  внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и  требует первоначальных волевых  усилий, но затем человек как бы "входит" в работу: интересными  и значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н.Ф. Добрыниным послепроизвольным. Возьмем ученика, который решает трудную математическую задачу. Первоначально она его может совсем не увлекать. Он берется за нее только потому, что ее нужно сделать. Ученику приходится возвращать себя к решению постоянными усилиями. Но вот решение начато, правильный ход намечается, задача становится более понятной. Ученик все больше увлекается ею, она его захватывает, он перестает отвлекаться: задача стала для него интересной. Внимание из произвольного стало как бы непроизвольным.

Очевидно  и то громадное значение, которое  имеет послепроизвольное внимание для педагогического процесса. Конечно, педагог может и должен способствовать приложению учащимися волевых усилий, но этот процесс утомителен. Поэтому хороший педагог должен увлечь ребенка, заинтересовать его так, чтобы он работал, не тратя попусту свои силы, т. е. чтобы интерес цели, интерес результата работы переходил в непосредственный интерес.

Этот  вид внимания - совершенно особая, высшая форма активности личности. За ней  стоит не только целенаправленность деятельность, но и интерес к ней.

     Различая  произвольное и непроизвольное внимание, не нужно, однако, отрывать одно от другого и внешне противопоставлять их друг другу. Не подлежит сомнению, что произвольное внимание развивается из непроизвольного. С другой стороны, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Непроизвольное внимание обычно обусловлено непосредственным интересом. По мере того как работа, которой мы занялись и на которую мы сначала произвольно направили наше внимание, приобретает для нас непосредственный интерес, произвольное внимание переходит в непроизвольное.

Основные  свойства внимания 

1. Устойчивость.

Информация о работе Понятие о внимнии