Понятие о семейных конфликтах. Виды и причины возникновения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 22:47, курсовая работа

Описание работы

Семья – это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 6
1.1. СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА. 10
1.2. ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ. 16
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ. 24
2.1.ПАРАМЕТРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. 24
2.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРИЧИН КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ 25
2.2.1. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЛИЧНОСТИ О СВОЕЙ
КОНФЛИКТНОСТИ 25
2.2.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ТЕРПИМОСТИ СУПРУГОВ. 26
2.2.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ СПОСОБОВ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ. 27
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ЛИТЕРАТУРА 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 30

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 293.50 Кб (Скачать)

дел в  семье. 

Основными путями и способами практического  устранения  отрицательного

влияние перечисленных  факторов  на  воспитание  детей  являются  достижение

взаимопонимания и гармонизации личных взаимоотношений супругов. 

Семейное  счастье зависит от обоих супругов. Если один идёт на  встречу

другому, а тот уклоняется от примирения, то супруги могут  разминуться  раз,

другой… А затем может наступить окончательный  разрыв.  Семейное  счастье  –

это постоянный творческий труд каждого из супругов,  напряжённая  ежедневная

деятельность. 

Социологи изучали конфликтные семьи и  семьи на  грани  развода.  Самым

серьёзным для судьбы брака  является  нарушение  (или  разрушение)  духовно-

нравственной  связи, главного в супружестве. Многие функции  в  таких  семьях

нарушаются, претерпевают значительные  изменения  психологические  установки

супругов  на  сохранение  брака.  Жизненные  планы  распадаются.   Нарушение

физической  близости выражается в том, что  супруги  перестают  удовлетворять

друг  друга как  сексуальные  партнёры,  функция  деторождения  прекращается.

Экономическая сторона брачно-семейных отношений  также изменяется. В  ведении

домашнего  хозяйства  появляется  разобщённость:   муж   и   жена   начинают

«обслуживать»   каждый   сам   себя,   наблюдается    самостоятельность    в

финансировании.   Если   какой-либо   из    процессов,    характерных    для

дезорганизации  семьи, задерживается или прекращается,  разложение  семьи  не

будет окончательным. 

Не может быть счастлив супруг, пытающийся своё  счастье  построить  на

несчастье  другого  супруга.  Только   совместный   поиск   путей   создания

счастливой  семьи может привести к успеху. 
 

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ. 
 

Параметры исследования. 

В обследовании участвовало восемь супружеских пар: 

1. Татьяна  и Сергей. 

Семейный  стаж 25 лет. Двое детей (21 год и 19 лет) 

2. Наталья  и Геннадий. 

Семейный  стаж 13 лет. Двое детей (12 лет и 8 лет) 

3. Валентина  и Виктор. 

Семейный  стаж 18 лет. Двое детей (16 лет и 12 лет) 

4. Оксана  и Владимир. 

Семейный  стаж 6 лет. Один сын (4 года) 

5. Светлана  и Андрей. 

Семейный  стаж 5 лет. Один сын (3 года) 

6. Светлана  и Анатолий. 

Семейный  стаж 8 лет. Один сын (6 лет) 

7. Анжела  и Николай. 

Семейный  стаж 7 лет. Одна дочь (5 лет) 

8. Наталья  и Александр. 

Семейный  стаж 7 лет. Одна дочь (5 лет) 

Большинство супругов недовольны своей семейной жизнью. 

Цель  работы – изучение характерных особенностей причин конфликтов. 

Задачей является исследование основных причин конфликтов в семье: 

а) изучить  при помощи теста «Конфликтная ли Вы личность?»  имеется  ли

достаточная осведомлённость друг о друге  супругами; 

б) определить уровень терпимости каждого из исследуемых; 

в) изучить  способы разрешения  конфликтных ситуаций у исследуемых пар. 

Гипотеза:  недостаточная  осведомлённость  друг  о  друге  приводит  к

семейным  конфликтам. 

Методы: 

1. Тест  «Конфликтная ли Вы личность» 

2. Тест  на уровень терпимости 

3. Тест  Томаса 
 

2.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРИЧИН КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ. 
 

2.2.1. Анализ  результатов изучения представлений  личности о своей конфликтности. 

Исследование  проводилось при помощи теста  «конфликтная ли вы личность?». 

В результате получены следующие данные: 

Таблица 1. 

|№      |Жена           |Баллы |Муж            |Баллы |

|пары |                   |            |                     |            |

|1       |Татьяна      |32        |Сергей         |32        |

|2        |Наталья     |30        |Геннадий   |30        |

|3        |Валентина |36        |Виктор        |30        |

|4       |Оксана        |36         |Владимир   |24        |

|5       |Светлана    |30         |Андрей        |26        |

|6       |Светлана    |32         |Анатолий   |32       |

|7       |Анжела       |30         |Николай      |28        |

|8        |Наталья       |28         |Александр |32        | 
 

Количество  баллов от 30 до 44.   Вы тактичны. Не любите конфликтов.

Умеете  их сгладить, легко избегаете критических  ситуаций. Когда же Вам приходится вступать в спор, то Вы учитываете, как это может отражаться на Вашем служебном положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, Вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли Вы, что тем самым теряете уважение к себе  в глазах других. 

От 15 до 29 очков. О Вас говорят,  что  Вы  конфликтная  личность.  Вы

настойчиво  отстаиваете своё мнение, невзирая на  то,  как  это  повлияет  на

Ваши  служебные и личные отношения. И  за это Вас уважают. 

У 50 % обследуемых  оказалось, что  один  из  членов  супружеской  пары

является  конфликтной личностью,  что  может  сыграть  роль  в  возникновении

конфликтной ситуации и конфликта. 
 

2.2.2. Анализ  результатов изучения уровня  терпимости супругов. 

В данном случае использовался тест на оценку уровня терпимости. 

Результаты: 

Таблица 2.

 

|№|жена              |Кол-в|Уровень    |муж                  |Кол-в  |Уровень |

|  |                        |о         |конфл.      |                       |о          |конфл. |

|  |                       |балло |                 |                         |балло   |              |

|  |                        |в         |                 |                        |в          |              |

|1|  Татьяна         |5        |Ниже        |Сергей             |4           |Ниже     |

|  |                        |           |среднего   |                        |             |среднего|

|2 |Наталья         |7         |Средний   |Геннадий         |10         |Средний|

|3 |Валентина    |3         |Низкий     |Виктор             |2          |Низкий  |

|4 |Оксана           |10       |Средний   |Владимир        |9           |Средний|

|5 |Светлана      |4        |Ниже       |Андрей           |5          |Ниже     |

| |                       |           |среднего   |                         |             |среднего |

|6 |Светлана      |5        |Ниже        |Анатолий        |7           |Средний |

| |                      |           |среднего  |                         |             |               |

|7 |Анжела         |11       |Средний   |Николай         |5          |Ниже      |

| |                       |           |                  |                         |            |среднего |

|8 |Наталья        |8         |средний    |Александр       |12        |средний | 
 
 

Из таблицы  результатов видно, что большинство  испытуемых обладает средним и ниже среднего уровнем терпимости. 
 
 

2.2.3.Анализ результатов изучения способов разрешения конфликтных ситуаций. 

Использован тест Томаса. 

Результаты: 

Таблица 3. 

|№  |Имя          |Соперн|Сотруд |Компро |Избега |Приспо|

|     |                  |ичеств  |ничест |мисс в    |ние в   | соблен|

|     |                  |о в        |во в     |баллах    |баллах | ие в    |

|     |                  |баллах  |баллах |              |             |баллах|

|1    |Татьяна    |8          |4          |7            |6          |5         |

|     |Сергей      |7           |5          |7            |5          |6         |

|2    |Наталья   |6           |5           |7             |10        |2        |

|      |Геннадий |4           |7           |5             |7          |7         |

|3    |Валентина|7           |6           |7              |6          |4        |

|     |Виктор      |9           |3          |7              |6         |5         |

|4    |Оксана      |8           |5          |4              |6          |7         |

|      |Владимир |12         |5          |4              |7          |2         |

|5    |Светлана   |2         |8          |4               |8          |8         |

|     |Андрей      |4         |6          |7               |5         |8        |

|6   |Светлана  |1         |8           |7               |7         |7         |

|      |Анатолий  |9         |8           |3               |8          |2         |

|7    |Анжела      |3          |7          |8             |7           |5         |

|     |Николай     |7         |4           |7               |8           |4        |

|8    |Наталья     |3         |8           |6               |8          |5         |

|      |Александр |1          |4           |8               |10         |7         | 
 

Количество баллов дает представление о выраженности тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтной ситуации. 

Информация о работе Понятие о семейных конфликтах. Виды и причины возникновения