Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:54, реферат
Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета. Выявление специфических особенностей явлений, изучаемых психологией, представляет значительную трудность, так как их понимание зависит от мировоззрения, которого придерживаются люди, изучающие психологию. Термин «психология» происходит or греческого слова «псюхе,» что означает «душа» , и «логос» – наука.
Введение
1. Понятие о психике
2. Рефлекторная природа психики
3. Конфликт
4. Виды конфликтов
5. Причины возникновения конфликтов
Список литературы
МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
УСРС по Основы психологии и педагогики на тему: «Понятие о психике»
Студента группы 110701с Борбата Ю.Н.
Минск 2012
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета. Выявление специфических особенностей явлений, изучаемых психологией, представляет значительную трудность, так как их понимание зависит от мировоззрения, которого придерживаются люди, изучающие психологию. Термин «психология» происходит or греческого слова «псюхе,» что означает «душа» , и «логос» – наука.
. С древнейших времен
потребности общественной
Понятие о психике
Психика —функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. Основным понятием психологии является понятие психического образа. Психический образ —целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.
Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями. Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией —регуляция деятельности.
Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика, как отражательная способность есть и у животных. Но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.
Сознание не фотографически
отражает явления действительности.
Оно вскрывает объективные
Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно.
Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика —это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.
Итак, психика —это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.
Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компоненты —общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия.
Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием “сознание”. Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания (“Сверх‑Я”).
Рефлекторная природа психики
Психология изучает психическую деятельность людей как свойство мозга, заключающееся в отражении материальной действительности. «Психическая деятельность,— писал И. М. Сеченов,— суть рефлекторная, или отражательная, деятельность». И. П. Павлов тоже рассматривал условные рефлексы, образуемые в коре больших полушарий головного мозга, как явление физиологическое и психическое одновременно.Отправным положением рефлекторной теории И. М. Сеченова и И. П. Павлова является положение о единстве организма и среды, об активном взаимодействии организма с внешним миром. Жизнедеятельность организма происходит в определенных условиях среды и в конечном счете определяется ими. Однако животное избирательно воспринимает воздействие среды. Это зависит от всей истории его видового и индивидуального развития. Что касается человека, то взаимодействие его со средой — социальной и природной — наиболее сложно. Человек не только испытывает влияние среды, но и активно воздействует на окружающий мир посредством целенаправленной трудовой деятельности, в процессе которой изменяет его и изменяется сам физически и психически.Связь организма с окружающей средой осуществляется посредством рефлекторной деятельности мозга. Рефлекс — это закономерная реакция организма на раздражение, осуществляемая при помощи нервной системы. Организм приспосабливается к условиям своего существования как на основе врожденных, безусловных рефлексов, так и на основе приобретенных, условных рефлексов. Условно-рефлекторная деятельность является более высокой по уровню приспособления, чем безусловно-рефлекторная, и поэтому она носит название высшей нервной деятельности.Высшая нервная деятельность — это непосредственная физиологическая основа психической деятельности животных и человека. Анатомическим органом высшей нервной деятельности у всех млекопитающих, включая человека, является кора больших полушарий с ближайшими подкорковыми образованиями, у других позвоночных — другие высшие отделы головного мозга. Так, например, удаление мозжечка у костистых рыб приводит к потере условных рефлексов и невозможности образования новых. Если удалить мозжечок у лягушки, условные рефлексы остаются, но если у нее удалить средний мозг, условные рефлексы исчезают и вновь не образуются. У птиц условные рефлексы исчезают при удалении так называемых полосатых тел, расположенных в переднем мозге, а у собак, обезьян и других млекопитающих — при удалении коры больших полушарий. Следовательно, одним из главных органов высшей нервной деятельности у рыб является мозжечок, у земноводных и пресмыкающихся — по-видимому, средний мозг, у птиц — полосатые тела переднего мозга, у млекопитающих — кора больших полушарий головного мозга.
Согласно научно-
В представлении материалистов психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею.
Поначалу живое вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, уже на уровне более сложноорга- низованных живых существ, к ним добавилась чувствительность и готовность к научению.
В процессе эволюционного
самосовершенствования живых
Конфликт
Конфликт (лат. conflictus) — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями. С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.
Конфликт чаще всего
рассматривается как
Виды конфликтов
В современной литературе существует множество классификаций конфликтов по различным основаниям.
Так А.Г. Здравомыслов дает
классификацию уровней
Типы конфликтов:
По источникам возникновения (конфликты интересов, ценностей, идентификации).
По социальным последствиям (успешные, безуспешные, созидательные или конструктивные, разрушительные или деструктивные).
По масштабности (локальные, региональные, межгосударственные, глобальные, микро-, макро-, и мегаконфликты).
По формам борьбы (мирные и немирные).
По особенностям условий происхождения (эндогенные и эксогенные).
По отношению субъектов к конфликту (подлинный, случайный, ложный, латентный).
По использованной сторонами тактики (сражение, игра, дебаты).
А. В. Дмитров дает несколько классификацией социальных конфликтов по разным основаниям. К конфликтам по сферам автор относит: экономические, политические, трудовые, социального обеспечения, образования, и пр.
Виды конфликтов по отношению к отдельному субъекту:
В психологии принять также выделять: мотивационные, когнитивные, ролевые и пр. конфликты. К. Левин относит мотивационные конфликты (мало кто удовлетворен работой, многие не верят в себя, испытывают стрессы, перегрузки на работе) в большей мере, к внутриличностным конфликтам. Л. Берковиц, М. Дойч, Д. Майерс описывают мотивационные конфликты как групповые. Когнитивные конфликты также в литературе описаны как с позиций внутриличностных, так и межгрупповых конфликтов.
Ролевые конфликты (проблема выбора одного из нескольких возможных и желаемых вариантов): внутриличностные, межличностные и межгрупповые чаще всего проявляются в деятельностной сфере. Но чаще всего в психологической литературе описываются три вида конфликтов: на внутриличностном уровне, на межличностным и межгрупповом.
Ф. Лютенс выделяет 3 типа внутриличностных конфликтов: конфликт ролей; конфликт, вызванный фрустрацией, конфликт целей.
Межгрупповые
конфликт — это, как правило, конфликты интересов
групп в производственной сфере. Межгрупповые
конфликты порождаются чаще всего борьбой
за ограниченные ресурсы или сферы влияния
в рамках организации, которая состоит
из множества формальных и неформальных
групп, имеющих совершенно различные интересы.
Такое противостояние имеет разные основы.
Например, профессионально-
Виды конфликтов по характеру:
объективные, связанные с реальными проблемами и недостатками;
субъективные, обусловленные различных оценок тех или иных событий и поступков.
Виды конфликтов по последствиям:
конструктивные, предполагающие рациональные преобразования;
деструктивные, разрушающие организацию.
Причины возникновения конфликтов
Причины конфликтов —
важный компонент в вопросе
Определяют четыре основных группы причин.
1. Объективные причины.
2. Структурно-управленческие, или организационные.
3. Социально-психологические факторы.
4. Субъективные причины.
Внешние обстоятельства, стереотипы поведения, социальное положение индивида, образ жизни — примеры объективных факторов возникновения конфликта. Существующая в обществе договоренность или нормативно-правовая база способна стать причиной конфликтов в обществе, если она недостаточно разработана, не учитывает всего многообразия возможных ситуаций в межличностных взаимодействиях, имеет слабую регулирующую функцию. Вторая группа причин включает структурные, функциональные, ситуативные причины конфликтов. В этом случае конфликты возникают в связи с плохо организованной деятельностью индивидов. Структура организации не соответствует предъявляемым требованиям, влияет на слабую функциональность, поэтому провоцирует конфликты внутри коллектива и между трудовыми группами. Управленческие ошибки вызывают ситуации возникновения конфликтов. Наслоение управленческих промахов усугубляет напряженность в организации и приводит к конфликтам.