Понятие о психике. Личность и структура. Когнитивные особенности личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 10:50, лекция

Описание работы

ПСИХИКА – активная форма отображения реальности. Она возникает при взаимодействии с окружающим миром и регулирует поведение человека.
В истории развития психологии как науки неоднократно менялся предмет.
Сознание – высшая форма развития психики. В истории психологии первым предметом науки было именно сознание.

Работа содержит 1 файл

Тема 2.1. Понятие о психике. Личность и её структура. Когнитивные особенности личности.doc

— 63.00 Кб (Скачать)

Тема 2.1. Понятие о психике. Личность и  структура. Когнитивные особенности  личности.

ПСИХИКА – активная форма отображения реальности. Она возникает при взаимодействии с окружающим миром и регулирует поведение человека.

В истории развития психологии как науки неоднократно менялся предмет.

Сознание  – высшая форма развития психики. В истории психологии первым предметом  науки было именно сознание.

Сознание — ключевой и на сегодня едва ли не самый многозначный термин психологии и многих других наук. Ни одно определение сознания не является ни единственным, ни общепринятым.

В философии сознание как идеальное противопоставляется материальному.

В физиологии сознание обычно обозначает уровень бодрствования и противопоставляется сну.

В социологии сознание выступает как рациональный регулятор поведения — в противовес стихийному поведению.

В самой психологии: 1) феномен осознанности, прежде всего, своего «Я».

2) Высшая форма (или уровень) психического отражения и саморегуляции.  

Самосознание – универсальная исторически сложившаяся социально обусловленная психологическая структура, осознание человеком себя как самостоятельного отдельного субъекта; осознание своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостная оценка самого себя.

Самосознание является важной частью сознания личности.

Сознание как предмет психологии принимали представители направления гештальт-психологии.

Сознание в данном направлении – целостная неделимая структура. Гештальт («форма», «целостный образ») – пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путем суммирования свойств частей. Гештальт-психология очень много занимались проблемой восприятия – одним из когнитивных (познавательных) процессов.

В дальнейшем психология отказывается от сознания как предмета (по крайней мере единственного) психологии.

З.Фрейд совершает революцию, предлагая изучать бессознательные процессы, а также соотношение сознания и бессознательного.

Структура личности по З.Фрейду:

  1. Сверх-я
  2. Я
  3. Оно

Предсознание  – те мысли и воспоминания, которые, не являясь частью нашего нынешнего  осознанного опыта, все же остаются доступными для осознания.

Подсознание – психические процессы, протекающие  без отображения их в сознании и помимо сознательного управления. 

В направлении  психологии бихевиоризм предметом становится наблюдаемое поведение. То есть сознание и бессознательное исключается из рассмотрения психологией.  

В дальнейшем предметом психологии становится психика.

Однако  на современном этапе психологии есть тенденция принимать как предмет науки личность.

Личность  – индивидуальное бытие общественных отношений. Личность появляется только во взаимодействии с обществом. Это  понятие необходимо отличать от понятий  индивид – представитель биологического вида, единица общества; индивидуальность – то, что отличает одного индивида от другого, индивидуальные особенности.  

В структуре  психики условно выделяют психические  процессы.

Психические процессы – условное обозначение динамической характеристики психики человека. К психическим процессам обычно относят а) познавательные процессы: ощущения и восприятие как отображение непосредственно действующих на органы чувств предметов, раздражителей; память как процессы организации и сохранения прошлого опыта; воображение и мышление как обобщенное и переработанное в сознании человека отображение свойств действительности, которые недоступны непосредственному познанию;

б) волевые процессы (пробуждение потребностей, возникновение мотивов или побуждений действовать определенным образом, принятие решений и их выполнение);

в) эмоциональные процессы (возникновение чувств, их динамика в зависимости от удовлетворения потребности и т. д.).

Разберём  когнитивные процессы, которые помогают человеку познавать окружающий мир.

Когнитивные процессы:

  1. Ощущение и восприятие.

    Ощущение  – оценка свойств объекта при  воздействии на рецепторы.

    Восприятие  – целостное отражение предметов, ситуаций, событий, возникающие при  появлении ощущений различной модальности.

    У людей  существуют различные каналы восприятия: зрение, слух, тактильный канал и т.д. Обычно выделяют 3 типа людей по ведущему каналу восприятия: визуалы (зрение), аудиалы (слух), кинестетики (тактильный, обонятельный, вкусовой каналы восприятия).

    2. Память  – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта.

    Приёмы  рационального запоминания:

    • выделение структуры в информации, которую необходимо запомнить;
    • ассоциирование запоминаемой информации с уже известной;
    • объединение единиц информации в группы: человек может удерживать в памяти от 5 до 9 единиц. Когда человек слушает текст, он дробит его на мелкие единицы. Чем крупнее будут единицы, тем большего объема текст сможет запомнить человек.
    • мысленная визуализация.

Конкретные  приёмы запоминания списка слов: рассказ – связывание списка слов в единый рассказ; метод ссылок – ассоциируете друг с другом слова, сопровождая их мысленно яркими образами; метод мест – Суть метода сводится к тому, чтобы выбрать какое-то хорошо знакомое место или помещение; выделить по порядку предметы (или места), причем важно сразу определиться с последовательностью и принять раз и навсегда один вариант обхода помещения или места, например, по часовой стрелке; выбирать лучше яркие и хорошо запоминающиеся предметы, которые постоянно находятся в этом месте, например, шкаф. Если же предмет регулярно меняет свое месторасположение, то возможна путаница. Например, если вазу переставить на другое место, то, “считывая” информацию вы можете назвать ее не в том порядке; нельзя использовать повторяющиеся предметы, т.к. может быть нарушена последовательность, когда будете вспоминать. Например, если у вас два одинаковых кресла в комнате, то выбрать лучше первое из них; соединять предметы, выбранные вами в комнате, с запоминаемой информацией попарно.

  1. Мышление – процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности.

Виды  мышления:

    • наглядно-действенное мышление: задача решается при помощи физического преобразования ситуации. Наглядно-действенное мышление часто характеризуется как элементарное, низшее, простое, признаки которого обнаруживаются в поведении не только детей, но и животных (например, исследования интеллекта человекообразных обезьян; аналогичные исследования интеллекта детей раннего возраста). Но исследованиями сложившихся форм мышления у человека установлено, что наглядно-действенное мышление присуще многим видам профессиональной деятельности, его средствами решаются достаточно сложные проблемные задачи, которые возникают в деятельности ученых, изобретателей, хирургов, дешифраторов, руководителей и даже полководцев.
    • наглядно-образное мышление: преобразование ситуации в представлении. Видение предмета с нескольких точек зрения.
    • словесно-логическое: цепь логических рассуждений.
  1. Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речевое общение осуществляется по законам данного языка (рус., англ. и т. п.), который представляет собой систему фонетических (звуки), лексических (значения), грамматических (грамматика языка) и стилистических средств и правил общения. Функции речи: роль речи в общественной и индивидуально-психической жизни человека. Различают 2 главные функции речи теснейшим образом связанные между собой:

1-я —  осуществление процесса общения между людьми (коммуникативная функция).

2-я функции  – речь выступает как средство выражения мыслей, их образования и развития (интеллектуальная функция).

Речь  бывает устная – диалогическая и монологическая – и письменная.

  1. Воображение.

ВООБРАЖЕНИЕ (фантазия) – универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. Воображение — это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из «царства» животных. Воображение — это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само это понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).

В психологии различают  произвольное и непроизвольное воображение.

Произвольное  проявляется в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии поисковой, исследовательской цели.

Непроизвольное  – в сновидениях, измененных состояниях сознания и т. д.

Иногда выделяют также воссоздающее и творческое воображение. Образы «воссоздающего» воображения целесообразнее отнести к сфере гибких и динамичных представлений памяти.

Информация о работе Понятие о психике. Личность и структура. Когнитивные особенности личности