Понятие о личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 19:27, контрольная работа

Описание работы

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.

Содержание

Введение. 3
1. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Общее и индивидуальное в психике человека. Проблема личности в отечественной и зарубежной психологии. 5
2. Психологическая структура личности: соотношение биологического и социального. 7
3. Активность личности. Связь личности с деятельностью. Формирование и развитие личности. 9
Заключение. 15
Литература.

Работа содержит 1 файл

Психология личности.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

    Основной  источник активности личности – это  потребности.

    Все стороны личности проявляются в  деятельности, и именно потребности заставляют действовать человека.

    Потребность – это побуждение к деятельности, которая  осознается и переживается человеком, как нужда  в чем-то,  или  недостаток чего-либо.

    Потребности бывают:

    Естественные (природные) - непосредственно  обеспечивают существование человека в пище, одежде, отдыхе, жилище и т.д. Это биологические потребности, но они отличаются от потребностей животных, Способ их удовлетворения у человека носит общественный характер.

    Духовные  или социальные потребности (чисто  человеческие). Это  потребность в; словесном общении с другими людьми, в знаниях культуры (чтение книг, посещение театров, музыка и т.д.).

    Очень важное значение имеет  потребность в  труде.

    Уровень развития потребностей влияет на уровень  развития личности.

    Нормальное  состояние человека (если только он не спит) – активное, деятельное.

    Активность  бывает:

    Внешней (движение, мышечные усилия).

    Внутренней (психическая активность), которая наблюдается  даже  у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, что-то вспоминает и  т.д. 

    Деятельность – активность человека направленная на удовлетворение его собственных потребностей, а также требований к нему со стороны общества и государства.

    Без деятельности невозможна человеческая жизнь:

    В процессе деятельности человек познает  окружающий мир.

    Создает материальные условия  жизни для себя – жилище, одежду, пищу.

    В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, живопись, музыка.

    Своей деятельностью человек  изменяет окружающий мир.

    Деятельность  человека формирует  и изменяет его самого.

    Для всякой деятельности необходимы психические  процессы:

    Внимание.

    Память.

    Мышление.

    Воображение.

    С другой стороны все  эти психические  процессы формируются  и развиваются  в деятельности, такова взаимосвязь психических  процессов и деятельности.

    Различают три основных вида деятельности:

    Учебную.

    Трудовую.

    Игровую.

    Они отличаются друг от друга по:

    Результатам.

    Мотивам.

    Организациям. 
 

    Труд основной вид деятельности и его результатом является создание общественно-полезного продукта (заводская и с/х продукция, написанная книга, музыка и т.д.)

    Творческая  деятельность – ее результатом является создание нового оригинального продукта высокой общественной ценности (техническое изобретение, создание нового музыкального или художественного произведения, выведение новых сортов и т.д.)

    Она требует наличия  способностей, глубоких знаний, большого интереса к делу, но главным  образом – напряженный  труд, настойчивость  и упорство в преодолении  препятствий.

    Ошибочно  мнение, что талантливому человеку все достается  без труда. Наоборот многие талантливые люди подчеркивали, что дело не столько в способностях, сколько в труде (Чайковский, Толстой, Репин и др.).  

    «Вдохновение  – это такая  гостья, которая не любит посещать ленивых».      Чайковский.

    Учение - деятельность, направленная на приобретение знаний, умений, и навыков, необходимых для широкого образования и последующей трудовой деятельности.

    Учение  дает полезный продукт  лишь на производственной практике, при обучении профессии.

    Игра не дает общественно значимого продукта.

    Различны  и мотивы этих видов  деятельности:

    Мотивом труда является осознание  общественной необходимости.

    Игра  мотивированна интересом.

    Различны  и организация  этих видов деятельности.

    Труд  и учение осуществляются в специально организованной форме, т.е. в определенное время и в определенном месте.

    Игра  связана со свободной  организацией, ребенок  играет в отведенное для этого время  как хочет и  сколько хочет.

    Человеку  почти в любом  возрасте свойственны  все три вида деятельности, но в разные периоды  жизни они имеют разное значение.

    С точки зрения структуры  различают цели и  мотивы деятельности:

    Цель – то ради чего действует человек.

    Мотив – то почему, он так действует.

    Составную часть или отдельный  акт деятельности называют действием. Они состоят из движений:

    Деятельность ® Действия ® Движения

    Например: пошить пальто –  деятельность, которая  складывается из отдельных  действий (снятие мерок, раскрой, сметывание, примерка и т.д.) все  эти действия состоят  из отдельных движений, которые диктуются  сигналами из окружающего мира.

    Действия  бывают вполне осознанными  и не вполне осознанными, когда недостаточно осознана цель, последовательность движений и контроль. Такие мало осознанные действия производятся под влиянием сильных  чувств и называют импульсивными.

      Различают практические и умственные действия. Они тесно связаны между содой.

    Интерес – избирательное отношение личности к объекту, в силу его эмоциональной привлекательности.  
 

    Бывают  разные виды интересов: 

    Материальные  – стремление к  жилищным условиям, удобствам, гастрономическим изделиям, одежде и т.д. Эти интересы могут перерастать в уродливые формы стяжательства (накопительства), типичный  
пример  -  Плюшкин.

    Духовные  – характеризуют  высокий уровень  развития личности. Это, прежде всего  познавательные интересы.

    Непосредственный  – интерес к  самому процессу деятельности: процессу познавания, труда, творчества.

    Опосредованный  – интерес к  результатам деятельности. Например: к приобретению профессии, служебному и общественному  положению или  материальным результатам  труда.

      Пассивный -  интерес  созерцательный, когда   человек ограничивается  наблюдением интересующего  объекта (футбол, хоккей по TV).

    Активный  – интерес действенный, когда человек  действует, овладевая  объектом интереса (играет в футбол, хоккей).

    В зависимости от широты и глубины интереса, находится уровень развития личности.

    К основным факторам формирования личности относятся:

    Среда — важнейший фактор социализации человека и его становления. Среда — это окружение, условия, обстоятельства, в которых растет, живет и работает человек.

 

     Выделяют:

    Микросреду  — контактное, т.е. непосредственное окружение человека (родители, воспитатели, родственники, школа, «улица» и т.п.);

    социальную  среду — конкретные общественные отношения, традиции, нравственные и правовые устои, при которых рождается и живет человек;

    естественную  среду — определенные климатические, географические условия, формирующие этнопсихологические особенности личности.

    наследственность — генетическая передача определенных качеств и свойств личности от поколения к поколению;

    Обучение, воспитание, образование;  

    Степень адекватности включения  человека в трудовую деятельность.

    Можно иметь хорошую  наследственность, находиться в благоприятной среде, получить квалифицированных учителей, но оставаться при этом умной ненужностью. Только в процессе трудовой деятельности происходит становление и развитие личности.

 

Заключение.

    Проблема  личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её становления и развития. Но  конституирующий характеристикой личности человека является его субъективность. Взгляд на личностное в человеке как проявление его субъективности не является прерогативой философской мысли. Такое представление о личности в психологии, социологии, педагогике; литература. Искусство, политика, да и сам язык обыденной жизни наделяют личность силой активности. Кто не активен. Тот обезличен. В этом сходятся научные и интуитивные концепции личности в сознании людей. «То чего не достаёт рабу, - писал Гегель- это признания его личности; принцип же личности есть всеобщность. Господин рассматривает раба не как личность, а как не обладающую самостоятельностью вещь, сам раб не числится «Я», его « Я» есть господин».

    Личность  есть господин самого себя, - такова максима  ценностного осмысления феномена личности в культуре.

 

Литература.

    Ильенков  Э.В. Что такое  личность? – М.,1991

    Сердюк  С.Ф., Дровникова И.Г. Дудкина Е.И. 
Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД: курс лекций. Воронеж: Воронежская высшая школа МВД России, 1998. – 88с.

    Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности – М.1997

    Психология  и педагогика. Учебное  пособие для вузов. 
Радугин А.А. Москва,1997. – 256с.

    Лекционный  материал по психологии.

Информация о работе Понятие о личности