Понятие нормы в психологии, отклонение от норм

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:06, реферат

Описание работы

Основным потребителем дифференциально-психологических знаний является психодиагностика. В психологии индивидуальных различий рождаются понятия, для измерения которых затем создаются или подбираются методики. Здесь же возникает представление о способах оценки и интерпретации полученных результатов. В связи с этим очень важным является понятие психологической (психической) нормы, очень неоднородное по своему содержанию, на которое оказывают влияние по меньшей мере четыре фактора.

Работа содержит 1 файл

Понятие психологической нормы.docx

— 19.22 Кб (Скачать)

Понятие психологической нормы 
Основным потребителем дифференциально-психологических знаний является психодиагностика. В психологии индивидуальных различий рождаются понятия, для измерения которых затем создаются или подбираются методики. Здесь же возникает представление о способах оценки и интерпретации полученных результатов. В связи с этим очень важным является понятие психологической (психической) нормы, очень неоднородное по своему содержанию, на которое оказывают влияние по меньшей мере четыре фактора. 
 
1. Норма - статистическое понятие. Нормальным признается то, чего много, что относится к середине распределения. А «хвостовые» его части, соответственно, указывают на область низких или высоких значений. Для оценки качества мы должны соотнести показатель человека с другими и таким образом определить его место на кривой нормального распределения. Очевидно, что приставки «суб» и «супер» не дают этической или прагматической оценки качества. 
 
Нормы не абсолютны, они развиваются и получаются эмпирически для данной группы (возрастной, социальной и других). Так, например, на протяжении последних лет показатель маскулинности по опроснику MMPI у девушек устойчиво повышен; однако это говорит не о том, что они поголовно ведут себя как юноши, а о необходимости пересмотра устаревших норм. 
 
2. Нормы обусловлены социальными стереотипами. Если поведение человека не соответствует общепринятому в данном обществе, оно воспринимается как отклоняющееся. Например, в российской культуре не принято класть ноги на стол, а в американской это никем не осуждается. 
 
3. Нормы ассоциируются с психическим здоровьем. Ненормальным может считаться то, что требует обращения к клиницисту. Необходимо отметить, однако, что и в психиатрии оценочный подход дискутируется, а в качестве наиболее существенных указаний на отклонение от нормы принимается нарушение продуктивности деятельности и способности к саморегуляции. Так, например, когда пожилой человек, осознавая слабость своей памяти, использует вспомогательные средства (записную книжку, раскладывание необходимых предметов в поле зрения), то это поведение соответствует норме, а если он, относясь к себе некритически, отказывается от необходимости «протезировать» свое жизненное пространство, то это приводит в конечном счете к неспособности решать поставленные задачи и свидетельствует о нарушении психического здоровья. 
 
4. Наконец, представление о нормах определяется ожиданиями, собственным необобщенным опытом и другими субъективными переменными: так, например, если первый ребенок в семье начал говорить в возрасте полутора лет, то второй, который к двум годам еще не научился свободно изъясняться, воспринимается как наделенный признаками отставания. 
 
В. Штерн, призывая к осторожности в оценке человека, отмечал, что, во-первых, психологи не имеют права из установленной аномальности того или иного свойства делать заключение об анормальности самого индивида как носителя этого свойства и, во-вторых, невозможно установленную анормальность личности свести к узкому признаку как ее единственной первопричине. В современной диагностике понятие «норма» используют при изучении внеличностных характеристик, а когда речь заходит о личности, применяют термин «особенности», тем самым подчеркивая намеренный отказ от нормативного подхода. 
 
Итак, нормы - это не застывшее явление, они постоянно обновляются и изменяются. Обязательно должны регулярно пересматриваться и стандарты психодиагностических методик.

Типы отклонений

Отклонения от нормы условно  можно разделить на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные.

Физические отклонения от нормы прежде всего связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. К физическим недостаткам относят подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека, либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.

Психические отклонения от нормы  прежде всего связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками. К этой группе отклонений прежде всего относятся задержка психического развития (ЗПР) ребенка  и умственная отсталость детей

Педагогические отклонения – такое понятие пока что редко  употребляется в педагогике и  социальной педагогике. Между тем  в педагогической деятельности для  реализации педагогических целей, стимулирования развития личности используются различные  нормы, с помощью которых регулируется деятельность обучаемых путем сопоставления  норм с показателями, характеризующими процессы и результаты этой деятельности, формируются оценки ее успешности.

Социальная норма –  это правила, образец действия или  мера допустимого (дозволенного или  обязательного) поведения или деятельности людей или социальных групп, которое  официально установлено или сложилось  на том или ином этапе развития общества. Фактически социальные нормы  выступа ют моделью должного поведения, должных общественных отношений  и деятельности, которые создаются  людьми на основе познания социальной реальности.

Следует отметить, что в  реальности «чистых» отклонений, как  правило, не бывает. Одно отклонение провоцирует  другое, одна группа отклонений накладывается  на другую. Социальные отклонения у  ребенка обычно имеют в качестве причин и предпосылок отклонения в здоровье, психические и педагогические отклонения.

 

 

 

 

 

 

 

 

             Реферат

На тему: «Понятие нормы в психологии, отклонение от норм»

 

 

 

 

 

 

                                   

 

 

                                                             Выполнила:

                                                                   Оганджанян Агапи

                                                                    Группа: УП-11-07

                                     Краснодар 2012г


Информация о работе Понятие нормы в психологии, отклонение от норм