Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:51, реферат
Деятельность всегда побуждается определенными мотивами. Мотивы - это то, ради чего выполняется деятельность (например, ради самоутверждения, денег и т.п.).
Понятие "мотив" (от лат. movere - двигать, толкать) означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п.
1. Мотив и мотивация 2
2. Потребность и мотив 4
3. Мотив, активность, успех 5
4. Компоненты мотивации 6
5. Полимотивированность деятельности 7
6. Иерархия мотивов 8
6.1. Потенциальные и действующие мотивы 8
6.2. Динамичность иерархии мотивов 8
6.3. Относительная стабильность иерархии мотивов 9
7. Зависимость уровня мотивации 10
Список использованной литературы 11
Относительно феномена полимотивации Маслоу утверждал, что любое поведение проявляет тенденцию к детерминации несколькими или даже всеми базовыми потребностями одновременно, а не одной. Привлечение как можно большего числа потребностей (актуализация большего числа побуждающих факторов) повышает общий уровень мотивации деятельности.
Не только одна и та же потребность может воплощаться в различных объектах, но в одном и том же объекте могут воплощаться (опредмечиваться) разнообразные потребности. Например, оценка как мотив учебы может воплощать в себе и потребность в одобрении учителя, и потребность соответствовать уровню собственной самооценки, и стремление завоевать авторитет друзей.
Достаточно полная схема соотношения различных мотивов в побуждении сложных видов деятельности была предложена Б.Додоновым. Согласно данной схеме, деятельность побуждается следующей группой мотивов:
1)
удовольствие от самого
2) прямой результат деятельности (созданный продукт, усвоенные знания и т.п.);
3)
вознаграждение за деятельность
(плата, повышение в должности,
4) избежание санкций (наказания), которые угрожали бы в случае уклонения от деятельности или недобросовестного выполнения.
Каждый
из этих мотивов может вносить
различный вклад в общую
Есть все основания предполагать, что число мотивов, которые активизируются и побуждают к деятельности, определяют общий уровень мотивации. Вместе с тем, как это продемонстрировал Б.Додонов в своей схеме, большое значение имеет вклад каждого отдельного мотива в общий уровень мотивации. Различная побуждающая сила мотивов
К деятельности человека побуждают, как правило, несколько мотивов, которые образовывают мотивационный комплекс (систему или иерархию мотивов). Одни мотивы в этой системе имеют ведущее значение и большую побудительную силу (осуществляют большее влияние на деятельность, чаще актуализируются). Влияние других мотивов меньшее: они имеют слабую побуждающую силу и пребывают внизу иерархии мотивов.
Мотив проявляется с различной силой в зависимости от конкретных обстоятельств жизни, влияния других людей, временных факторов и т.п. Поэтому и иерархия мотивов, невзирая на относительную стабильность, не является абсолютно устойчивым психическим образованием. "Вес" (побудительная сила) отдельных мотивов время от времени может меняться под влиянием различных социальных и психологических факторов.
Мотивы, которые занимают ведущее место, постоянно актуализируются и обладают существенным мотивационным влиянием на деятельность человека, называются действующими мотивами.
Мотивы,
находящиеся внизу
Под влиянием некоторых факторов потенциальные мотивы приобретают побуждающее значение (становятся действующими мотивами). Например, после разговора с учителем у школьника социальный мотив (ответственность), который был пассивным (не побуждал к деятельности), приобретает большее побуждающее значение и становится действующим.
Иерархия
мотивов не является абсолютно стабильным
мотивационным комплексом, она меняется
со временем и возрастом (в зависимости
от обстоятельств и влияния людей)
Мотивационная сфера является достаточно динамичной: значение и влияние отдельных мотивов меняется (соответственно меняется и иерархия мотивов). Различные факторы могут изменять эту иерархию.
Например, после беседы с учителем (или тренером) ребенок раскрывает для себя интересный и привлекательный мир науки (или спорта) и увлекается им. Вследствие этого побуждающая сила познавательного мотива приобретает большее значение. Раньше интерес к содержанию деятельности в иерархии мотивов занимал незначительное место, а после разговора со взрослым произошла мотивационная перестройка, изменилось влияние отдельных мотивов, что вызвало и изменения в иерархии мотивов. Аналогичным образом могут повлиять прочитанная книга, разговор с другом, переживание вследствие конфликта с окружающими и т.п.
Невзирая
на динамичность мотивационной сферы,
каждому человеку присуща относительная
стабильность иерархии мотивов. Можно
утверждать, что мотивы, которые
побуждают нас к деятельности,
являются относительно устойчивыми, неизменными
(в течение определенного
Такая
закономерность касается также мотивационной
саморегуляции. Когда вам необходимо выполнить
определенную деятельность, но не хватает
мотивации, следует активизировать (задействовать)
дополнительные мотивы, которые способны
повысить общий уровень мотивации.
Как
уже упоминалось, деятельность, как
правило, побуждается не одним, а
несколькими мотивами. Чем больше
мотивов детерминирует
Много зависит от побуждающей силы каждого мотива. Иногда сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов, вместе взятых. В большинстве случаев, однако, чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация. Если удается задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации.
Следовательно,
общий уровень мотивации
-
от количества мотивов,
- от актуализации ситуативных факторов;
- от побуждающей силы каждого из этих мотивов.
Опираясь на указанную закономерность, учитель, тренер или менеджер, стремясь усилить мотивацию своих учеников (подчиненных), должен работать в трех направлениях:
1)
задействовать (
2)
увеличить побуждающую силу
3)
актуализировать ситуативные
Например, Сергей начал изучать психологию исключительно из необходимости сдать экзамен. Позже преподавателю удалось привлечь несколько других мотивов (самоутверждение, самореализация, интерес к психологии), что существенно повысило общий уровень мотивации учебы.
Такая
закономерность касается также мотивационной
саморегуляции. Когда вам необходимо выполнить
определенную деятельность, но не хватает
мотивации, следует активизировать (задействовать)
дополнительные мотивы, которые способны
повысить