Понятие мнимических процессов и их состовляющая

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 08:31, реферат

Описание работы

Вместе с тем «на стыке» психологии памяти и психологии управленческой деятельности сложилась своеобразная ситуация, характеризующаяся явно недостаточным вниманием к мнемическим процессам в деятельности руководителя и малочисленностью конкретных исследований. Причина этого очень проста. Считается (и, разумеется, не без оснований), что связь памяти и всех параметров управленческой деятельности однозначна и ясна: «чем лучше память, тем успешнее управленческая деятельность». Поэтому никаких проблем здесь нет и быть не может. В целом, это, конечно, верно: трудно представить эффективного руководителя с плохой памятью. Хотя, с другой стороны, легко представить и указать конкретные примеры плохих руководителей с хорошей памятью. Но все же данное положение носит очень общий характер и мало дает для уяснения специфических особенностей работы памяти в управленческой деятельности. Эти особенности, в действительности, неоднозначны, сложны и разнообразны. Для того чтобы разобраться в них, необходимо рассмотреть основные специфические проявления памяти в деятельности руководителя.

Работа содержит 1 файл

ПОНЯТИЕ МНИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ..docx

— 34.45 Кб (Скачать)

       Важной  особенностью долговременной памяти руководителя, связанной с многоаспектностыо его функций, является ее полифокусность. Она состоит в необходимости мнемического контроля за многими объектами, явлениями, сферами своей деятельности. Это — и необходимость помнить сразу о многих целях, поскольку именно многоцелевой характер управленческой деятельности является ее специфической чертой. Это — и необходимость помнить о различных целях, «поставленных на контроль». Постановка задач «на контроль», не подкрепленная затем самими контрольными действиями, — очень негативная черта руководства. Это, наконец, и такая очень специфическая черта памяти руководителя, как «память на обещания». Конечно, многие из них не выполняются по иным, чем мнемические, причинам; однако и эти причины также довольно важны.

       Руководитель  имеет дело с информацией, существенно  различающейся по степени своей  достоверности. Она подвержена не только характерным для любой иной деятельности — объективным искажениям, но и  субъективным, в том числе преднамеренной фальсификации. Нередко имеет место  и прямая дезинформация. Следовательно, важнейшим дополнительным признаком, «в сопровождении» которого любая информация фиксируется в долговременной памяти, является параметр ее достоверности. Необходимо не просто запомнить что-либо, но зафиксировать  и то, насколько этому можно  доверять. Это, в свою очередь, требует запоминания источника и обстоятельств получения информации. Такой «информационный шлейф» составляет одну из специфических характеристик долговременной памяти руководителя. Он ведет к резкому возрастанию нагрузки на нее, повышает общие требования к ней.

       Наконец, последней по порядку, но не по значимости должна быть отмечена характеристика, являющаяся как бы противоположной  свойству «хорошей долговременной памяти». Она обозначается, как умение забывать. Забывание в целом является одним  из четырех основных мнемических процессов. Оно оберегает человека от чрезмерной информационной нагрузки, «отсеивает» менее значимую информацию, выступает как бы «фильтром», проходя через который в долговременной памяти остается лишь действительно важная информация. Вместе с тем забывание — очень сложный и внутренне противоречивый процесс. Он не сводится к пассивному стиранию впечатлений из памяти и их выведению из субъективного опыта (хотя и включает в себя это). Забывание — это активный процесс отбора — селекции запечатленной информации по параметрам объективной важности и субъективной значимости. В результате селекции редуцируется незначимая информация и закрепляется значимая. Без селективного забывания как обязательного мнемического свойства деятельность руководителя просто невозможна. И наоборот, его наличие и степень совершенства являются одним из признаков управленческой компетентности. Часто это свойство проявляется уже на этапе приема информации восприятия. Руководитель селективно, т.е. избирательно, «блокирует» те информационные каналы, которые, как подсказывает ему опыт, не являются важными или обязательными. Другим собственно организационным средством селекции является обычная система руководства — система «доступа к руководителю». Она предполагает разработку ряда организационных барьеров для контактов подчиненных с руководителем. Механизм активного забывания выполняет и еще одну очень важную функцию — функцию стабилизатора личного профессионального опыта руководителя, «допуская» в него лишь то немногое, что этого заслуживает, и отфильтровывая все иное. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Литература:

       1.   Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений.  М., 1998.

       2.  Красовский Ю.Д Управление поведением в фирме. М., 1997.

       3.  Курс для высшего управленческого персонала/Под ред. В. И. Терещенко. М., 1970.

       4.   Курс практической психологии/Под ред. P.P.  Кашапова, Можайск, 1992.

       5.  Планкетт Л, Хейл Г, Выработка и принятие управленческих решений. М., 1984.

       6. Секреты умелого руководителя. М., 1991.

       7.  Тарле Е. Наполеон. М., 1941.

       8.   Тсплоб Б.М. Ум полководца // Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.

       9.  FicshoffG., Beyth R. «1 know it Would Happen» // Org. Behav. and Human. Perform.1975. V. 13.

       10.   Irwin   F-W,  Stated Expectation  as Founctions of Probability and Desarability of Outcoms // Journ, of Person. 1953. V. 21.

       11.   Kabneman D., Slavic H-, Tversky A, Judgement under Uncertainty. Cambridge, 1982. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Понятие мнимических процессов и их состовляющая