Понятие личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Что такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий “человек”, “индивид”, “личность”. Понятие “человек” употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие личности. Социализация личности и ее этапы
2. Структура и типология личности
3. Самосознание, его элементы и критерии становления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

контрольная по психологии.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………. 3

1.      Понятие личности. Социализация личности и ее этапы …………………… 4

2.      Структура и типология личности …………………………………………… 17

3.      Самосознание, его элементы и критерии становления ……………………. 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….. 28

СПИСОК ИСПЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….  29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Личность -  это сложный и многогранный феномен, который включает в себя множество компонентов. В психологической науке имеется несколько общепризнанных положений относительно личности. По крайней мере, можно говорить о 4 основных положениях:

Личность присуща каждому человеку.

Личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет.

Личность – продукт исторического развития, т.е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа.

Личность – индивидуальная, отличительная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке над природного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием "индивидуальность". Индивидуальность -выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.

Мотивация, темперамент, способности, характер - основные параметры индивидуальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие личности. Социализация личности и ее этапы

 

Что такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий “человек”, “индивид”, “личность”. Понятие “человек” употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.

Итак, существует человечество как специфическая материальная реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием “индивид”. Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Понятие “индивид” в этом случае употребляется в значении “конкретный человек”. При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием “индивид” используют и понятие “личность”. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и филогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д.

Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Социология в целом содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками.

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная теория саморегуляции социального поведения личности. Зачинателями этой теории были американские социологи Т. Знанецкий и Ч.  Томас, в советской социологии эту теорию активно разрабатывал В. А.  Ядов. Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения. Они включают в себя: 1) концепцию жизни и ценностные ориентации; 2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации; 3) ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде. Низшие – поведение в определенных сферах деятельности, направленности поступков в типичных ситуациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом общих социальных условий и отвечая наиболее важным потребностям личности, потребностям гармонии с обществом, активно воздействуют на низшие диспозиции.

Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.

В отличие от психологии социология сразу пытается дать ответы на вопросы о социальном поведении личности, представить личность во всем многообразии социальных связей. В связи с этим в ходе изучения личности в контексте социальных связей необходимо дать ответы на вопросы о формировании личности в социальном окружении, месте, занимаемом личностью в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях от этих культурных норм.

Известно, что младенец вступает в большой мир как биоло­гический организм и его основной заботой в этот момент явля­ется собственный физический комфорт. Через некоторое время ре­бенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерения­ми, шаблонами поведения и ответственностью, а также с непо­вторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем со­циализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в че­ловеческую личность. Социализация процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индиви­дом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Социализа­ция охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и вос­питания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализа­ции принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверст­ники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.

Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

1)                 стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;

2)                 игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

3)                 стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «эго»осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «суперэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания врожденных свойств человека, в результате которого проис­ходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет четыре этапа, каждый из которых связан с определенными участками тела, так называемыми эрогенными зонами: оральный, анальный, фаллический и этап половой зрелости.

Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познава­тельных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15).

Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс со­циализации продолжается в течение всей жизни человека, и ут­верждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социа­лизация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих).

Групповой опыт

В самом начале жизненного пути человек не имеет своего собственного «Я». Он просто продолжает жизнь эмбрио­на как части материнского тела. Даже различение физических гра­ниц собственного тела от всего остального мира является ре­зультатом довольно длительного, последовательного изучения ребенком окружающей среды и последующего открытия того, что шум и движение вокруг его кроватки принадлежат иному миру, а не являются частью его собственного тела, как, например, пальцы или руки.

Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социальногодовольно сложный процесс, который продолжа­ется всю жизнь. Ребенок учится устанавливать различия между другими людьми по именам. Он осознает, что мужчина это па­па, женщинаэто мама. Так постепенно его сознание движет­ся от имен, которые характеризуют статусы (например, статус муж­чины), к специфическим именам, обозначающим отдельных индивидов, включая его самого. В возрасте около полутора лет ре­бенок начинает использовать понятие «Я», осознавая при этом, что он становится отдельным человеческим существом. Продолжая на­капливать социальный опыт, ребенок формирует образы различ­ных личностей и в том числе образ собственного «Я». Все дальней­шее формирование человека как личности это построение собственного «Я» на основе постоянного сопоставления себя с дру­гими личностями. Таким образом осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окру­жения качествами, которые постигаются через групповое обще­ние, групповой опыт.

То, что личность развивается не просто путем автоматическо­го развертывания природных задатков, доказывает опыт социаль­ной изоляции человеческого индивида. Известны случаи, когда ребенок в детстве был лишен человеческого окружения и воспи­тывался в среде животных. Изучение восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют собственного «Я», так как у них пол­ностью отсутствует представление о себе как об обособленном, от­дельном существе в ряду других подобных им существ. Тем бо­лее такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может считаться личностью.

Как же осуществляется формирование личности в ходе груп­пового общения, когда человек осознает свое «Я»? Рассмотрим наиболее известные научные объяснения этого процесса.

Известный американский психолог и социолог Ч. Кули поста­вил перед собой задачу исследовать процесс постепенного пони­мания личностью отличия своего «Я» от других личностей. В ре­зультате многочисленных исследований он определил, что развитие концепции собственного «Я» происходит в ходе длитель­ного, противоречивого и запутанного процесса и не может осуще­ствляться без участия других личностей, т.е. без социального ок­ружения. Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое «Я», основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Например, девушке ее роди­тели и знакомые говорят, что она хороша собой и прекрасно вы­глядит. Если эти утверждения повторяются достаточно часто, бо­лее или менее постоянно и разными людьми, то девушка, в конечном счете, ощущает себя хорошенькой и действует как красивое создание. Но даже хорошенькая девушка будет чувст­вовать себя гадким утенком, если с раннего возраста ее родите­ли или знакомые будут разочаровывать ее и относиться к ней, как к некрасивой. А.И. Куприн в рассказе "Синяя звезда" прекрас­но описал такую ситуацию, когда девушка, считавшаяся самой уродливой в своей стране, стала считаться первой красавицей по­сле переезда в другую страну.

Такие рассуждения привели Ч. Кули к мысли о том, что лич­ностный «Я» - образ не рождается только в связи с объективными фак­тами. Самый обычный ребенок, усилия которого оцениваются и вознаграждаются, будет ощущать чувство уверенности в своих си­лах и собственном таланте, в то время как поистине способный и талантливый ребенок, усилия которого воспринимаются ближай­шим окружением как неудачные, ощущает мучительное чувство некомпетентности и его способности могут быть практически па­рализованы. Именно через отношения с другими, через их оцен­ки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, при­влекательный или некрасивый, достойный или никчемный.

Это человеческое «Я», открывающееся через реакции других, по­лучило известность как зеркальное «Я» Чарльза Кули, впервые про­анализировавшего процесс «Я» - открытия. Ч. Кули определил три стадии в построении зеркального «Я»:

1)                 наше восприятие того, как мы смотрим на других;

2)                 наше вос­приятие их мнения по поводу того, как мы смотрим;

3)                 наши чув­ства по поводу этого мнения.

Предположим, что всякий раз, ко­гда вы входите в комнату и направляетесь к группе людей, общающихся между собой, они с вежливыми извинениями быст­ро расходятся. Если такой результат повторяется несколько раз, то очевидно, что у вас возникает чувство, что о вас в группе дур­ное мнение, с вами не хотят общаться. Или наоборот, постоянно при вашем появлении группа стремится образовать вокруг вас кружок, ее члены активно общаются с вами В этом случае ана­лиз их действий, безусловно, положительно скажется на вашем са­момнении.

Как отражение в зеркале дает образ физического «Я», так вос­приятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального «Я». Например, я знаю, что талантлив в од­них отношениях и бесталанен в других. Это знание приходит из анализа реакций окружающих на мои действия. Маленький ре­бенок, первые артистические усилия которою критикуются, ско­ро будет думать, что артистический талант у него отсутствует, в то время как ребенок, чей артистический талант постоянно под­держивается родителями, может поверить в свои способности в этой области. Когда ребенок подрастет, уже другие личности начнут высказывать свои мнения, обнаруживать свои реакции, которые будут отличаться от мнения родителей. В результате мо­жет измениться восприятие человеком своих способностей.

Таким образом, «социальное зеркало» постоянно действует, оно постоянно перед нами и также постоянно изменяется. Эти изменения особенно видны, когда в детстве при оценке своих спо­собностей человек ориентирован на мнение тех, с кем постоян­но находится в личном контакте, а затем, подрастая, он уже ори­ентируется на мнение личностей, хорошо разбирающихся в предмете его способностей. Поэтому можно сказать, что при достижении зрелости личность уделяет наибольшее внимание соз­данию образа социального «Я» на основании оценок компетент­ных специалистов.

Развиваясь, личность становится не только более строгой при выборе группы индивидов, выполняющих роль социального зер­кала, но и осуществляет отбор образов, оказывающих на нее влияние. Человек всегда оказывает больше внимания одним мне­ниям и меньше другим, он может даже вообще игнорировать не­которые мнения и реакции по поводу своего поведения. При этом существует возможность неправильного истолкования мне­ний, или искаженного зеркала. Мы, например, часто поддержи­ваем приятные высказывания о себе, которые на поверку оказы­ваются просто лестью, или можем отнести брань начальника к неумению или неспособности, в то время как это просто служит проявлением его плохого настроения.

Таким образом, зеркальное «Я», формирующее личность, вслед­ствие таких искажений никогда полностью не соответствует дей­ствительному положению вещей. Американские исследователи Э. Кельвин и В. Хольтсман в 1953 г. опубликовали результаты экс­периментов, из которых следует, что существует весьма значитель­ное различие между мнением индивида о своих способностях (ис­ходя из оценок других индивидов) и действительным уровнем этих способностей. Причиной таких различий были, во-первых, отбор личностями выгодных для них мнений окружающих и, во-вто­рых, отличие между тем, как люди оценивают других публично, и тем, что они действительно о них думают.

Определяя возможность формирования личности, «Я»-образа на основании зеркального «Я», Ч. Кули, тем не менее, не учитывал активности личности. В соответствии с его учением личность развивается только благодаря мнениям других, ограничиваясь из­бирательной ролью. Кроме того, им не установлен механизм вос­приятия личностью оценок, сделанных другими индивидами, не показано, как осуществляется социализация индивида в группе.

Профессор Чикагского университета, философ, социолог и социальный психолог Дж. Мид разработал теорию, в которой объ­ясняется сущность процесса восприятия индивидом других лич­ностей и развита концепция «обобщенного другого», в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального «Я». В соответствии с концепцией Дж. Мида «обобщенный другой» пред­ставляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения неко­торой группы, которые формируют у членов этой группы инди­видуальный «Я» - образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представ­ляемыми оценками его «обобщенного другого».

Каждый из нас знает ощущение, когда после нелепого случая человек со смущением представляет себе, как он выглядел в глазах остальных. Он ставит себя на их место и представляет, что они думают о нем.

Это осознание «обобщенного другого» развивается через про­цессы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие ролиэто попытка принять на себя поведение личности в другой ситуа­ции или в другой роли[1]. Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты папой, ты ребенком). Исполнение роли это дей­ствия, связанные с действительным ролевым поведением, в то вре­мя как принятие роли только претендует на игру.

Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка ис­полнению взрослых ролей. Первая подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (например, де­вочка наказывает куклу). Вторая стадия, называемая игровой (в 3-4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать по­ведение тех, кого они изображают, но исполнение роли еще не­устойчиво. В какой-то момент мальчик изображает из себя строителя и укладывает игрушечные блоки один на другой, од­нако минутой позже он начинает бомбардировать свои построй­ки, затем становится милиционером, после чего космонавтом. Тре­тья заключительная стадия (в 4-5 лет и далее), в которой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров. Удач­ным примером или аналогом такого поведения можно считать игру в футбол, когда в ходе перемещения по полю происходит постоянная смена амплуа игроков. Для взаимодействия с парт­нерами каждому из игроков необходимо ставить себя на место партнера и представлять себе, что он сделал бы в том или ином игровом эпизоде. Команда возникает и действует только тогда, когда каждый усваивает не только собственную роль, но и ро­ли партнеров.

В ходе подобного процесса индивид, проходя последователь­но все стадии вхождения в другие роли, развивает способность ви­деть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется «обобщенный другой». Он является грубым сравне­нием со стандартами и ценностями общества. Повторяя принимае­мую роль «обобщенного другого», индивид формирует свою кон­цепцию «Я». Недостаточная способность адаптироваться к другой точке зрения, принимать на себя роли других индивидов может отрицательно сказываться на развитии личности. Так, у некото­рых групп молодежи с заметными признаками отклоняющегося поведения, замкнутых в пределах своей группы, зарегистрирова­но неумение принимать другие роли, а следовательно, видеть се­бя в глазах других, что отрицательно сказывается на развитии и умственных способностях личности.

Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к тео­рии Дж. Мида разработал концепцию «значимого другого». «Зна­чимый другой» это та личность, одобрения которой данный ин­дивид добивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и фор­мирование их собственного «Я». В качестве «значимых других» мо­гут выступать родители, замечательные учителя, наставники, не­которые участники детских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через «зна­чимого другого».

Два наиболее часто применяемых термина, отражающих ощу­щение человеком своего собственного «Я» и степень социализации личности это идентичность и самоуважение.

Под идентичностью понимается ощущение существования уникальной инди­видуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от дру­гих групп в использовании групповых ценностей. Например, представитель определенной нации стремится к культурным об­разцам своей нации, сопоставляя их с культурными образцами дру­гих наций. Ощущение индивидом идентичности с группой в зна­чительной степени зависит от индивидуальных или групповых потребностей, удовлетворение которых приводит к повышению его престижа в глазах «обобщенного другого». Часто люди определя­ют идентичность по признаку расы, национальности, религии или роду занятий. Наличие этих признаков у индивида может оз­начать низкий или высокий престиж в глазах тех, кто имеет значение для данной личности, кто оказывает влияние на ее поведение.

В истории наблюдаются такие ситуации, когда индивиды ве­дут тяжелую и часто бесполезную борьбу на каком-либо попри­ще только из-за того, что они идентифицируют себя с другими индивидами и своим поведением стремятся заслужить их одобрение и повысить свой престиж. Чувство самоуважения также социально обусловлено. Личность уважает себя в зависимости от восприятия того, как она оценивается другими, особенно теми другими, мнение которых для нее особенно важно. Если это восприятие благоприятно, у человека развивается чувство самоуважения. В противном случае он будет считать себя недостой­ным и неспособным.

Уникальный индивидуальный опыт

Почему дети, выросшие в одной семье, так сильно отличаются друг от друга, даже если они имеют сходный групповой опыт? Потому что у них не было полностью идентичного группового опыта, их опыт всегда был в чем-то сходен, а в чем-то различен. Каждый ребенок воспитывается в семье с разной структурой. Он может быть единственным, а может иметь брата или сестру, общение с которыми придает его личности новые черты. Кроме того, дети общаются с различными груп­пам, воспринимают роли разных людей. Даже близнецы с одинаковой наследственностью всегда будут воспитываться по-разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людь­ми, слышать одни и те же слова от родителей, испытывать одни и те же радости и огорчения. В связи с этим можно сказать, что каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не про­сто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый человек не только складывает инциденты и события, происшедшие с ним, как кирпичики в стене, но их значение он преломляет через свой про­шлый опыт, а также опыт своих родителей, близких, знакомых.

Психоаналитики утверждают, что некоторые инциденты, происшедшие в ходе личностного опыта, могут быть критическими, так как они придают определенную окраску всем последующим реакциям человека на окружающую среду. Известен, например, случай травматического значения маленького эпизода, когда у пятилетней девочки чужой дядя отнял и выкинул любимую куклу. Впоследствии этот эпизод повлиял на общение ставшей взрослой женщины с мужчинами. Таким образом, если групповой опыт мо­жет быть сходен или даже одинаков у различных личностей, то индивидуальный опыт всегда уникален. Именно поэтому не мо­жет быть совершенно одинаковых личностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура и типология личности

 

Под «структурой личности» я, естественно, понимаю не физиологию (которая, боюсь, способна отбить хлеб у психологов и философов, если будет двигаться в перед такими темпами). Структура личности — это некое нематериальное образование (нематериальное — потому что никаких научных обоснований теоретики, изучающие структуру личности, чаще всего не приводят), выполняя скорее описательную функцию.

Пункт «поведение и мотивация» предполагает наличие вразумительного ответа о природе человеческого поведения и мотивации.

«Типология личностей» — пункт самый необязательный, потому что в его основе лежит лишь гипотеза о том, что человеческую психику возможно классифицировать.

Становление человека как субъекта деятельности неразрывно связано с
развитием самосознания. В осуществлении различных видов активности
субъекта, в том числе его деятельности, общения, поведения, значительная
роль принадлежит самосознанию. В процессе практической деятельности
человек как субъект (человек на характерном для него высшем уровне
активности, целостности, автономности), характеризуется совокупностью
деятельностей и мерой их продуктивности, преобразует социальный мир, а
также и самого себя. Изменяя мир, человек глубже понимает и его, и самого
себя как субъекта деятельности (личность, имеющая определённые права,
обязанности и выполняющая определённые роли и функции).
Психологический словарь определяет самосознание как осознанное
отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам
поведения, переживаниям и мыслям, выражающимся также в эмоционально –
смысловой оценке своих субъективных возможностей, выступающих в качестве
основания целесообразных действий и поступков.

 

 

 

Самосознание, его элементы и критерии становления

 

В основе самосознания – способность человека отличать себя от своей
собственной жизнедеятельности, возникающая в общении при формировании
первичных способов человеческой жизнедеятельности. Отношение к своему
бытию, опосредованное совместной (в общении осуществляемой) деятельностью,
способствует формированию определённого представления о себе самом как о
способном на общественно значимые поступки и действия. Представления о себе
(субъективный образ своего Я) складывается под влиянием оценочного
отношения других людей при соотнесении мотивов, целей и результатов своих
поступков и действий с канонами и социальными нормами поведения, принятыми
в обществе. "Образ Я" - непременное условие каждого акта целеполагания.
Представление о цели и путях её достижения есть одновременно и
представление о своих будущих действиях, о формирующихся в этих действиях
способностях – о себе, уже добившемся своей цели, так или иначе
изменившемся. При этом человек может и завышать, и занижать свои
возможности; в первом случае он относит себя к тем, кто обладает нужными и
престижными способностями, во втором - к тем, у которых этих способностей
нет.

С.Л.Рубинштейн пишет, что проблема психологического изучения личности
завершается раскрытием её самосознания. Он считал, что развитие
самосознания проходит ряд ступеней: от наивного неведения в отношении
самого себя до всё более углублённого самопознания, соединяющегося затем со
всё более определённой и иногда резко колеблющейся самооценкой. С.Л.
Рубинштейн высказал суждение о трёхкомпонентной структуре
самосознания: переживаемое отношение к себе, отношение к другому человеку
и воспринимаемое (или ожидаемое) отношение другого.
Самосознание принадлежит целостному субъекту и служит ему
для организации его собственной деятельности, его
взаимоотношений с окружающими и его общения с ними.

Самосознание в психической деятельности человека выступает
как сложный процесс опосредованного познания себя,
развернутый во времени, связанный с движением от
единичных, ситуативных образов через интеграцию
подобных ситуативных образов в целостное
образование - понятие собственного «Я».

Образование отношений формирующегося человека к самому
себе является наиболее поздним по сравнению с другими свойствами. Во всех
видах деятельности и поведения эти отношения следуют за отношением к
ситуации, предмету и средствам деятельности, к другим людям. Лишь
пройдя через многие объекты отношений, сознание становится само
объектом самосознания. Требуется накопление опыта множества подобных
осознаний себя субъектом поведения для того, чтобы отношения к себе
превратились в свойство, называемое рефлексивностью. Однако именно
эти свойства завершают структуру личности и обеспечивают ее
целостность. Они наиболее тесно связаны с целями жизни и деятельности,
ценностными ориентациями, установками; выполняя функцию самопознания,
самоконтроля, саморегуляции и самоорганизации личности.
Самопознание - сложный многоуровневый процесс, индивидуализировано
развернутый во времени. Очень условно можно выделить 2 стадии: познание
своих особенностей через познание особенностей другого, сличение и
дифференциацию; на 2-й стадии подключается самоанализ.
По своему объекту (тому, что осознаётся) самосознание понимается как
процесс, направленный на осознание себя как субъекта сознания, общения и
действия (А.Г. Спиркин), своих отношений к внешнему миру, другим людям, к
самому себе (П.Р. Чамата), своей личности как физического, духовного и
общественного существа (Н.Е. Анкудинова); осознание самого себя как
существа, осознающего мир и изменяющего его, как субъекта, действующего
лица в процессе его деятельности – практической и теоретической, субъекта
деятельности осознания в том числе (С.Л. Рубинштейн).
И.И. Чеснокова рассматривает самосознание как сложный психологический процесс, заключающийся в восприятии личностью многообразных
"образов" самого себя в различных ситуациях деятельности и в соединении
этих образов в единое целостное образование – в представление, а затем в
понятие о собственном Я. Процесс самопознания тесно связан с разнообразными
переживаниями, которые в дальнейшем обобщаются в эмоционально-ценностное
отношение личности к себе. Обобщённые результаты познания себя и
эмоционально-ценностного отношения закрепляются в соответствующую
самооценку, которая становится регулятором поведения личности. Таким
образом, И.И. Чеснокова рассматривает самосознание как единство трёх
сторон: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и
саморегулирования поведения. Самосознание является динамичным образованием психики, находится в постоянном движении не только в онтогенезе, но и в постоянном функционировании. Сторонами внутреннего строения сознания и самосознания являются знание и отношение.

Самосознание является рефлексивным отображением самого себя. Рефлексия
выступает в качестве психологического механизма самосознания. В.Н. Козиев
определяет рефлексию как способность перейти в некоторую позицию и
рассматривать другого человека или собственную личность с точки зрения
этой позиции.

Самосознание сопровождает любые процессы сознания в специфической
форме осознания, отнесённости акта осознания к моему "Я".
Л.Д. Олейник выделяет следующие стадии в развитии самосознания:
закладывание основ самосознания (от рождения до 2 – 3 лет); становление
личности и формирование субъекта сознания и самосознания на конкретном
уровне (от 3 до 10 – 12 лет); дальнейшего становления личности и
формирования самосознания на абстрактно – логическом уровне (от 12 до 18
- 20 лет); стадия зрелого самосознания (от 20 лет и далее). Основанием для выделения стадий у И.И. Чесноковой являются кризисы в развитии личности. Она условно выделяет следующие стадии: от года до 3 лет; от 3 до 7; от 7 до 12; от 12 до 14; от 14 до 18. По её мнению последним вышеуказанным возрастным периодом процесс развития самосознания не завершается, а продолжает развиваться дальше, возможно всю жизнь.

Онтогенез самосознания рассматривается у Чесноковой И.И. как
развёртывающийся во времени психический процесс, состоящий из трёх всё
более усложняющихся форм: самопознания, эмоционально – ценностного
отношения и саморегуляции. Если на первых стадиях развития ребёнка все эти
три сферы самосознания как бы слиты, то со временем каждая из этих форм
самосознания становится относительно самостоятельной. Необходимо отметить,
что стадиальность самосознания, рассмотренная И.И. Чесноковой ближе Нашему
пониманию, по причине своей соотнесённости с возрастными кризисами.
Структура самосознания личности представляет собой взаимодополняющее
соединение трех подструктур: когнитивной, аффективной и поведенческой.

Когнитивная подструктура включает осознание себя в системе
деятельности, в системе детерминированных этой деятельностью межличностных
отношений и в системе его личностного развития. Постепенно на основе
представления о себе в отдельных ситуациях, на основе мнения коллег
складывается устойчивая Я - концепция, придающая ему чувство
профессиональной уверенности или неуверенности.
В аффективно-оценочном отношении к себе различают оценку своих
сегодняшних возможностей (актуальная самооценка), вчерашних
(ретроспективная самооценка) и будущих достижений (потенциальная или
идеальная самооценка), а также оценку того, что думают о нем другие
(рефлексивная самооценка). По мнению А.К. Марковой если актуальная оценка
выше ретроспективной, а идеальная выше актуальной, это говорит о росте
профессионального самосознания.

И, наконец, третий компонент профессионального самосознания -
поведенческий - означает способность действовать на основе знаний о себе и
отношения к себе. А.Г. Спиркин, анализируя особенности самосознания и самооценки, фактически отождествляет эти явления: «…сама сущность сознания выражается в оценке человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств,
морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, в целостной
оценке самого себя и своего места в жизни». Основными функциями самосознания являются "развитие и совершенствование своей личности в соответствии с социально – нравственными требованиями общества и сознательное использование психических закономерностей своей личности для наиболее успешного преобразования природы и общества".

Вышеприведённый обзор различных точек зрения на вопрос возникновения
самосознания в онтогенезе, стадиальность его развития, показывает, что
существуют разногласия по этим вопросам. Мы же будем придерживаться
трёхкомпонентной структуры самосознания, как и большинство психологов,
рассматривающих самосознание как единство трёх сторон: самопознания,
эмоционально-ценностного отношения к себе, и саморегулирования.
Знание человека о самом себе многообразно по своему составу.
Рефлексия, или самоотражение, выступает в качестве психологического
механизма самосознания. В результате самоотражения возникает понятие о
самом себе, или Я – концепция (динамическая система представлений индивида
о себе, формирующаяся в процессе включения человека в различные социальные
общности, в группы, активного участия в различных видах деятельности).
Для развития самосознания характерна стадиальность, то есть деление
на временные отрезки, в пределах которых накапливаются количественные
признаки, которые постепенно или скачкообразно приводят к качественным
новообразованиям в самосознании. Каждая сторона самосознания
детерминирована образом жизни, ведущей деятельностью и общением, а также
уровнем развития психики индивида.

Исходя из вышеизложенного понимания самосознания, раскрывающего его
содержательный аспект, можно вычленить следующее: человек как социальное
существо осознаёт себя членом общества, группы: возрастной, половой,
профессиональной, семьи и так далее, свой социальный статус, роли,
социальные связи с другими людьми. Объектом самосознания является сама
личность, как познающий субъект, которая осознаёт свои личностные
особенности: направленность и отношения, психические состояния, процессы,
свойства, характер, способности; проявления собственной активности:
поступки, взаимоотношения с окружающим миром; осознаёт себя субъектом
познания, общения и труда. Осознаёт свои индивидуальные свойства:
особенности внешнего облика, функции своего тела, особенности соматической
организации и так далее.

Я - концепции – содержательной стороны
самосознания. У. Джемсу принадлежит первая концепция личностного Я, рассматриваемая в контексте самопознания. С его точки зрения глобальное, личностное Я является двойственным образованием, состоящем из двух составляющих - Я - сознающего и Я – как объекта. Эти две стороны самосознания всегда существуют одновременно. В состав Я – как объекта включаются:
материальное Я (одежда, дом, семья), физическое Я (тело), социальное Я
(общественное признание человека, его репутация), духовное Я (сам
"мыслящий" субъект). Джемс рассматривает действующее Я – как субъекта
мысли, но при характеристике эмпирического Я выходит за пределы сознания.

Учёными выделяются различные аспекты в изучении "Я". Р.Мейли выделяет три аспекта в изучении "Я": 1) Центрация большинства психических функций и явлений. Человек чувствует себя субъектом своих действий, своего восприятия, мыслей, чувств и отражает свою тождественность и неразрывность с тем, чем он был ранее. 2) Совокупность объектов, определяющих "содержание Я" ли его поле. 3) "Защитные механизмы". В более общем смысле под ними понимается совокупность небиологических побуждений, направленных на защиту, а также укрепление чувства своей силы и ценности.
И.С. Кон выделяет следующие аспекты проблемы "Я":
1) "Я" – идентичность (самость). Человек при изменениях окружающей
среды сохраняет некоторую идентичность, поддерживая и воспроизводя
собственную структуру. 2) "Эго" – (субъективность). С данным представлением связана субъективность сознания, понятие действующего лица, наблюдателя,
которое получило название Я. При изучении данного аспекта внимание
исследователей направлено на процессы и механизмы сознательной
саморегуляции поведения. 3) Образ Я. При изучении Я - образов рассматриваются конкретные процессы и механизмы самосознания, степень адекватности самооценок, структурные компоненты Я - образов и динамика их изменения, роль и значение самосознания в общем балансе психической деятельности.
Вышеуказанные аспекты проблемы "Я" являются взаимосвязанными и
предполагают друг друга: "Идентичность психики и поведения индивида не
возможна без какого–то единого регулятивного начала, которое требует
самосознание. "Эго" как регулятивный механизм предполагает преемственность
психической деятельности и наличие информации о себе. "Образ Я" как бы
достраивает идентичность и субъективность личности и одновременно
корректирует её поведение". Общее в позициях Мейли и Кона состоит в том, что они выделяют "Я" как субъекта, активного, действующего, а также объектное "Я". Объектом рефлексии субъекта становятся разнообразные содержания "Я". Также выделяют аспект проблемы "Я" – идентичность (самость). Человек отражает свою
тождественность, неразрывность с тем, чем он был ранее.

В процессе отражения человеком самого себя формируется Я - образ.
"Наряду с "Я" как субъектом активным, действующим и субъективным, -
подчёркивает И.С. Кон, - необходимо выделять "Я" как объект восприятия,
мышления, то есть объектное, рефлексивное, категориальное Я, или образ Я,
понятие Я, или Я – концепцию". И.С. Кон понимает "образ Я" как
социальную установку (установочную систему), позволяющую представить его
структуру не как случайный набор компонентов, а как некоторуя систему
когнитивных, эмоциональных и поведенческих признаков.
Образ Я рассматривается Чесноковой И.И. в контексте самосознания
личности. Самосознание выступает как особо сложный процесс опосредованного
познания личностью себя, развёрнутый во времени. Обобщённый образ Я
формируется в процессе интеграции множества единичных, конкретных образов
в ходе самовосприятия, самонаблюдения, самоанализа. В нём отражены общие,
специфические и существенные черты данного субъекта. Образ Я является
определённым итогом процесса самопознания. Обобщённый образ Я является,
согласно автору, тождественным понятию Я. Понятие Я влияет на
мировосприятие, обусловливает основную линию поведения личности.
Другой подход к пониманию Я – образа характерен для Н.И. Непомнящей.

Образ Я рассматривается как сторона ценности, в которой
выделяются две стороны: значимость для субъекта определённых сторон
действительности; представление о самом себе или "образ Я". Автор данного
подхода рассматривает становление образа Я как ценности, определяет связь
образа Я личности с направленностью, с ценностными ориентациями, что
является достоинством данного подхода. Ограниченность данного подхода
состоит в том, что автор строит свою концепцию, базируясь на исследованиях
по умственному развитию детей.

Большой интерес представляет подход к изучению образа Я,
разрабатываемый в рамках концепции общения М.И.Лисиной, в котором
рассматривается становление образа Я на ранних этапах онтогенеза. Основными
факторами формирования представления о себе являются ведущая деятельность,
характерная для каждого возрастного этапа психического развития
ребёнка, и форма его общения с окружающими людьми, причём эти факторы тесно взаимосвязаны между собой. Составляющими структуры образа Я как целостного образования являются два компонента: когнитивный (знание о себе) и
аффективный (отношение к себе), они находятся в неразрывном единстве.

На начальных этапах онтогенеза аффективная сторона отношения к себе
преобладает над когнитивной, по мере развития формируется аффективно-
когнитивное единство образа Я. А.Н.Крылов (30) рассматривает в теоретическом плане образ Я как фактор развития личности, образ Я формируется в результате интериоризации её внешних отношений, в первую очередь общения, и представляет собой, согласно автору, интериоризированное общение.
Таким образом, можно заключить, что имеется разнообразие в понимании
Я - образа.

В зарубежных исследованиях преимущественно рассматриваются не
разрозненные образы Я, а систематическая Я - концепция. Дж. Мид считал,
что становление человеческого Я как целостного психического явления есть не
что иное, как происходящий "внутри" индивида социальный процесс
формирования Я - сознающего и Я - как объекта. Индивид осознаёт и принимает
те представления, которые существуют у других людей относительно него.
Итогом этого является возникновение в сознании индивида "Мe" - обобщённой
оценки индивида другими людьми. Он считал "Мe" образуют усвоенные
человеком установки (значения и ценности), а " I " – это то, как человек в
качестве субъекта психической деятельности воспринимиает ту часть своего
Я, которая представлена как "Мe". "I" и "Мe" образуют собственно
личностное Я. Он считает социальное окружение важным фактором формирования Я - концепции индивида.

У Р. Бернса Я - концепция понимается как совокупность установок "на
себя". В установке выделяются три составляющих компонента: когнитивный,
эмоционально-оценочный и поведенческий. Применительно к Я - концепции он
конкретизует эти элементы установки так:

1) Образ Я – это представления индивида о себе. В него включаются
ролевые, статусные, психологические характеристики индивида,
жизненные цели. Одни характеристики Я – образа обладают большей
значимостью, другие меньшей.

2) Самооценка – аффективная оценка данного представления. В Я–
концепции представлена не только констатация, описание черт, но и
вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними
переживаний.

3) Потенциальная поведенческая реакция, т.е. те конкретные действия,
которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
У Бернса Я – концепция представлена в виде иерархической структуры.
Её вершину составляет глобальная Я – концепция, включающая всевозможные
грани индивидуального самосознания. Это чувство собственной
преемственности, неповторимости. Основываясь на том, что образ Я и
самооценка образуют неразрывное единство, и предрасполагают индивида к
определённому поведению, автор рассматривает глобальную Я – концепцию как
совокупность установок индивида, направленных на себя. Выделяются три
основные модальности самоустановок:

1) Реальное «Я» – это установки, связанные с тем как индивид
воспринимает свои актуальные психологические особенности, роли,
статус, то есть представления о том, какой он есть на самом деле.

2) Зеркальное (социальное) Я – это установки, связанные с
представлениями индивида о том, каким его видят другие люди.

3) «Идеальное» Я – установки, связанные с представлением о том, каким
он хотел бы быть.

Я – образ или Я – концепция является важной характеристикой личности.
Человек воспринимает различные характеристики своего «Я». Эти восприятия
организуются в более или менее объективный, связанный, устойчивый целостный
образ.

Смысл «образа Я» складывается на основе соотнесения собственных
свойств личности с мотивом её деятельности. Существование внутренних
преград, их противоборство в реальном или воображаемом поступке становится
основой саморефлексии – главной составляющей смысла Я. Причём саморефлексия имеет две основные стороны: когнитивную и эмоциональную. Когнитивная проявляется в субъективном определении собственных черт, в их самооценке, эмоциональная – в формировании эмоций и чувств, направленных на себя самого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Личность не "только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве "Я", которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Что значит быть личностью? Быть личностью - это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью - это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью - это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью - что значит обладать свободой выбора и нести ее бремя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.      Крутецкий В.А. Психология. М. 1986

2.      Казаков В.Г. Кондратьева Л.Л. Психология. М 1989.

3.      Немов Р.С. Практическая психология.

4.      Немов Р.С. Психология М. 2007

5.      Столяренко Л.Д. Основы психологии. 1995

6.      http://www.ucheba.ru/referats/26322.html

 

29

 


[1] 

Информация о работе Понятие личности