Автор: Наташа Шахавнина, 15 Октября 2010 в 00:21, реферат
психология личности
нет
4.5. Физическая
и духовная личность - единство.
Как бы то ни было, каждый человек, будучи сознательным общественным существом, субъектом практики, истории, является тем самым личностью. Определяя свое отношение к другим людям, он самоопределяется. Это сознательное самоопределение выражается в его самосознании. Личность в ее реальном быте, в ее самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим «я». «Я» - это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании. Радикально - идеалистические течения психологии сводят обычно личность к самосознанию. У. Джеймс надстраивал самосознание субъекта как духовную личность над личностью физической и социальной. В действительности личность не сводится к самосознанию, и духовная личность не надстраивается над физической и социальной. Существует лишь единая личность - человек из плоти и крови, являющийся сознательным общественным существом. Как «я» он выступает, поскольку с развитием самосознания осознает себя как субъекта практической и теоретической деятельности.
К своей личности человек относит свое тело, поскольку овладевает им и органы становятся первыми орудиями воздействуя на мир. Складываясь на основе единства организма, личность этого тела присваивает его себе, относит к своему «я», поскольку его осваивает, овладевает им. Человек связывает более или менее прочно и тесно свою личность и с определенным внешним обликом, поскольку в нем заключены выразительные моменты и отражается склад его жизни и стиль деятельности. Поэтому, хотя в личность включается и тело человека, и его сознание, никак не приходится говорить (как это делал Джеймс) о физической личности и личности духовной, поскольку включение тела в личность или отнесение его к ней основывается именно на взаимоотношениях, между физической и духовной стороне личности; не существует особой духовной личности в виде какого - то чистого бесплотного духа; самостоятельным субъектом она является, лишь поскольку, будучи материальным существом, она способна оказывать материальное воздействие на окружающее. Таким образом, физическое и духовное - это стороны, которые входят в личность лишь в их единстве и внутренней взаимосвязи.
К своему «я» человек в еще большей мере, чем свое тело, относит внутреннее психическое содержание. Но не все и из него он в равной мере включает в собственную личность. Из психической сферы человек относит к своему «я» преимущественно свои способности и особенно свой характер и темперамент - те свойства личности, которые определяют его поведение, придавая ему своеобразие. В каком - то очень широком смысле все переживаемое человеком, все психическое содержание его жизни входит в состав личности. Но в более специфическом смысле своем, относящимся к его «я», человек признает не все, что отразилось на психике, а только то, что было им пережито в специфическом смысле этого слова, войдя в историю его внутренней жизни. Не каждую мысль, посетившую его сознание, человек в равной мере признает своей, а только такую, которую он не принял в готовом виде, а освоил, продумал, т. е. такую, которая явилась результатом собственной его деятельности.
Точно так же и не всякое чувство, мимолетно коснувшееся его сердца, человек в равной мере признает своим, а только такое, которое определило его жизнь и деятельность. Но все это - и мысли, и чувства, и точно так же желания - человек по большей части в лучшем случае признает своим, в собственное же «я» он включит лишь свойства своей личности - свой характер и темперамент, свои способности и к ним присоединит он разве мысль, которой отдал все свои силы и чувства, с которыми срослась вся его жизнь.
Реальная
личность, которая, отражаясь в своем самосознании,
осознает себя как «я», как субъекта своей
деятельности, является общественным
существом, включенным в общественные
отношения и выполняющим те или иные общественные
функции. Реальное событие личности существенно
определяется ее общественной ролью: поэтому,
отражаясь в самосознании, эта общественная
роль тоже включается человеком в его
«я».
4.6. Общественное
отношение индивида к труду.
Эта установка личности нашла себе отражение и в психологической литературе. Задавшись вопросом о том, что включает личность человека, У. Джеймс отмечал, что личность человека составляет общая сумма всего того, что он может называть своим. Иначе говоря: человек есть то, что он имеет; его имущество составляет его сущность, его собственность поглощает его личность.
В известном смысле и мы можем, конечно, сказать, что трудно провести грань между тем, что человек называет самим собой, и кое - чем из того, что он считает своим. То, что человек считает своим, в значительной мере определяет и то, чем он сам является. Но только это положение приобретает у нас иной и в некотором отношении противоположный смысл. Своим человек считает не только те вещи, которые он себе присвоил, сколько то дело, которому он себя отдал, то общественное целое, в которое он себя включил. Своим считает человек свой участок работы, своей он считает родину, своими он считает ее интересы, интересы человечества: они его, потому что он их.
Для нас
человек определяется прежде всего не
его отношением к его собственности, а
его отношением к его труду. Поэтому и
его самооценка определяется тем, что
он как общественный индивид делает для
общества. Это сознательное, общественное
отношение к труду является стержнем,
на котором перестраивается вся психология
личности; оно же становится основой и
стержнем ее самосознания.
4.7. Самооценка
и жизненный опыт (переосмысливание жизни).
Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это - как и сознание вообще - не пассивно, не зеркально. Представление человека о самом себе, даже о собственных психических свойствах и качествах, далеко не всегда адекватно их отражает; мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже когда он стремится верно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда объективно отражают побуждения, реально определяющие его действия. Сознание человека не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно. Самосознание, включая и то или иное отношение к себе, тесно связано и с самооценкой. Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки.
Сознание человека - это вообще не только теоретическое, познавательное, но и моральное сознание. Корнями своими оно уходит в общественное бытие личности. Свое психологическое реальное выражение оно получает в том, какой внутренний смысл приобретает для человека все то, что совершается вокруг него и им самим.
Самосознание
- не изначальная данность, присущая человеку,
а продукт развития; при этом самосознание
не имеет своей отдельной от личности
линии развития, но включается как сторона
в процесс ее реального развития. В ходе
этого развития, по мере того как человек
приобретает жизненный опыт, перед
ним не только открываются все новые стороны
бытия, но и происходит более или менее
глубокое переосмысливание жизни. Этот
процесс ее переосмысливания, проходящий
через всю жизнь человека, образует самое
сокровенное и основное содержание его
существа, определяет мотивы его действий
и внутренний смысл тех задач, которые
он решает в жизни. Способность, вырабатывающаяся
в ходе жизни у некоторых людей, осмыслить
жизнь в большом плане и распознать то,
что в ней подлинно значимо, умение не
только изыскать средства для решения
случайно всплывших задач, но и определить
сами задачи и цель жизни так, чтобы по
- настоящему знать, куда в жизни идти
и зачем, - это нечто, бесконечно превосходящее
всякую ученость, хотя бы и располагающую
большим запасом специальных знаний, это
драгоценное и редкое свойство - мудрость.
Заключение.
Психология, которая является чем - то большим, чем поприщем для
досужих упражнений ученых, психология, которая стоит того, чтобы человек отдал ей все силы, не может ограничиться абстрактным изучением отдельных функций; она должна, проходя через изучение функций, процессов и т. д., в конечном счете приводить к действительному познанию реальной жизни, живых людей.
Подлинный
смысл пройденного нами пути в том и заключается,
что он был не чем иным, как последовательно,
шаг за шагом прокладываемым путем нашего
познавательного проникновения в психическую
жизнь личности. Психофизиологические
функции включались в многообразные психические
процессы. Подвергшиеся сначала аналитическому
изучению психические процессы, будучи
в действительности сторонами, моментами
конкретной деятельности, в которой они
реально формируются и проявляются, включались
в эту последнюю; в соответствии с этим
изучение психических процессов перешло
в изучение деятельности - в том конкретном
соотношении, которое определяется условиями
ее реального осуществления. Изучение
же психологии деятельности, всегда реально
исходящее от личности как субъекта этой
деятельности, было, по существу, изучением
психологии личности в ее деятельности
- ее мотивов (побуждений), целей, задач.
Поэтому изучение психологии деятельности
естественно и закономерно переходит
в изучение свойств личности ее установок,
способностей, черт характера, проявляющихся
и формирующихся в деятельности. Таким
образом, все многообразие психических
явлений - функций, процессов, психических
свойств деятельности - входит в личность
и смыкается в ее единстве.