Понятие личности в правовой науке

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:28, реферат

Описание работы

Объект исследования – понятие «личность».
Предмет исследования – понятие «личность» в психологии и правовой науке
Цель исследования – изучить понятие «личность» в психологии и правовой науке

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
Понятие личности в психологии……………………………………...4
1.2. Структура личности………………………………………………….6
Понятие личности в правовой науке………………………………...13
2. 2Права, свобода и обязанности личности…………………………….13
Заключение……………………………………………………………………18
Список литературы…………………………………………………………..19

Работа содержит 1 файл

юр психология.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………2

  1. Понятие личности в психологии……………………………………...4

    1.2. Структура личности………………………………………………….6

  1. Понятие личности в правовой науке………………………………...13

     2. 2Права, свобода и обязанности личности…………………………….13

Заключение……………………………………………………………………18

Список  литературы…………………………………………………………..19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

По поводу вопроса «Что такое личность?»  велись и ведутся долгие, нескончаемые споры. Причин тому несколько. Во-первых, крайне трудно, практически невозможно представить себе человека как личность, то есть как человеческого индивида, обладающего ясно выраженным социально-нравственным обликом, своим общественным «лицом», без потребности в выработке собственного цельного мировоззрения, уходящего корнями в толщу мировой культуры, без по-своему активного отношения к сколько-нибудь значительным явлениям действительности. Личность без мировоззрения представить невозможно. Личность без самосознания - нонсенс. Если подобные люди и встречаются, то в этих случаях мы имеем дело с индивидами, влачащими социально и духовно зависимое существование, живущими, как говорится, чужим умом, а это свидетельствует о невысоком уровне собственно личностного развития.

Во-вторых, личностью в полном смысле слова  является человек, который не вынуждается вступать в какие-либо общественные отношения отчуждения, эксплуатации и дискриминации, человек, чьи способности и взгляды не служат источником хищнической наживы, базой чьего-то паразитического благополучия.

Наконец, еще один признак личности состоит в непременном обладании способностью и полем для творческого самоутверждения в той или иной сфере общественно полезной деятельности, ибо человек является личностью не только «в себе», субъективно, в собственных представлениях, но и объективно, вовне, «для других». Всем перечисленным, конечно, не исчерпываются характерные особенности личности, но и без этого рассуждать о личности, по меньшей мере, странно.

Идеал человеческой личности - это представление  о совершенном человеке, которое живет в произведениях литературы и искусства, народном творчестве. Если посмотреть на героев сказок, песен, народных былин и сказаний, то можно увидеть, что они обязательно включают в себя такие качества как ум, красота, трудолюбие, физическая сила, выносливость.

Идеал телесной и духовной красоты занимал  умы многих педагогов уже с  глубокой древности, с античных времен. Однако там гармоничное соединение физического и духовного в  человеке полностью исключало труд. В средние века идеалом становиться духовный аспект. Идея гармонического развития человека вновь прозвучала и получила дальнейшее развитие в трудах педагогов-гуманистов эпохи Возрождения. Эта эпоха подарила миру много разносторонне образованных людей, развивших до высокого совершенства свои природные задатки. Они видели идеал разностороннего воспитания в соединении обучения с трудом, в котором принимают участие все члены общества. Сейчас идея всестороннего развития личности как высшей цели воспитания признается всем миром. Поэтому тема личности в психологической науке остается актуальной во все времена.

Объект  исследования – понятие «личность».

Предмет исследования – понятие «личность» в психологии и правовой науке

Цель  исследования – изучить понятие «личность» в психологии и правовой науке 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие личности в психологии

Личность - это человек в единстве всех его социально-психологических качеств  и сил, направляющих его практическую деятельность.1

Личность  рассматривается в психологии как  человек, способный к сознательной организации и саморегуляции деятельности. Личностью не рождаются, личность становятся в процессе развития.

личность  — это человек со своими взглядами  и убеждениями, проявляющий свою уникальную целостность, единство социально-психологических качеств в межличностных, общественных отношениях, сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими.2

Для более точного понятия личности стоит различать понятия "личность", "индивид", "индивидуальность", "человек".

Наиболее общим понятием является "человек" - биосоциальное существо, обладающее речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия труда.

"Индивид" - отдельный представитель человеческой  общности, существо в единстве  биологических и социальных качеств.

"Индивидуальность" - человек, характеризуемый со  стороны своих значимых отличий  от других людей; своеобразие  психики индивида, ее неповторимость.

"Личность" - социально-психологическая сущность, формирующаяся в результате усвоения  человеком общественно-исторического опыта. 

 При описании личности представителями различных научных школ и направлений используются следующие теоретические подходы:

биологический - личность изучается прежде всего с точки зрения

генетических  предпосылок ее формирования и эволюционного развития, их влияния на поведенческие, социальные аспекты развития индивида, благодаря чему отдельные черты, свойства личности передаются человеку по наследству, т.е. отдельные элементы, составляющие содержание личности, имеют врожденный, наследственно обусловленный характер;

экспериментальный - изучение личности идет от исследования персептивных, познавательных процессов, высшей нервной деятельности человека, их роли в поведении в различных ситуациях;

социальный - изучается социальная среда, социальные роли, общественно-исторические, культурные условия, воздействующие на формирование личности человека, который рассматривается и описывается как составная часть общества, как продукт общественного развития;

гуманистический - в основе данного подхода лежит стремление в каждом человеке видеть личность, а в самой личности -т ее духовное начало; с этих позиций исследуются ведущие признаки, отражающие ее основные свойства, внутреннюю структуру, которые сопоставляются с поведенческими, социальными характеристиками индивида.3 

Для формирования личности необходимыми являются два  условия.

Во-первых, личность формируется в обществе, в рамках человеческой культуры, в  процессе взаимодействия с окружающими  людьми - носителями социального опыта. Человеческая культура, человеческое сообщество выступают основополагающими условиями формирования личности.

Вторым  условием формирования личности является наличие полноценного с биологической  точки зрения мозга. Человеческая культура построена на символическом осмыслении реальности. Для понимания и осмысления этой реальности необходим высокоразвитый мозг. 

Резюмируя различные представления о личности, можно выделить следующие характеристики, которые используются при ее описании.

Личность  осуществляется при взаимодействии биологических и социальных особенностей. Биологические свойства существуют в личности в превращенной форме, в виде социально опосредованных элементов.

Личность  обладает свойством активности, т. е. стремлением субъекта выйти за пределы  ситуации и ролевых предписаний.

Личность  есть системное качество, приобретаемое  индивидом в социуме. Это специфическая  форма самоорганизации, которая  как бы "надстраивается" над  индивидными характеристиками.

Личность  характеризуется направленностью - устойчивой системой мотивов, интересов, убеждений, идеалов, в которых проявляются потребности человека.

1.2 Структура личности

Под структурой личности в психологии понимают совокупность относительно стабильных и неизменных свойств, проявляемых индивидом  в разное время и в разных обстоятельствах.

Комплекс устойчивых компонентов личности

  1. Темперамент
  2. Характер
  3. склонности
  4. Мировоззрение
  5. Мотивация
  6. Потребность
  7. Воля

Темперамент - это индивидуально-своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека, и проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания. Темперамент слабо меняется в течение жизни, и, собственно, меняется даже не темперамент, а психика, а темперамент всегда стабилен.

Типы  темперамента

Описание  особенностей различных темпераментов может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они четко выражены, но люди с резко выраженными чертами определенного темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента дает возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.

Флегматик

Неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Холерик

Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник

Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик

Человек легко ранимый, склонный к постоянному  переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние  факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним. 

Характер - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Склонности - постоянный, устойчивый интерес 

Мировоззрение – основная характеристика личности, главный мотив ее деятельности. 

Мотивация- система побуждений человека, направленных на достижения конкретных целей.

 Мотивация  в психологии широко используется для анализа причин и механизмов целенаправленного поведения. Мотивация может быть рассмотрена в трех основных аспектах. Во-первых, можно проанализировать источники активности личности. Сюда относятся потребности и инстинкты. Во-вторых, мотивация представляет собой процесс выбора определенных актов поведения. В данном случае мотивация исследуется как выбор мотивов, обеспечивающих целенаправленное поведения. В-третьих, категория мотивации используется для анализа регуляции поведения. В данном случае, предметом исследования выступают эмоции и установки индивида.

Единицей  анализа мотивационной сферы  служит понятие потребности.

Потребность - это исходная форма активности живых существ, основная движущая сила их развития.

Информация о работе Понятие личности в правовой науке