Понятие юридической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:43, реферат

Описание работы

Объектом данной работы является юридическая психология как отрасль психологической науки. Предметом является особенности предмета, метода, задач и системы юридической психологии
Для раскрытия данной работы ставятся следующие цели:
- рассмотреть юридическую психологию как отрасль психологической науки;
-раскрыть предмет, методы, задачи и систему юридической психологии;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Юридическая психология - отрасль психологической науки 6
Предмет, функции и задачи юридической психологии 9
Методы юридической психологии 14
Система юридической психологии 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Понятие юридической психологии.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

                  4. Система юридической психологии

      Юридическая психология имеет свою систему категорий, определенную структурную организацию. Можно выделить следующие ее разделы: [3. C. 31]

      1) Методологический раздел, включающий  в себя предмет, задачи, систему, методы и историю развития юридической психологии.

      2) Правовая психология - раздел юридической  психологии, изучающий психологические  аспекты правореализации, психологические  закономерности правовой социализации  личности, а также психологические  изъяны, приводящие к дефектам правовой социализации.

      3) Криминальная психология - раздел, изучающий  психологические особенности личности  преступника, мотивацию как в  целом преступного поведения,  так и отдельных видов преступного  поведения (насильственная преступность, корыстная преступность, преступность несовершеннолетних лиц), а также психологию преступных групп.

      4) Следственно-оперативная психология - раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты  раскрытия и расследования преступлений.

      5) Судебная психология - раздел, изучающий  психологические аспекты судебного  разбирательства, проблемы судебно-психологической  экспертизы.

      6) Психология исправительной деятельности - раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты  эффективности уголовного наказания, психологические проблемы исполнения уголовного наказания, психологию осужденных и психологические основы их ресоциализации и реадаптации после отбытия наказания.

                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Современное состояние психологической науки  можно оценить как период значительного  подъема в ее развитии. В течение  последних десятилетий расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления  и дисциплины. Разрастается круг разрабатываемых в психологии проблем, изменяется ее понятийный аппарат. Совершенствуются методология и методы исследования.

      Психология  непрерывно обогащается новыми данными, интересными гипотезами и концепциями, относящимися ко всем основным областям ее проблематики. Психологическая наука все более активно включается в решение различных задач, возникающих в разных сферах общественной практики.

      Сложный и многоплановый курс юридической  психологии призван обеспечить понимание  юристами социально-психологической сущности правового регулирования, психологических особенностей поведения человека в сфере отношений, регулируемых правом. Правовое регулирование объективно обусловлено социальными и социально-психологическими закономерностями. Лишь синтезировав правовые знания со знанием психологии человеческого поведения, юрист может стать компетентным специалистом.

      Изучая  юридическую психологию, юрист познает  закономерности взаимодействия человека со средой, особенности и условия  формирования социально адаптированного  и девиантного поведения личности, психологические факторы криминализации личности. Юридическая психология вооружает юриста системным анализом поведения преступника, структурным подходом к организации следственной и судебной деятельности.

      Возникнув как самостоятельная отрасль знаний в конце XIX в., юридическая психология в настоящее время становится составной частью юридического образования, интегрируя все отрасли права на их единой основе - на основе «человеческого фактора».

                   Список использованной литературы

  1. Васильев  ВЛ. Юридическая психология: Учебник  для вузов. - М.: Юрид. лит., 2007. - 464с.
  1. Еникеев М.И. Общая и юридическая психология (в двух частях) Часть II «Юридическая психология». Учебник. - М.: Юрид. лит., 1996. - 560 с.
  1. Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность. Учебное  пособие. - М.: Издательство БЕК, 1997. - 330с.
  1. Журбин  В.И. Опыт изучения психологической  защиты подследственного в ситуации допроса. М.: Изд-во МГУ, 2005. - 450с.
  1. Розин В.М. Психология для юристов. Учебное пособие для высшей школы. - М.: Издательский Дом «ФОРУМ», 1997. - 128 с.
  1. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. - М.: Юристъ, 2006 – 488с.
  1. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебное  пособие. - М. Право и Закон, 2004. - 320с.

ТЕСТ

1. Предмет  юридической психологии:

А - закономерности возникновения, особенности протекания психических процессов у человека;

Б - закономерности и механизмы психики людей, включенных в сферу отношений, регулируемых правом;

В - пограничные  психические расстройства личности;

2. К  задачам юридической психологии  относятся:

А - синтез психологических и юридических  знаний; обеспечение морально психологической  закалки юристов; раскрытие психических  особенностей различных субъектов правоотношений;

Б - раскрытие  особенностей протекание нейрофизиологических процессов в мозге; установление психологических контактов с  больными людьми;

В - синтез психологических и юридических  знаний; научная организация труда  педагогов; морально-политическая закалка личности.

3. Раздел  юридической психологии, изучающий  проблемы психического отражения  правозначимых явлений, психологические  аспекты правотворчества, правосознания  - это:

А - криминальная психология;

Б - возрастная психология;

В - правовая психология.

4. Раздел  юридической психологии, изучающий  психологические аспекты имущественных,  экономических и личных отношений,  регулируемых гражданским правом - это:

А - судебная психология;

Б - психология гражданско-правового регулирования;

В - криминальная психология.

5. Раздел, изучающий психологию десоциализации  личности, психологические механизмы  делинквентного и преступного  поведения,, психологию личности  преступника и преступных групп  - это:

А судебная психология;

Б - криминальная психология;

В - психология исправительной деятельности;

6. Психология  исправительной деятельности решает  проблемы:

А - установления вменяемости - невменяемости; установление формы вины; изучения социального  окружения;

Б - ресоциализации и реадаптации осужденных после  отбывания наказания; проблемы исполнения уголовного наказания;

В - проблемы исполнения уголовного наказания; проблемы эстетического воспитания.

7. Методологическую  основу исследований по юридической  психологии составляю:

А - системный  подход, детерминизм, научная обоснованность;

Б - анкетирование, тестирование, системный подход;

В - детерминизм, эксперимент, включенное наблюдение.

8. Наиболее  древним по происхождению является  раздел юридической психологии, изучающий:

А - психологию преступного умысла;

Б - правовое мировоззрение;

В - психологию судебной деятельности.

9. Самый  первый фундаментальный труд "Криминальная  психология" принадлежит:

А - Г. Гроссу,

Б - Ч. Ломброзо;

В - Пиаже.

10. Основатель  антропологической школы, автор  теории преступных типов:

А Фрейд;

Б - Юнг,

В - Ломброзо;

11. Русские  судебные ораторы, впервые интегрировавшие  в своей деятельности знания  по праву, психологии и социологии:

А Бехтерев, Плевако;

Б - Фрезе, Кони;

В - Кони, Плевако.

12. Автор  научных концепций, пограничных  между психологией и психиатрией, а также трудов по патопсихологии:

А - Сербский;

Б) Кони;

В) - Петражицкий.

13. Биологическую  основу для формирования личности  составляют:

А - характер, темперамент, тип нервной деятельности;

Б - темперамент, экстраверсия, нейротизм;

В - знания, умения, навыки.

14. Психологическое  состояние, связанное с накоплением  отрицательных эмоций в результате  невозможности удовлетворения желаний  " конфликт желания " - это:

А - Фрустрация;

Б - апатия;

В - аффект.

15. Человек  как носитель совокупности психических свойств и качеств, определяющих социально значимые формы его деятельности и поведения - это:

А - индивид;

Б - личность;

В - индивидуальность.

16. Индивидуально-психологические  особенности личности, в которых  отражается сила, подвижность и  уравновешенность нервных процессов:

А - поведение;

Б - темперамент;

В - талант.

17. Крайний  вариант нормы, который при  определенных условиях может  стать патологией:

А - адаптация;

Б - интеграция;

В - акцентуация.

18. Поведенческий  подход к изучению личности, теория, на базе которой выделены аверсивные стимулы:

А - бихевиоризм;

Б - фрейдизм.

19. Выработка  социального опыта, усвоение социальных  норм личностью:

А. - ресоциализация;

Б - десоциализация;

В - социализация.

20. Система  доминирующих личностных ценностных  ориентации, ее интересы, установки, идеалы, желания составляют:

А - направленность личности;

Б - характер личности;

В - способности  личности.

21. Отклоняющееся  от нормы поведение подростков, выражающееся в систематическом  совершении незначительных проступков:

А - ситуативное  поведение;

Б - дезадаптивное  поведение;

В - делинквентное  поведение.

22. Стремление  подростка высвободиться от опеки,  самоутвердиться:

А - реакция  группирования;

Б - реакция  компенсации;

В - реакция  эмансипации.

23. Качество  психики, обеспечивающее человеку возможность сознательно регулировать свои действия и поступки в соответствии с поставленной целью:

Информация о работе Понятие юридической психологии