Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:43, реферат
Описание работы
Объектом данной работы является юридическая психология как отрасль психологической науки. Предметом является особенности предмета, метода, задач и системы юридической психологии Для раскрытия данной работы ставятся следующие цели: - рассмотреть юридическую психологию как отрасль психологической науки; -раскрыть предмет, методы, задачи и систему юридической психологии;
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3 Юридическая психология - отрасль психологической науки 6 Предмет, функции и задачи юридической психологии 9 Методы юридической психологии 14 Система юридической психологии 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Юридическая
психология имеет свою систему категорий,
определенную структурную организацию.
Можно выделить следующие ее разделы:
[3. C. 31]
1)
Методологический раздел, включающий
в себя предмет, задачи, систему,
методы и историю развития юридической
психологии.
2)
Правовая психология - раздел юридической
психологии, изучающий психологические
аспекты правореализации, психологические
закономерности правовой социализации
личности, а также психологические
изъяны, приводящие к дефектам правовой
социализации.
3)
Криминальная психология - раздел, изучающий
психологические особенности личности
преступника, мотивацию как в
целом преступного поведения,
так и отдельных видов преступного
поведения (насильственная преступность,
корыстная преступность, преступность
несовершеннолетних лиц), а также психологию
преступных групп.
4)
Следственно-оперативная психология
- раздел юридической психологии,
изучающий психологические аспекты
раскрытия и расследования преступлений.
6)
Психология исправительной деятельности
- раздел юридической психологии,
изучающий психологические аспекты
эффективности уголовного наказания,
психологические проблемы исполнения
уголовного наказания, психологию осужденных
и психологические основы их ресоциализации
и реадаптации после отбытия наказания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современное
состояние психологической науки
можно оценить как период значительного
подъема в ее развитии. В течение
последних десятилетий расширился
фронт психологических исследований,
появились новые научные направления
и дисциплины. Разрастается круг разрабатываемых
в психологии проблем, изменяется ее понятийный
аппарат. Совершенствуются методология
и методы исследования.
Психология
непрерывно обогащается новыми данными,
интересными гипотезами и концепциями,
относящимися ко всем основным областям
ее проблематики. Психологическая наука
все более активно включается в решение
различных задач, возникающих в разных
сферах общественной практики.
Сложный
и многоплановый курс юридической
психологии призван обеспечить понимание
юристами социально-психологической сущности
правового регулирования, психологических
особенностей поведения человека в сфере
отношений, регулируемых правом. Правовое
регулирование объективно обусловлено
социальными и социально-психологическими
закономерностями. Лишь синтезировав
правовые знания со знанием психологии
человеческого поведения, юрист может
стать компетентным специалистом.
Изучая
юридическую психологию, юрист познает
закономерности взаимодействия человека
со средой, особенности и условия
формирования социально адаптированного
и девиантного поведения личности, психологические
факторы криминализации личности. Юридическая
психология вооружает юриста системным
анализом поведения преступника, структурным
подходом к организации следственной
и судебной деятельности.
Возникнув
как самостоятельная отрасль знаний
в конце XIX в., юридическая психология в
настоящее время становится составной
частью юридического образования, интегрируя
все отрасли права на их единой основе
- на основе «человеческого фактора».
Список
использованной литературы
Васильев
ВЛ. Юридическая психология: Учебник
для вузов. - М.: Юрид. лит., 2007. - 464с.
Еникеев М.И.
Общая и юридическая психология
(в двух частях) Часть II «Юридическая психология».
Учебник. - М.: Юрид. лит., 1996. - 560 с.
Жалинский
А.Э. Профессиональная деятельность юриста.
Введение в специальность. Учебное
пособие. - М.: Издательство БЕК, 1997. - 330с.
Журбин
В.И. Опыт изучения психологической
защиты подследственного в ситуации
допроса. М.: Изд-во МГУ, 2005. - 450с.
Розин В.М.
Психология для юристов. Учебное пособие
для высшей школы. - М.: Издательский Дом
«ФОРУМ», 1997. - 128 с.
Чуфаровский
Ю.В. Юридическая психология. Учебное
пособие. - М. Право и Закон, 2004. - 320с.
ТЕСТ
1. Предмет
юридической психологии:
А - закономерности
возникновения, особенности протекания
психических процессов у человека;
Б - закономерности
и механизмы психики людей, включенных
в сферу отношений, регулируемых
правом;
В - пограничные
психические расстройства личности;
2. К
задачам юридической психологии
относятся:
А - синтез
психологических и юридических
знаний; обеспечение морально психологической
закалки юристов; раскрытие психических
особенностей различных субъектов
правоотношений;
Б - раскрытие
особенностей протекание нейрофизиологических
процессов в мозге; установление
психологических контактов с
больными людьми;
В - синтез
психологических и юридических
знаний; научная организация труда
педагогов; морально-политическая закалка
личности.
3. Раздел
юридической психологии, изучающий
проблемы психического отражения
правозначимых явлений, психологические
аспекты правотворчества, правосознания
- это:
А - криминальная
психология;
Б - возрастная
психология;
В - правовая
психология.
4. Раздел
юридической психологии, изучающий
психологические аспекты имущественных,
экономических и личных отношений,
регулируемых гражданским правом
- это:
А - судебная
психология;
Б - психология
гражданско-правового регулирования;
В - криминальная
психология.
5. Раздел,
изучающий психологию десоциализации
личности, психологические механизмы
делинквентного и преступного
поведения,, психологию личности
преступника и преступных групп
- это:
А судебная
психология;
Б - криминальная
психология;
В - психология
исправительной деятельности;
6. Психология
исправительной деятельности решает
проблемы:
А - установления
вменяемости - невменяемости; установление
формы вины; изучения социального
окружения;
Б - ресоциализации
и реадаптации осужденных после
отбывания наказания; проблемы исполнения
уголовного наказания;
В - проблемы
исполнения уголовного наказания; проблемы
эстетического воспитания.
7. Методологическую
основу исследований по юридической
психологии составляю:
А - системный
подход, детерминизм, научная обоснованность;
Б - анкетирование,
тестирование, системный подход;
В - детерминизм,
эксперимент, включенное наблюдение.
8. Наиболее
древним по происхождению является
раздел юридической психологии,
изучающий:
А - психологию
преступного умысла;
Б - правовое
мировоззрение;
В - психологию
судебной деятельности.
9. Самый
первый фундаментальный труд "Криминальная
психология" принадлежит:
А - Г. Гроссу,
Б - Ч. Ломброзо;
В - Пиаже.
10. Основатель
антропологической школы, автор
теории преступных типов:
А Фрейд;
Б - Юнг,
В - Ломброзо;
11. Русские
судебные ораторы, впервые интегрировавшие
в своей деятельности знания
по праву, психологии и социологии:
А Бехтерев,
Плевако;
Б - Фрезе,
Кони;
В - Кони,
Плевако.
12. Автор
научных концепций, пограничных
между психологией и психиатрией, а
также трудов по патопсихологии:
А - Сербский;
Б) Кони;
В) - Петражицкий.
13. Биологическую
основу для формирования личности
составляют:
А - характер,
темперамент, тип нервной деятельности;
Б - темперамент,
экстраверсия, нейротизм;
В - знания,
умения, навыки.
14. Психологическое
состояние, связанное с накоплением
отрицательных эмоций в результате
невозможности удовлетворения желаний
" конфликт желания " - это:
А - Фрустрация;
Б - апатия;
В - аффект.
15. Человек
как носитель совокупности психических
свойств и качеств, определяющих социально
значимые формы его деятельности и поведения
- это:
А - индивид;
Б - личность;
В - индивидуальность.
16. Индивидуально-психологические
особенности личности, в которых
отражается сила, подвижность и
уравновешенность нервных процессов:
А - поведение;
Б - темперамент;
В - талант.
17. Крайний
вариант нормы, который при
определенных условиях может
стать патологией:
А - адаптация;
Б - интеграция;
В - акцентуация.
18. Поведенческий
подход к изучению личности, теория,
на базе которой выделены аверсивные стимулы:
А - бихевиоризм;
Б - фрейдизм.
19. Выработка
социального опыта, усвоение социальных
норм личностью:
А. - ресоциализация;
Б - десоциализация;
В - социализация.
20. Система
доминирующих личностных ценностных
ориентации, ее интересы, установки, идеалы,
желания составляют:
А - направленность
личности;
Б - характер
личности;
В - способности
личности.
21. Отклоняющееся
от нормы поведение подростков,
выражающееся в систематическом
совершении незначительных проступков:
А - ситуативное
поведение;
Б - дезадаптивное
поведение;
В - делинквентное
поведение.
22. Стремление
подростка высвободиться от опеки,
самоутвердиться:
А - реакция
группирования;
Б - реакция
компенсации;
В - реакция
эмансипации.
23. Качество
психики, обеспечивающее человеку возможность
сознательно регулировать свои действия
и поступки в соответствии с поставленной
целью: