Понятие и сущность личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Цель реферата – охарактеризовать современные теории личности.
Предметом реферата является личность человека, а объектом изучения становятся личностные характеристики, факторы, определяющие сущность личности в современных личностных теориях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие и сущность личности………………………………………………4
2. Современные личностные теории…………………………………………..7
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по психологии.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

     Следовательно, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор  среди предоставляемых возможностей. Основная концепция этого направления – это концепция становления. Человек никогда на бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Этому свидетельствует наглядный пример становления мужчины из мальчика. Но это не является становлением биологических потребностей, сексуальных или агрессивных побуждений. Человек, отрицающий становление, отрицает сам рост, отрицает, что в нем заложены все возможности полноценного человеческого существования. Но, несмотря на то, что становлению отводится большая роль, гуманистические психологи признают, что поиск подлинного смысла жизни не легок.

     Другой  взгляд можно охарактеризовать как  феноменологический или «здесь и сейчас». В основе этого направления лежит реальность субъективная, или личная, но не объективная, т.е. подчеркивается значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человека. Теоретические построения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает.

     Один  из наиболее ярких представителей гуманистической  психологии А. Маслоу чувствовал, что  слишком долго психологи сосредотачивались  на детальном анализе отдельных  событий, пренебрегая тем, что пытались понять, а именно человека в целом. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, и то, что случается в какой-то части, влияет на весь организм. Так, рассматривая человека, он подчеркивал его особое положение, отличное от животных, говоря, что изучение животных неприменимо для понимания человека, так как при этом игнорируются те характеристика, которые присущи только человеку (юмор, зависть, вина и т.д.), он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования.

     Основное  место в его концепции занимает вопрос о мотивации личности. Маслоу говорил, что люди мотивированы для  поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. «Одна из первых проблем, с которыми я столкнулся в ходе изучения самореализации людей, заключалась в смутном понимании того, что их мотивация в определенной и значительной степени отличается от всего, что мне было известно. Поначалу я определил их жизнь как экспрессивную, а не приспособленческую, но такое определение было далеко не полным. Тогда я указал, что их жизнь была, скорее, немотивированной или метамотивированной (выходящей за пределы простых желаний), чем мотивированной, но эта формулировка настолько зависит от того, какой именно теории мотивации вы придерживаетесь, что от нее больше вреда, чем пользы. Я противопоставил мотивацию развития мотивации ликвидации дефицита, что вносит определенную ясность, но не является окончательным определением».

     Маслоу  установил феномен пиковых переживаний человека, связанных с ощущением наивысших минут счастья, определенных достижений и побед.

     Высшей потребностью А. Маслоу считал самоактуализацию – желание самовыражения, реализации своих потенциальных способностей и беспрерывное совершенствование их. Это потребность в творчестве и красоте. Это не только конечное состояние, но и процесс актуализации своих возможностей. Это потребность в труде, для самоактуализирующихся людей исчезает разделение «труд-радость».

     Самоактуализация  – это труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать. Человек всегда хочет быть настолько хорошим, насколько он может быть.

     Проблемы, сформулированные А. Маслоу и его  последователями в конце 60-х годов, а именно: реализация потенциальных  возможностей, актуализация скрытых резервов человеческого организма, изучение поведения человека в экстремальных условиях – стали предметом разносторонних исследований.

     По  Маслоу, это является главным принципом, лежащим в основе организации  мотивации человека, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует. Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно так:

     - физиологические – 85%,

     - безопасность и защита – 70%,

     - любовь и принадлежность –  50%,

     - самоуважение – 40%, ·

     - самоактуализация – 10%.

     Если  потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек  вернется на данный уровень и останется  там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.

     Так тормозное влияние на процесс  самоактуализации оказывает социализация. Иными словами людям нужно  «способствующее» общество, в котором  можно раскрыть свой человеческий потенциал  наиболее полно. Еще одно препятствие для самоактуализации, упоминаемое Маслоу, – сильное негативное влияние оказываемое потребностями безопасности.

     Влияние теории мотиваций А. Маслоу на различные  сферы человеческой деятельности иногда называют незаметной революцией. И  этому есть веские основания, так как изменения затронули фундаментальные аспекты воспроизводства человека в обществе, в частности, образование, организацию трудовой деятельности, различные формы групповой терапии, способствующие снятию стресса, а также служащие личностному росту, новый подход к медицине.

     Тем самым охватываются различные аспекты  функционирования человека в единстве его души и тела. А. Маслоу придавал фундаментальное значение совершенствованию  личности, изменениям в области образования.

     В гуманистической психологии были разработаны различные формы и техника актуализации способностей. Немаловажное значение имело приобщение к высшим переживаниям, использование измененных состояний сознания. Концепция самореализации тесно связана с теорией А. Маслоу.

     Развитие  предполагает формирование новых потребностей (вторичных, третичных и т.д.). Однако одними потребностями, как первоисточниками развития, нельзя объяснить примеры  высшего развития способностей человека, как нельзя свести их к социальным факторам. Помимо активности, вытекающей из базовых потребностей, и направленной на адаптацию в конкретной ситуации, существует надситуативная, или как ее называет В.А. Петровский, неадаптивная активность личности. Она не может быть объяснена с позиций теории адаптации, но хорошо вписывается в концепции самореализации личности.

     Одной из наиболее ярких и влиятельных  концепций личности XX века явилась  концепция З. Фрейда. Ученый условно разделил личность на три составляющие: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Superego). Подразумевается, что человек подвержен мощнейшему влиянию внутренних инстинктов (Оно), которые сталкиваются с общественными требованиями и установками (Сверх-Я) на своеобразной арене борьбы, которой служит Я. Согласно данной психодинамической теории, человеческая личность, как явствует из вышесказанного, представляет собой клубок противоречий, противостояний между природными, сущностными потребностями и требованиями общественного уклада. Движущими силами развития индивида выступают сексуальный и агрессивный инстинкты. Именно движение в сторону их удовлетворения означает реализацию действительного личностного потенциала. Таковая реализация происходит в виде ожесточенной борьбы внутри человека, через проживание тревоги и регуляции противостояния с помощью механизмов психологической защиты. Рост личности человека оценивается с помощью определения его актуальной на данный момент стадии психо-сексуального развития. Так, если человек «застревает» на какой-либо стадии развития (всего Фрейд выделяет три стадии развития: оральная, анальная и фаллическая), то данная личность считается «недоразвитой», подверженной чрезмерной фрустрации, и данный кризис личностного роста может быть преодолен с помощью психологического анализа детских комплексов и неврозов.

     Одной из разновидностей личностных теоретических  подходов, выделяемых на сегодняшний  день, являются подходы, отличительной  особенностью которых стало внимание к теме отдельных личностных черт. Оллпорт, как один из основоположников данного подхода, считал, что черты (черты личности) являются базовыми единицами личности. По Оллпорту, черты реально существуют и заложены в нервной системе. Они представляют собой обобщенные личностные диспозиции, которые объясняют повторяемость функционирования личности в разных ситуациях и в разное время. Черты можно характеризовать тремя свойствами – частотой, интенсивностью и диапазоном ситуаций.

     Свой  вклад в развитие теории личностных черт внес Айзенк, который предположил, что факторный анализ позволяет обнаружить те естественные структурные элементы, которые существуют внутри человеческой личности.

     Согласно  Айзенку, «генетические факторы  определяют что-то порядка двух третей вариативности базовых личностных параметров».

     В настоящее время сторонники теории личностных черт выделяют пять факторов черт личности:

     - невротизм,

     - экстраверсия,

     - открытость опыту,

     - доброжелательность,

     - сознательность.

     Следующей разновидностью теорий о личности являются так называемые теории научения, которые  рассматривают процесс личностного становления с позиций «стимул-реакция». Согласно теории научения, ни одна реакция не является результатом конфликтов в сфере бессознательного, а представляет собой лишь усвоенную неадаптивную реакцию, которая может быть устранена. И при этом, как полагают сторонники теории научения, нет никаких оснований предполагать, что устраненную неадаптивную реакцию заменит другая неадаптивная реакция. Скиннер, один из основоположников теории научения, в своих представлениях о личностном росте и развитии продолжает особо подчеркивать важность режимов подкрепления в процессе усвоения и исполнения поведения.

     Еще одной теорией личности, подлежащей нашему рассмотрению, является теория личностных конструктов, основателем  которой является Дж. Келли. Многие идеи Келли, включая его взгляды на науку, базируются на философской позиции конструктивного альтернативизма. Согласно этой позиции, нельзя открыть ни объективной реальности, ни абсолютной истины – их не существует. Вместо этого можно говорить о попытках конструировать события – интерпретировать явления, чтобы понять их. 

 

      Заключение

     По  итогам проведённого исследования можно  сделать выводы о том, что:

     Личность  – совокупность статусно-ролевых  характеристик. Личность – это автономная система, которая может быть независима от общества. Эта независимость проявляется  в собственном мировоззрении личности, в её самосознании. В то же время личность несет социальную направленность, является частью общественных отношений, выступает объектом управления в системе социальных отношений.

     За  всеми современными теориями личности стоит философское представление о природе человека. Например, одна из теорий рассматривает человека как организм, который размышляет, выбирает и принимает решение (рациональное представление о человеке), в то время как другая видит в человеке организм, который ведет себя иррационально, вынужденно, под влиянием влечений (представление о человеке как о животном); одна теория видит в человеке механизм, автоматически реагирующий на внешние стимулы (механистическое представление), тогда как другие смотрят на него как на систему, перерабатывающую информацию, подобно компьютеру

     Теории  личности различаются между собой  по виду элементов, или структурных  понятий, которые они используют; они также различаются по способу  концептуального осмысления организации  этих элементов. Некоторые теории выстраивают сложную структурную систему, в которой много компонентов связано между собой множеством разнообразных связей. Другие теории предпочитают простую структурную систему, в которой имеется всего несколько компонентов, соединенных немногочисленными связями. 

 

      Список использованной литературы 

  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. – М: Издательство КГУ, 1996 – 567 с.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.
  3. // Вопросы психологии. – 1990. – № 2. – С. 153-159.
  4. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 8. – С. 6-328
  5. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / пер. с англ. – 3-е изд. – СПб. : Питер., 2003. – 392 с.
  6. Маслоу А. Психология бытия. /Пер. с англ. О.О. Чистякова. – М: Рефл-бук, Ваклер, 1997. – С.102-138
  7. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англ. – СПб.: Изд. «Евразия», 1997. – 430 с.
  8. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. – М.: ТОО «Горбунок», 1992. – 224 с.

Информация о работе Понятие и сущность личности