Понятие и структура личности и индивидуальности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 23:39, контрольная работа

Описание работы

Человека можно рассматривать как минимум с двух позиций: как индивидуальность и как личность. Каждое из этих понятий раскрывает специфический аспект бытия человека.
Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………..3стр.
2.Понятие личности и её формирование………………………………….4стр.
3.Свойства личности…………………………………………………….…6стр.
4.Личность и её потенциал………………………………………………...8стр.
5.Понятие индивидуальности………………………………………….…..9стр.
6.Формирование индивидуальности……………………………………..10стр.
7.Свойства, признаки индивидуальности……………………………......11стр.
8.Соотношение понятий индивидуальность и личность………………..12стр.
9.Заключение……………………………………………………………….14стр.
10. Список литературы……………………………………………………...16стр.

Работа содержит 1 файл

Кр Человек и его потребности.docx

— 32.76 Кб (Скачать)

Содержание

 

  1. Введение…………………………………………………………………..3стр.
  2. Понятие личности и её формирование………………………………….4стр.
  3. Свойства личности…………………………………………………….…6стр.
  4. Личность и её потенциал………………………………………………...8стр.
  5. Понятие индивидуальности………………………………………….…..9стр.
  6. Формирование индивидуальности……………………………………..10стр.
  7. Свойства, признаки индивидуальности……………………………......11стр.
  8. Соотношение понятий индивидуальность и личность………………..12стр.
  9. Заключение……………………………………………………………….14стр.
  10. Список литературы……………………………………………………...16стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Изучение личности и ее понимание тесно связано с  осмыслением таких категорий, как  субъект и индивидуальность. В  трудах многих ученых часто говорится  о личности, но понимают они ее очень  широко или под личностью имеют  в виду индивидуальность человека. Но еще С.Л. Рубинштейн утверждал, что "индивидуальные свойства личности - это не одно и то же, что личностные свойства индивида, то есть свойства, характеризующие  его как личность".

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует  к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки  зрения его психической, духовной жизнедеятельности.

Человек, живя в обществе, настолько подчиняется культуре, обычаям, традициям, настолько социализируется, настолько бездумным становится иной раз его поведение, что, будучи личностью, он зачастую теряет свой человеческий облик - теряет индивидуальность. Индивидуальность и личность не одно и то же - это  две стороны человека.

Личность - это социализированный  индивид, рассматриваемый со стороны  его наиболее существенных социально  значимых свойств. Личность есть такая  целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление  индивидуального способа общественного  бытия.

Проблема изучения человека как субъекта, индивидуальности и  личности позволяет не только обозначить суть данных понятий, но и определить их взаимосвязь, отличия и значение этих категорий в практической социологии. Каждый человек обладает устойчивым набором черт и характеристик, определяющих его действия и поведение. Данные черты проявляют себя в достаточно длительном промежутке времени, благодаря  чему можно зафиксировать и почувствовать  индивидуальность человека.

Понятие личности и её формирование

Личность – это конкретный человек, взятый в системе его  устойчивых социально обусловленных  психологических характеристик, которые  проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Понятие «личность» характеризует  один из наиболее значимых уровней  организации человека, а именно особенности  его развития как социального  существа.

На формирование личности оказывает влияние целый ряд  факторов. Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся прежде всего следующие:

- макросоциосреда - общественный  строй, государственное устройство, уровень развития общества и  его возможности дня обеспечения  жизни и деятельности людей,  особенности идеологического и  другого воздействия на них  средств массовой информации, пропаганды, агитации, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе  и т.д.;

- микросоциосреда — это  среда непосредственного контактного  взаимодействия человека: семья,  дружеская компания, школьный класс,  студенческая группа, производственный, трудовой коллектив, другие ситуативные  и относительно длительные взаимосвязи  человека с социальной средой;

- воспитание — специально  организованный процесс формирования  и развития человека, прежде всего  его духовной сферы. 

- деятельность — игра, учебная, производственно-трудовая, научная. В процессе деятельности, включаясь, разнообразные ее виды, социальные связи и отношения, человек овладевает социальным опытом и наращивает его, развивает свой творческий и физический потенциал, волю, характер, умения и навыки предметно-практических действий, поведения;

- социальное взаимодействие  во всем многообразии его разновидностей, и прежде всего общение с  другими людьми.

Особую роль в формировании и становлении личности, ее отдельных  структур играют общение, другие виды взаимодействии человека с непосредственным социальным окружением и деятельность. Вначале через общение с родителями, другими людьми, а затем и через  разнообразные виды совместной с  ними деятельности человек усваивает  социальный опыт, овладевает нормами, правилами, способами поведении  и деятельности, отдельных действий — происходит социализация личности, формируется и развивается ее субъектность.

Социализация личности —  это процесс овладении человеком  социальными и социально-психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. Это  непрерывный процесс становления  и развития личности через освоение человеком материальной и духовной культуры, социальных и личностных отношений, характерных дли конкретных условий его жизни и деятельности.

Социализация личности осуществляется через взаимодействие ее со средой, в ходе которого человек не только овладевает социальным опытом, но и  наращивает его, производит соответствующие  изменения в социальной и природной  среде. Процесс социализации личности имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, человек присваивает  социальный опыт. С другой — проявляется индивидуальность человека.

 

 

 

 

 

Свойства личности

Основными свойствами личности являются: направленность, способности, характер, темперамент.

Под направленностью понимают психологическое свойство личности, систему ее побуждений, взглядов, выражающееся в потребностях, мировоззрении, установках, целях жизни и деятельность личности.

Потребность – это испытываемая человеком устойчивая и сильная  нужда в чем-либо. Они направляют его интересы, мысли, движения. Удовлетворение потребности вызывает чувство удовольствия, неудача — плохое настроение и  самочувствие, недовольство и даже гнев, ярость, агрессию.

Потребности человека делятся  на две группы: материальные (социализированные) и духовные.

 Жизненные цели —  долгосрочные и среднесрочные  результаты, намеченные личностью  для реализации в планах жизни  и деятельности.

Мотивы — осознаваемые личностью побудительные силы конкретных выборов, решений и действий. Цель — то, к чему стремится человек, мотив — ради чего, для чего это  ему нужно. Мотивы характеризуют  типичные для личности, преобладающие  внутренние причины выборов ею целей, способов, поступков и действий. Одни и те же проявления активности могут порождаться разными мотивами.

Мировоззрение – совокупность идей, мнений, убеждений, взглядов личности на мир, жизнь, общество, это ценностные ориентации конкретного человека.

Способности – свойство личности, связанное с качествами личностями, которые благоприятствуют овладению каким-либо делом, эффективному его осуществлению. Различают частные  способности и способности к  определенному виду деятельности. К частным способностям относятся: интеллектуальные, творческие, деловые, организаторские, художественные, к наблюдению, к запоминанию, к выносливости, музыкальный слух и др. Они обусловлены, как правило, особым развитием отдельных качеств. Второй вид способностей — способности к определенной профессии, специальности, виду деятельности. Такая способность — всегда личностный комплекс. Она включает отдельные частные способности и качества, относящиеся к другим свойствам — направленности, характеру, психофизиологии.

Темперамент – свойство личности, характеризующее динамику протекания психических процессов (возбуждения и торможения), зависящую  от особенностей высшей нервной деятельности данного человека. Комплексы различных  психофизиологических особенностей служат основанием для выделения типов  темперамента. Есть четыре общих типа, обусловленных особенностями нервной  системы:

 • сангвинический. Наиболее  распространенный среди людей  тип. Человек, обладающий им, — сангвиник — отличается активностью, выраженностью и силой всех процессов, эмоциональностью, легкой переключаемостью, гибкостью, склонностью к разнообразию видов активности, устойчивостью, работоспособностью.

• холерический. Человек, обладающий им, — холерик — тоже отличается высокой активностью, повышенной эмоциональностью, легкой переключаемостью, работоспособностью, подвижностью, скоростью реакций, их силой, интенсивностью, быстрой адаптацией к новым условиям.

 • флегматический. В основе его — сильный, уравновешенный, но малоподвижный тип нервной системы. Флегматик работоспособен, обычно спокоен, сдержан, упорен, усидчив, устойчив, но медлителен, вяловат, а поэтому избегает перемен и ситуаций, где надо быстро реагировать, осторожен, долго обдумывает предстоящие действия, бывает, нерешителен, склонен к консерватизму;

 • меланхолический.  Наиболее характерная для меланхолика  природная предпосылка — слабость  нервных процессов. Склонен к отрицательным настроениям, грустным переживаниям, пессимистичен, подвержен растерянности, бывает плаксив. Работоспособность понижена. Эти особенности имеют другой стороной плюсы: хорошая наблюдательность, внимание к бедам других и отзывчивость, повышенная самокритичность.

 

Личность и её потенциал

Личность — это активно  осваивающий и целенаправленно  преобразующий природу, общество и  самого себя человек, обладающий уникальным, динамичным соотношением пространственно-временных  ориентации, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия перед природой. Личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и характеризуется поэтому пятью потенциалами.

Гносеологический (познавательный) потенциал определяется объемом  и качеством информации, которой  располагает личность. Эта информация складывается из знаний о внешнем  мире и самопознания. Этот потенциал  включает в себя психологические  качества, с которыми связана познавательная деятельность человека.

Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется приобретенной  ею в процессе социализации системой ценностных ориентации в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями. Речь идет здесь, следовательно, о единстве психологических и идеологических моментов, сознания личности и ее самосознания, которые вырабатываются с помощью  эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в ее мироощущении, мировоззрении и мироустремлении.

Творческий потенциал  личности определяется полученными  ею и самостоятельно выработанными  умениями и навыками, способностями  к действию созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации в той  или иной сфере труда, социально-организаторской  и критической деятельности.

Коммуникативный потенциал  личности определяется мерой и формами  ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с  другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.

Художественный потенциал  личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет. Художественная активность личности развертывается и в творчестве, профессиональном и самодеятельном, и в «потреблении»  произведений искусства.

 

Понятие индивидуальности

Индивидуальность обычно рассматривается как совокупность физиологических и психических  особенностей конкретного человека, характеризующих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих  интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.

Индивидуальность человека складывается из трех начал. Во-первых, каждый человек в чем-то сходен со всеми остальными. Во-вторых, каждый человек в чем-то одинаков с некоторыми другими индивидами. И наконец, в-третьих, каждый человек в чем-то не похож  ни на кого. В зависимости от того, как сочетаются эти начала, формируется  индивидуальность каждого конкретного  человека. При этом, как бы ни строилось это сочетание, нужно всегда помнить, что человек всегда одновременно имеет общее с остальными и не похож на остальных.

Каждый человек обладает устойчивым набором черт и характеристик, определяющих его действия и поведение. Данные черты проявляют себя в  достаточно длительном промежутке времени, благодаря чему можно зафиксировать  и почувствовать индивидуальность человека.

В то же время следует  отметить, что под влиянием опыта, общения с другими людьми, воспитания и образования происходит изменение  индивидуальности человека, иногда очень  существенное.

 

Формирование индивидуальности

Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп  факторов.

Первую группу составляют наследственность и физиологические  особенности человека. Наследственность сохраняет и передает внешние  черты человека.

Вторую группу факторов, формирующих индивидуальность человека, составляют факторы, проистекающие  из окружения человека. В общем  виде влияние этих факторов можно  рассматривать как влияние окружения  на формирование индивидуальности.

Информация о работе Понятие и структура личности и индивидуальности