Понятие и функции эмоций

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 23:51, контрольная работа

Описание работы

Эмоции человека и механизмы их лингвистического обеспечения всегда были предметом научных изысканий. Целый ряд наук изучают этот психологический феномен: психология, физиология, социология, философия, этика, медицина, биохимия, лингвистика, литературоведение. Очевидно, многообразием позиций и подходов объясняется обилие и неупорядоченность терминологии в работах по проблеме эмоций.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..2
1. Понятие и функции эмоций……………………………………………3
2. Свойства и виды эмоций и чувств…………………………………….9
Заключение…………………………………………………………….15
Список используемой литературы…………………………………...16

Работа содержит 1 файл

Психология.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

     На  основании телесных переживаний Кант делил эмоции на стенические (радость, воодушевление, гнев) - возбуждающие, повышающие мышечный тонус, силу, и астенические (страх, тоска, печаль) - ослабляющие.

     Деление эмоций на стенические и астенические имеет схематический характер. Некоторые  аффекты трудно отнести в одну или другую рубрику, и даже один и тот же аффект при разной интенсивности может выявлять то стенические, то астенические черты. По длительности течения эмоции могут быть краткосрочными (гнев, испуг) и длительными.

     Длительные  эмоции называются настроениями. Есть люди, которые всегда веселы, находятся в повышенном настроении, другие склонны к угнетенному состоянию, к тоске или всегда раздражены. Настроение - сложный комплекс, который частично связан с внешними переживаниями, частично основан на общем расположении организма к определенным эмоциональным состояниям, частично зависит от ощущений, исходящих из органов тела.

     Психическая сторона эмоций проявляется не только в переживании самой эмоции. Гнев, любовь и т.д. оказывают влияние на интеллектуальные процессы: представления, мысли, направление внимания, а так же на волю, действия и поступки, на все поведение.

     При ослаблении эмоционального напряжения, например в исходных состояниях раннего  слабоумия, наблюдаются ослабление воли, апатия. Влияние эмоций на интеллект и волю колеблется в очень широких пределах в зависимости от силы душевного волнения.

     При сильных аффектах (испуг, большая  радость, гнев, страх) обычный ход  ассоциаций нарушается, сознание бывает охвачено одним представлением, с которым связана эмоция, все другие исчезают, возникновение новых представлений, не связанных с эмоцией, тормозиться. Дальнейшее течение процессов неодинаково. При радости после первоначального «замирания» наступает наплыв множества представлений, находящихся в связи с обстоятельством, вызвавшим аффект. При страхе, горе, гневе возникшие вначале представления остаются в сознании на долгий срок. Аффект может разрешаться в бурных действиях и в столь сильных изменениях со стороны кровообращения и дыхания, что это иногда приводило к обмороку; наблюдались даже случаи мгновенной смерти. Человек с достаточно развитыми процессами торможения, несмотря на нарушение течения представлений при эмоциях, способен правильно оценить окружающую обстановку, и управлять своими действиями. Такие аффективные реакции, свойственные здоровому человеку, носят название физиологических аффектов.

     Взрывчатые  аффективные реакции, связанные  с потерей самообладания, называют примитивными реакциями.

     Различаются низшие эмоции, связанные с безусловно-рефлекторной деятельностью, основанные на инстинктах и являющиеся их выражением (эмоции голода, жажды, страха, эгоизма и т.п.), и высшие, подлинно человеческие эмоции - чувства.

       Чувства связаны с удовлетворением социально выработанных потребностей. Чувство долга, любви, товарищества, стыда, любознательности и т.п. формируются у человека по мере его включения в социальные связи, т.е. по мере становления индивидуума как личности. Переживая те или иные чувства, человек оперирует исторически выработанными нравственными и эстетическими понятиями («добро», «зло», «справедливость», «прекрасное», «безобразное» и т.д.),

     Таким образом, чувства в большей мере, чем эмоции, связаны со второй сигнальной системой. Эмоции ситуативно обусловлены, чувства могут быть длительными и устойчивыми. Наиболее устойчивые чувства являются свойствами личности (честность, гуманность и т.п.).

     В эмоциях и чувствах выражается эмоциональный опыт человека. Текущие внешние воздействия связываются с теми чувствами, которые мы раньше переживали. Приближающаяся грозовая туча обычно вызывает неприятное чувство, хотя мы в данный момент еще и не испытываем каких-либо вредных воздействий. Возникшее в этой ситуации чувство является результатом обобщения прежнего опыта.

     Возникновение и угасание чувств подчинено всем закономерностям формирования условного рефлекса.

     Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс однородных объектов. Таким образом, обобщенность и перенос чувств - одна из их закономерностей.

     Другая  закономерность - притупляемость чувств под влиянием длительно действующих раздражителей. Любимая песня надоедает, если ее постоянно и повсюду слышишь, шутка, повторяемая слишком часто, не вызывает удовольствия. Воздействие, вызывающее новые чувства, обычно предпочитается привычным надоевшим воздействиям. Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные чувства. Человек в известной мере привыкает ко всему, в том числе и к отрицательным воздействиям (неприглядным картинам, к неуютной обстановке и т.п.). Притупление отрицательных чувств опасно, так как вследствие этого они перестают сигнализировать о неблагоприятной обстановке и побуждать к ее изменению.

     Следующая закономерность - контраст чувств. Чувства, возникающие при воздействии различных раздражителей, сопоставляются и влияют друг на друга, взаимодействуют. Чувство досады от неэтичного поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации. Удовольствие сильнее чувствуется вслед за неудовольствием. Чем труднее судьба героя романа, тем радостнее воспринимается благополучный исход его злоключений.

     Одной из закономерностей чувств является их суммация. Чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммации чувств у нас всю жизнь укрепляется любовь и уважение к родителям, другу, к родным местам. Иногда эта суммация переживаний (например, накопление жизненных невзгод, неприятностей) может привести к аффекту, к очень сильной реакции по поводу внешне незначительного события. В результате суммации чувств повышается эмоциональная чувствительность к тем или иным объектам. Так, человек неоднократно попадавший в автомобильные катастрофы, садится в автомобиль с некоторым опасением.

     Иногда  противоположные чувства, проявляясь одновременно, также усиливают друг друга. Так, чувство страха, возникающее при переходе через пропасть, усиливает чувство удовольствия, связанное с преодолением препятствия.

     Эмоциональные состояния, не получившие исхода в соответствующих действиях, иногда замещаются эмоциональными состояниями, связанными с другой деятельностью. Так, неудача в одной деятельности, компенсируется успехом в другой деятельности.

     Одной из закономерностей эмоций является их переключаемость. Успешность переключения зависит от того, насколько велика значимость нового объекта.

     В ряде случаев сильные эмоции являются взаимно не совместимыми - создается  конфликтная ситуация. Так, у алкоголика любовь к семье противоборствует с ненавистью к ней, когда его лишают возможности принять алкоголь. Конфликт между противоположными, амбивалентными чувствами изживается различными способами: вытеснением одних чувств под каким-либо оправдательным предлогом, искажением отдельных представлений.

     Иногда  это может приобрести патологический характер, при котором объективная действительность становится как бы несовместимой с сознанием больного.

     Эмоции  и чувства имеют внешнее проявление - экспрессию. Внешнее выражение эмоций и чувств осуществляется движениями мышц лица (мимика), мышц тела (пантомимика - жесты, поза, осанка), изменениями тона голоса, темпа речи.

     Многие  внешние выражения эмоций являются невербальным способом общения. Тональность голоса, мимика, жесты помогают людям лучше понять друг друга, дополнить речевую коммуникацию.

        Однако следует учитывать и  то, что люди в значительной  мере могут  управлять внешними проявлениями чувств и эмоций. Это зависит от волевых качеств человека, от способности его переключать сознание на другие объекты, от переживания других, более сильных чувств.

     Часто более глубокие чувства бывают внешне мало выраженными и наоборот, эмоции по незначительному поводу проявляются очень выразительно. Переживания, связанные со второй сигнальной системой, внешне менее выразительны, чем переживания наглядно воспринимаемой ситуации. Человек, случайно упавший в лужу, проявляет свое смущение внешне более выразительно, чем в тех случаях, когда он попадает в лужу в фигуральном смысле слова. 
 
 
 
 
 

     Заключение. 

     Итак, эмоции имеют важнейшее значение дл живых существ, так как служат средством мобилизации организма, позволяющим преодолевать двойственные и неожиданные ситуации.

     Легко заметить, чем выше мы поднимаемся  по эволюционной лестнице, тем больше стереотипные эмоциональные реакции, свойственные низшим животным, уступают место сложным и разнообразным  формам поведения.

     Кроме того эмоциональная реакция зависит от умственного развития. В самом деле, очевидно, что чем выше этот уровень, тем легче индивидуум может понять причину несоответствия между тем, с чем столкнулся, и тем, чего ожидал, и благодаря этому уменьшить свою эмоциональную реакцию. Однако этот контроль, зависящий от умственного развития и позволяющий влиять на проявление собственных эмоций, не всегда бывает постоянным. Лишь немногие способны при любых обстоятельствах сохранять невозмутимое спокойствие. Чаще всего их поведение связано с социальным контекстом, в котором возникает данная ситуация. Человек может вести себя чрезвычайно деликатно в одной обстановке и, напротив, постоянно «срываться» в другой. Ситуация как будто такая же, но восприятие общего контекста делает ее совсем иной. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы. 

  1. Еникеев М. И. Юридическая психология: учебник / М. И. Еникеев. - 10-е изд., перераб. и  доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
  2. Каменская Е. Н.Основы психологии / Е. Н. Каменская; конспект лекций. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  3. Фернхем А. Личность и социальное поведение / А. Фернхем, П. Хейвен. - СПб.: Питер, 2001.
  4. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии: учебник / под ред. В.Я. Кикотя, В.Ю. Рыбникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     РАБОТУ  ВЫПОЛНИЛ                                                                     ЛУКЬЯНОВ А.Е.

     18.03.2011 г.

Информация о работе Понятие и функции эмоций