Понятие группы. Классификация групп и их характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:40, реферат

Описание работы

Вопросам исследования посвящено множество работ. Материал, изложенный в учебной литературе, носит в основном общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы данной темы. Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Проблема групп, в которые люди объединяються в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии.

Работа содержит 1 файл

психология и педогогика.docx

— 78.63 Кб (Скачать)

Таким образом, управление коллективом  – это руководство коллективной и индивидуальной психологией, учитывающее  все тонкости и сложности закономерностей  внутреннего мира человека и межличностных отношений. Высокая требовательность и демократизм руководителя опираются на понимание им психологических законов жизни коллектива.

 

3. Формальные и неформальные группы

 

Существует два типа групп: формальные и неформальные.

Формальные группы создаются по воле руководства и обычно выделяются как структурные подразделения  в организации. Они имеют формально  назначенного руководителя, формально  определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также  формально закрепленные за ними функции  и задачи. В организации существует три основных типа формальных групп:

► Командная (соподчиненная) группа руководителя (состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые также могут быть руководителями);

► Рабочая группа или группа на задании. Она обычно создается для решения отдельной задачи и может быть переформирована в другую, в зависимости от характера задачи (например, проектная группа);

► Комитеты создаются для заполнения пробелов в организационных структурах таким образом, чтобы решать задачи, не входящие в компетенцию ни одного из отделов, координировать деятельность отделов и выполнять специальные функции

Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками и т.п.

Данные группы существуют во всех организациях, хотя они не представлены в схемах, отражающих строение организации, ее структуру. Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила  и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах  складывается определенное распределение  ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного  лидера.

Несмотря на то, что неформальные организации создаются не по воле руководства, они являются мощной силой, которая при определенных условиях может фактически стать доминирующей в организации и сводить на нет усилия руководства. Более того, неформальные организации имеют  свойство взаимопроникать. Некоторые  руководители часто не осознают, что они сами примыкают к одной или нескольким таки неформальным организациям.

Чтобы справиться с  потенциальными проблемами и овладеть потенциальными выгодами неформальной группы, руководство должно признать неформальную организацию и работать с ней, прислушиваться к мнению неформальных лидеров и членов группы, учитывать  эффективность решений неформальных организаций, разрешать неформальным группам участвовать в принятии решений и гасить слухи путем  оперативного предоставления официальной  информации.

 

4. Межличностные отношения в группах и коллективах

 

Исследуя социально-психологические  аспекты взаимоотношений между  членами групп и, в частности, коллективов, можно установить несколько  видов этих взаимоотношений: официальные  и неофициальные; деловые и личные; рациональные и эмоциональные; руководителя и подчиненных.

Официальные отношения возникают между членами группы на должностной основе, утверждаются официально и соответствуют определенным установленным правилам.

Неофициальные отношения основываются на личных взаимоотношениях людей – для них не существует юридических норм и законов.

Деловые отношения возникают при выполнении членами группы своих должностных обязанностей, а личные – независимо от выполняемой работы.

Рациональными взаимоотношения становятся, когда за основу принимаются знания людей друг о друге, объективные оценки окружающих, а эмоциональными – когда превалируют субъективные оценки друг друга, основанные на личном восприятии человека (как правило, они сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями).

Взаимоотношения руководителя и подчиненных регулируют управление группой.

Межличностные отношения  в группе рассматривают либо в статике, т. е. в том виде, в каком они существуют в данный момент времени, либо в динамике, или развитии. Отношения в группах никогда не остаются неизменными, с течением времени под влияниям тех или иных обстоятельств они изменяются. Существует следующая закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон в личности. Особые нормы взаимоотношений в коллективе предопределяют положительное отношение человека к другим членам коллектива.

Заключение

 

Таким образом, группа - это союз двух и более людей, объединившихся вместе, чтобы достичь  конкретных целей.

Наиболее часто  люди объединяются в группы, чтобы  удовлетворить свои потребности  в усилении власти, обеспечении безопасности, самоуважении, общении, получении определенного  статуса.

Группы могут  быть формальными или неформальными. Формальные группы - это те, которые  предусмотрены в структуре организации  для выполнения конкретных задач. Неформальные группы создаются для удовлетворения социальных потребностей и общения  людей. Они оказывают существенное влияние на поведение людей в  организации и эффективность  ее работы, подчас не менее важное, чем  группы, формально предусмотренные  в организационной структуре.

Каждая группа формируется  и развивается по-своему. Вместе с тем в развитии различных  групп могут быть выявлены некоторые  общие закономерности.

Группы играют очень  важную роль в жизни каждого члена  организации. В любой организации  человек является членом формальных и неформальных групп. Это оказывает  на него огромное влияние, либо помогая  более полно раскрываться его  потенциалу, либо подавляя его способности  и желание работать с полной отдачей.

Поэтому менеджеры  должны учитывать этот факт в построении работы организации, в управлении кадрами, рассматривая каждого работника  как индивида, обладающего набором  определенных характеристик, как специалиста, призванного выполнять определенную работу, как члена группы, выполняющего определенную роль в групповом поведении.

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Луковцева А.К.  «Психология и педагогика. Курс лекций» -  2008 г.

2. Ссылка на сайт: http://www.newreferat.com/ref-12743-1.html

 


Информация о работе Понятие группы. Классификация групп и их характеристика