Понятие деятельности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 17:08, контрольная работа

Описание работы

Человек, в отличие от животного способен создать себе условия и обитать в любой среде и в любой точке земного шара и даже в космическом пространстве. Ни одно живое существо не в состоянии сравниться с ним по разнообразию, распространению и формам активности!

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 36.65 Кб (Скачать)

Игра - это такой вид  деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских  игр взрослых людей и детей). Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической  разрядки напряженностей, возникших  под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии  ослабить иным путем. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые - включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т.п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основаниями для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере, среди взрослых. Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение, а у взрослых служат средством общения, разрядки. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер ритуалов, учебно-тренировочных занятий, спортивных увлечений.

Учение выступает как  вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в  специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать  характер самообразования. Особенности  учебной деятельности состоят в  том, что она прямо служит средством  психологического развития индивида. Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом, прежде всего, связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества. Когда говорят о развитии человеческой деятельности, то имеют в виду следующие аспекты прогрессивного преобразования деятельности:

  • Филогенетическое развитие системы деятельности человека.
  • Включение человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития (онтогенез).
  • Изменения, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере их развития.
  • Дифференциацию деятельностей, в процессе которой из одних деятельностей рождаются другие за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности.

Филогенетическое преобразование системы человеческих деятельностей  совпадает по существу с историей социально-экономического развития человечества. Интеграция и дифференциация общественных структур сопровождались появлением у  людей новых видов деятельности. То же самое происходило по мере роста экономики, развития кооперации и разделения труда. Люди новых поколений, включаясь в жизнь современного им общества, усваивали и развивали  те виды деятельности, которые характерны для данного общества. Этот процесс интеграции растущего индивида в действующую систему деятельностей называется социализацией, и ее поэтапное осуществление предполагает постепенное вовлечение ребенка в общение, игру, учение и труд - те четыре основные вида деятельности, которые были кратко описаны выше. При этом каждый из названных видов деятельности сначала усваивается в самом элементарном виде, а затем усложняется и совершенствуется. Общение взрослого с окружающими людьми так же мало похоже на общение младенца или младшего школьника, как трудовая деятельность взрослых людей на детскую игру.

В процессе развития деятельности происходят ее внутренние преобразования. Во-первых, деятельность обогащается  новым предметным содержанием. Ее объектом и соответственно средством удовлетворения связанных с ней потребностей становятся новые предметы материальной и духовной культуры. Во-вторых, у  деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее течение  и совершенствуют результаты. Так, например, усвоение нового языка расширяет  возможности для записи и воспроизводства информации; знакомство с высшей математикой улучшает способность к количественным расчетам. В-третьих, в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других компонентов деятельности, они превращаются в умения и навыки. Наконец, в-четвертых, в результате развития деятельности из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности. Этот механизм развития деятельности описан А.Н.Леонтьевым и получил название сдвига мотива на цель. Действие этого механизма представляется следующим. Некоторый фрагмент деятельности - действие - поначалу может иметь осознаваемую индивидом цель, которая в свою очередь выступает как средство достижения другой цели, служащей удовлетворению потребности. Данное действие и соответствующая ему цель являются привлекательными для индивида постольку, поскольку они обслуживают процесс удовлетворения потребности, и только по этой причине. В дальнейшем цель этого действия может приобрести самостоятельную ценность, стать потребностью или мотивом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Понятно, конечно же, что  деятельность сопровождает человека всю  жизнь, какой образ жизни бы он не вёл. Виды деятельности формируют  человека во всех направлениях развития. Человек становится неповторимой личностью со своими положительными качествами и недостатками. Что отличает его от животного мира…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Гуревич П.С. Психология: Учеб пособие. - М: Знание, 2001.
  2. Кузин В.С. Психология: Учебник 4-е изд. перераб. и доп. - М: АГАР, 2003.
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.,1982.
  4. Популярная психология: Хрестоматия. - М,2000.
  5. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М, 2004.

1 http://ru.wikipedia.org/wiki/Деятельность

2 Философский   энциклопедический словарь М. 1983 с. 151.


Информация о работе Понятие деятельности человека