Понимание родителями особенностей юношеского возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:29, контрольная работа

Описание работы

Юность является не только этапом формирования личности, но и становления личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни. Выработка мировоззрения и жизненной позиции, выбор спутника жизни, создание своей семьи. Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т. п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.

Содержание

Введение…………………………………………………………….
3

1. Юность как стадия жизненного пути ………………………….
4

2. Общение в юности……………………………. ………………...
7

3. Взаимоотношения со взрослыми ………………………………
8

4. Понимание родителями особенностей
юношеского возраста………………………………………………

8

Заключение………………………………………………………….
10

Список используемой литературы…………

Работа содержит 1 файл

Возрастная психология.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

              В российской психологии юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания. Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет).

 

2.      Общение в юности

 

Содержание и характер общения юношей со всеми категориями партнеров определяются решением проблем, связанных со становлением и реализацией их как субъектов отношений в значимых сферах жизнедеятельности.

Общение юношей и девушек со взрослыми с родителями предполагает решение проблемы автономии выросших детей и авторитета родителей, проблемы взаимопонимания между ними. Отношения со взрослыми сложны. Но фактически влияние родителей по многим важным проблемам остается для юношей преобладающим.

Общение со взрослыми протекает неравномерно, стремительное усиление общения. Обсуждение проблем и вопросов сменяется периодом спада интенсивности общения, пока не накопятся новые беспокоящие проблемы. Смысл доверительного общения со взрослыми для старшеклассников состоит в возможности найти понимание своих проблем, сочувствие и помощь в их решении. Доверительность в общении как уважение к личности молодого человека, как вера в его потенциальную способность справиться с жизненными трудностями - важнейшая основа для новой гармонии родительско-детских отношений.

Общение со сверстниками продолжает играть большую роль в жизни юношей. В юношеском возрасте происходит увеличение потребности в общении, увеличение времени на общение и расширение его кругозора. Не только в школе, семье, но и в разных географических, социальных, виртуальных пространствах.

Параллельно с расширением сферы общения происходит и индивидуализация общения. У молодых людей развивается способность устанавливать дружеские отношения, более избирательные, тесные и глубокие. Поиск друга начинается уже в подростковом возрасте, но юношеская дружба интимнее и стабильнее. Дружба характеризуется верностью, близостью и устойчивостью. Юношеская дружба полифункциональна и многообразна: от простого совместного времяпрепровождения до глубочайшей исповедальности и самораскрытия. Однако юношеская дружба имеет свои сложности: свойственные возрасту требовательность и критичность по отношению к другому, бескомпромиссность порождают болезненные трудности и напряженность во взаимоотношениях со значимыми и близкими сверстниками. В ранней юности сильнее по сравнению с предыдущими возрастными этапами проявляется потребность в уединении. В уединении юноши и девушки проигрывают роли, которые им недоступны в реальной жизни. Они делают это в играх-грезах.

3.      Взаимоотношения со взрослыми

 

Значительное влияние на личность в юношеском возрасте оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением. Шестнадцатилетние юноши и девушки тянутся к старшим, жадно вслушиваются в их слова и всматриваются в их поведение. Дружба со взрослыми для них дорога и желанна. Потребность в эмоциональном контакте со старшим иногда принимает форму страстного увлечения, когда во взрослом видят живое воплощение своего идеала. Сфера взаимоотношений с родителями на протяжении всего периода взросления остается значимой и оказывает сильное влияние на формирование личности.

Существует несколько относительно автономных психологических  механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

              Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины. Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на формирование соответствующих черт характера.

              Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности [4, c.108-109].

              Отношения к юношам в семье постепенно меняются: если раньше он считался маленьким, о котором все заботились, то теперь наоборот, требуется его забота о ком-то.

             

              4. Понимание родителями особенностей юношеского возраста

 

Юношеский возраст… Сколько тревог переживают родители, произнося эту фразу. Сколько книг написано о таинственной душе юношей и девушек. В юности часто проявляются трудности коммуникативного характера, которые часто и резко накладывают отпечаток на последующее развитие личности. Своевременно заметив их вдумчивый родитель может помочь старшекласснику справиться с этими трудностями и выработать свой стиль отношений, соответствующий его психологической индивидуальности. Необходимое условие этого – безукоризненный педагогический такт и искренняя заинтересованность. Грубое, бесцеремонное вторжение во внутренний мир юноши, для которого его коммуникативные качества исключительно важны, абсолютно недопустимо [5, c.244].

Для этого возраста характерно желание самоутвердиться, стать личностью. Не случайно в эти годы так обостряется чуткость юной души ко всему героическому, романтическому, необычному.

Рассуждая теоретически, хорошие родители знают о своем ребенке значительно больше, чем кто бы то ни было другой, даже больше, чем он сам. Ведь родители наблюдают за ним изо дня в день на протяжении всей его жизни. Но изменения,  происходящие в юношеском возрасте, часто совершаются слишком быстро для родительского глаза. Ребенок вырос, изменился, а любящие родители все еще видят его таким, каким он был несколько лет назад, причем собственное мнение кажется им непогрешимым. «Главная беда с родителями – то, что они знали нас, когда мы были маленькими», - заметил 15-летний мальчик [6, c.293].

Понять внутренний мир ребенка в юношеском возрасте можно только при условии уважения  к нему, приняв его как некую автономную реальность. Самая распространенная и совершенно справедливая жалоба юношей и девушек на своих родителей: «Они меня не слушают!». Спешка, неумение и нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.

Слушая ребенка, необходимо дать ему понять и прочувствовать, что мы, родители  понимаем его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он нам рассказывает. Для этого следует выслушать ребенка, а затем своими словами повторить то, что он рассказал. Этим самым мы «убьем» трех зайцев:

- ребенок убедится, что его слышат;

- ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;

- ребенок убедится, что родители его поняли правильно.

              Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда нужно отдавать предпочтение мимике, выражению лица, жестам, тону. Очень важно поддерживать и подбадривать ребенка без слов. Улыбнутся, обнять, подмигнуть.

              Отсутствие доверительных отношений со взрослыми в юношеском возрасте – одна из главных причин тревожности, которую испытывают старшие школьники.

              Из вышесказанного можно сделать вывод, если дети в юношеском возрасте чувствуют любовь и понимание родителей, к нему внимательны, но не навязчивы, то этот сложный период взросления пройдет у детей, скорее всего, гладко, без срывов. И наоборот, если юноша ощущает заброшенность, ненужность, непонимание то появляется черствость, эгоизм, агрессия по отношению к другим.

 

Заключение

 

              В заключении можно сказать, что юность - самая прекрасная пора человеческой жизни, потому что именно в юности человек начинает понимать этот мир, людей, себя, понимать, какое место в этом непростом мире он занимает.

              Юношеский возраст является одним из важных этапов становления зрелой личности. В этот период происходит взросление человека, его профессиональное самоопределение, усвоение норм отношений между людьми.

              Современный, постоянно изменяющийся мир требует от юношей активной жизненной позиции, определенной дерзости духа, умения принимать смелые решения и брать ответственность за свои действия. Таким образом, этот возраст является сосредоточением многих потенциальных возможностей человека. Судьба которых часто зависит от поступков, сделанных в юношестве.

Мы привыкли называть юношеский возраст трудным. Но все трудности объяснимы и понимаемы. Во-первых, мы должны понимать, что это переходный период, от детства к взрослости, от полной зависимости к самостоятельности и ответственности.

              Любить своих детей нужно любыми – неталантливых, неудачливых, взрослых. Общаясь с ними радоваться, потому, что ребенок – это праздник, который пока с нами.

Если  родители хотят, чтобы их слова доходили до ума юношей и девушек, надо разжигать огонек эмоциональной оценки окружающего мира. Вслушиваться в то, что тревожит детей в этом возрасте.

              Взрослые всегда должны помнить, что взрослеющим детям хочется видеть в родителях друзей, которые помогут решить проблемы самосознания и самоопределения. Самому сделать это бывает не под силу, появляется чувство безысходности, и не от отсутствия информации, а от отсутствия взаимопонимания, сочувствия. Причем юношам и девушкам часто легче поговорить о проблемах со взрослыми, чем с ровесником. Перед родителями легче проявить беспомощность, слабость, незащищенность. Если, конечно, в семье нет эмоционального напряжения. Если же это напряжение присутствует, не избежать конфликтов.

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.      Кон И.С. Психология ранней юности: Кн.для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.

 

2.      Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М., 1994.

 

3.      Хьелл Л.,Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд.– СПб.:Питер. 2008. – 607 с.

 

4.      Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005,  - 349  с.

 

5.      Диалоги о воспитании: Книга для родителей / Под ред. В.Н.Столетова; Сост.О.Г.Свердлова. – 3-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1985. – 288 с.

 

6.      Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б.М.Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. – 2-изд.. доп. – М.: Педагогика, 1989. – 304 с.

 

7.      Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. – СПб.: Питер, 2006. – 240 с.

 

 

8.      Столяренко Л.Д. Основы психологии. 14-е изд. Учебное пособие/Л.Д.Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 672с.

 

9.      Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.

 

 



Информация о работе Понимание родителями особенностей юношеского возраста